// Тольяттинский автозавод избавляется от рабочих
Газета «Коммерсантъ» № 171 (4226) от 16.09.2009 На проходных АвтоВАЗа вчера был вывешен приказ президента ОАО Игоря Комарова "Об оптимизации численности руководителей, специалистов и служащих", согласно которому к середине декабря с предприятия должны быть уволены 4997 сотрудников. В правительстве Самарской области считают, что это не последняя волна увольнений. Тем временем Министерство промышленности и торговли РФ предлагает наладить в Тольятти производство пластиковых игрушек, детских электромобилей и велосипедов, а независимый профсоюз призывает к акциям протеста.
Приказ о сокращении 4997 сотрудников появился на проходных АвтоВАЗа — согласно Трудовому кодексу, за три месяца до увольнения, запланированного на 14 декабря. Вместе с ним появилось распоряжение об отмене с того же дня режима неполной рабочей недели, который был введен приказом президента ОАО от 23 июня 2009 года и действует с 1 сентября. В приказе говорится также о сокращении числа вице-президентов компании — требование об этом традиционно выдвигается на всех акциях протеста рабочих автозавода. В пресс-службе АвтоВАЗа уточнили, что подвижки в этом вопросе есть: вице-президентов будет 12 вместо 30.
Согласно отчету АвтоВАЗа, за второй квартал 2009 года на заводе работало 102 тыс. человек. По данным Минздравсоцразвития, администрация предприятия ранее планировала сокращение 36 тыс. сотрудников. По словам собеседника "Ъ" в правительстве Самарской области, не пожелавшего огласки своего имени, "решение по остальным 31 тыс. сотрудников будет принято позднее". "Об этом все знают, но никто не скажет официально, потому что боятся социальных волнений",— добавил он.
На решение президента АвтоВАЗа о сокращении вчера отреагировал прокурор Самарской области Юрий Денисов. "Я дал поручение прокурору города Тольятти проверить законность приказа о сокращении численности сотрудников ОАО АвтоВАЗ, последующей процедуры по его реализации, соблюдения прав и социальных гарантий при высвобождении работников",— заявил господин Денисов. Также вчера департамент труда и занятости правительства Самарской области объявил о том, что "принимает меры для снижения напряженности на рынке труда в Тольятти". Снижать напряженность областные власти намерены, привлекая уволенных рабочих "на общественные и временные работы на объектах городского хозяйства". На эти цели предполагается выделить более 300 млн руб.
Лояльный администрации АвтоВАЗа профком, входящий в состав Всероссийского профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, начал переговоры с 3 тыс. сотрудников пенсионного и 1,5 тыс. предпенсионного возраста об их уходе по собственному желанию. "Если эти люди согласятся уволиться сами, то реально неприятные процедуры коснутся только 500 человек, которые могут легко пройти переобучение и получить новые специальности",— заявил "Ъ" председатель профкома Николай Карагин. Правда, кто будет заниматься их переобучением, пока неясно. Директор департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития РФ Татьяна Блинова заявила "Ъ", что на федеральном уровне уже сделано все возможное и проблемы увольняемых сотрудников должны решать теперь областные власти. По ее словам, "все необходимые финансы уже поступили в регион", но "в данный момент должного уровня активности и ответственности мы, к сожалению, не отмечаем".
В департаменте информации правительства области, ссылаясь, в свою очередь, на дирекцию по персоналу ОАО АвтоВАЗ, говорят, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников им будут предлагать другую имеющуюся на заводе работу (вакантные должности) в соответствии с Трудовым кодексом. По данным областного правительства, сейчас на заводе на временных работах занято около 200 человек, а в городе к общественным работам (каким, не уточняется) привлечено более 500.
Официального комментария от мэрии Тольятти вчера получить не удалось: курирующий вопросы занятости в городе первый заместитель мэра Вадим Кирпичников весь день провел на совещаниях, затянувшихся до позднего вечера. При этом в городском департаменте экономического развития "Ъ" заявили, что "городская программа поддержки занятости, конечно, существует и корректируется", но раскрыть детали отказались, уточнив только, что пока официально никакой информации об увольнениях на АвтоВАЗе в городской центр занятости не поступало.
Вчера же на сайте Минпромторга появился доклад заместителя министра Станислава Наумова о развитии бизнеса в России, в котором предлагается наладить в Тольятти "производство игрушек полного цикла из пластика". Чиновник также считает возможным наладить в городе выпуск ("из импортных комплектующих с последующей локализацией") велосипедов, детских конструкторов, электромобилей и развивающих игр. "Речь идет о проекте группы компаний "Гранд Тойз" по созданию технопарка в г. Тольятти для производства игр и игрушек",— говорится в докладе замминистра, опубликованном на сайте ведомства.
Лидер независимого профсоюза "Единство", объединяющего работников АвтоВАЗа и находящегося в оппозиции к администрации предприятия, Петр Золотарев заявил вчера, что члены профсоюза собираются активно протестовать против увольнений. "Мы пока только планируем митинг, но сидеть сложа руки однозначно не будем. В сегодняшних условиях эти 5 тыс. человек не смогут найти себе работу",— сказал господин Золотарев. К "Единству" готовы присоединиться тольяттинские коммунисты. "19 октября мы проводим общероссийскую акцию протеста против бездарной политики государства в условиях кризиса, и на этом митинге вопрос об увольнениях на автозаводе наверняка будет подниматься",— заявил член бюро горкома КПРФ Владимир Поплавский. Акцию протеста планируют и в тольяттинском горотделении ЛДПР
kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1238158
Год заката АвтоВАЗа
// ДосьеГод заката АвтоВАЗа
// Досье
В октябре 2008 года стало известно, что на складах завода скопилось 100 тыс. непроданных автомобилей.
29 декабря из-за перепроизводства остановлен главный конвейер. Завод возобновил работу лишь 2 февраля 2009 года.
5 февраля 2009 года завод остановлен на несколько дней — ряд поставщиков отказались отгружать комплектующие из-за долгов.
30 марта премьер Владимир Путин посетил АвтоВАЗ и одобрил выделение ему 25 млрд руб. госсредств. Одновременно объявлено, что завод может получить до 90 млрд руб. кредитов госбанков — но эти деньги так и не поступили.
16 мая в Сочи Владимир Путин продемонстрировал журналистам приобретенную им продукцию АвтоВАЗа — трехдверную "Ниву".
2 июля АвтоВАЗ обнародовал финансовую отчетность по МСФО за 2008 год, объявив об убытке в 24,7 млрд руб.
28 июля на совещании у губернатора Самарской области Владимира Артякова руководство завода признало, что не может выполнить антикризисную программу и к концу года выпустит всего около 330 тыс. машин вместо 590 тыс. обещанных.
С 1 июня на заводе отменена вторая смена, а рабочая неделя сокращена с 48 до 40 часов.
25 июня на собрании акционеров завода принято решение сократить число вице-президентов с 27 до 13. Среди уволенных оказались ряд топ-менеджеров, представлявших французскую Renault, в том числе один из авторов антикризисной программы АвтоВАЗа, исполнительный вице-президент Ян Венсан.
22 июля объявлено о введении в сентябре 20-часовой рабочей недели и сокращении зарплаты рабочих на 50%.
28 июля в СМИ появились сообщения о планах менеджмента завода сократить до 30 тыс. рабочих.
3 августа из-за перепроизводства остановлен главный конвейер (работа возобновилась лишь 1 сентября).
6 августа в Тольятти прошел митинг рабочих под лозунгами "Долой бездарный менеджмент!" и "Даешь национализацию!", на который собралось до 3 тыс. человек.
21 августа "Ростехнологии" объявили о намерении объединить АвтоВАЗ и КамАЗ.
25 августа президент АвтоВАЗа Борис Алешин подал в отставку, его место занял вице-президент Игорь Комаров.
14 сентября вышел приказ об увольнении около 5 тыс. сотрудников завода
kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1238351
От редакции: Игра в развитие
16.09.2009, 174 (2444)От редакции: Игра в развитие
16.09.2009, 174 (2444)
Вчера Минпромторг прогремел на всю страну как возможный спаситель рабочих «АвтоВАЗа». Для этого замминистра Станиславу Наумову всего лишь пришлось упомянуть в докладе на конференции «Ведомостей» о проекте создания технопарка по производству игр, игрушек, велосипедов и электромобилей в Тольятти. Новость быстро разошлась по онлайновым СМИ, инициативу поддержал официальный профсоюз «АвтоВАЗа». При известном комизме ситуации (не смогли делать взрослые автомобили — будете делать игрушечные) новость вроде бы хорошая: власти при поддержке бизнеса (проект предложен Национальной ассоциацией игрушечников и компанией «Гранд тойз») делают попытку диверсификации трудового рынка одного из самых проблемных моногородов России. Тем более что «АвтоВАЗ» наконец созрел для массовых сокращений.
Но, к сожалению, в этом случае развитие игрушечного бизнеса наследует основные родовые травмы бизнеса взрослого и рискует пойти по его печальному пути.
В докладе замминистра употребляются слова «технопарк» и «технозона», которые не всегда являются синонимами. Непонятно, идет ли речь о небольшом технопарке, создаваемом местной властью, или об особой экономической зоне (ОЭЗ), регулируемой на федеральном уровне. Амбиции большие: производство полного цикла игрушек из пластмассы и развивающих игр, сборочные производства велосипедов и электромобилей из импортных комплектующих с последующей локализацией. Если это будет особая зона, перспективы тоже не ясны: у ОЭЗ много законодательных ограничений, а кризис сильно сократил возможности инвестирования (прежде всего властей в инфраструктуру).
Непонятен выбор профиля производства. Возможно, под игрушки и велосипеды легче переориентировать площадки «АвтоВАЗа», но делались ли оценки рынка? Сейчас даже при 15%-ной импортной пошлине на большинство видов игрушек и 15-20%-ной на велосипеды рынок предпочитает импорт. Например, игрушки в России на 70% китайские. Сделать массовое производство игрушек дешевле, чем в Китае, и производство велосипедов качественнее, чем в США, будет, мягко говоря, трудно. И на этом пути производители обязательно попросят поднять пошлины, потом — запретить правый руль у электромобилей. А потом как бы не дошло до массовых сокращений
www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/09/16/2...
@темы: Криз_из...., План_Путина-это_не_блеф,не_подстава!_(с), Превед._Я_Медвед!, Экономика, Авто, Nasha_Раша, Политика, Статьи