Rate your life
Рейтинговые сообщества в Живом журналеКогда чего-то становится слишком много, лучший способ не почувствовать себя беспомощным перед лицом надвигающегося хаоса - этот хаос посчитать. Рейтинг - как раз тот самый способ, изобретенный человечеством для борьбы с потоками информации. В том числе информации культурной, в океане которой слишком легко потерять последние ориентиры.
Именно острая потребность в навигации, причем исходящей от заведомо неангажированной среды (не от критиков и не от производетелей "культтоваров"), и породила рейтинговые сообщества в "Живом журнале".
Первые из них появились на просторах американского "ЖЖ" около трех лет назад. Их достаточно долгая по меркам ЖЖ история началась с музыкального коммьюнити "thefuckyoucrew". С годами оно потеряло приставку "the" и сейчас называется просто "fuckyoucrew" . Механизм работы сообщества довольно прост: желающий вступить в него должен написать двадцатку музыкальных групп, а затем защитить свой выбор, доказав в дискуссии с уже принятыми участниками, что именно эти 20 групп имеют право носить гордое имя "of all time bands" ("групп всех времен и народов"). Но как правило, даже хорошо подобранной и небанальной двадцатки групп недостаточно, для того чтобы стать полноправным участником сообщества. От претендента требуются не только глубокие познания в музыке, он должен быть остроумным, интересным собеседником, достаточно искушенным в словесных баталиях, чтобы достойно отбиваться от едких и порою жестких нападок старожилов сообщества. Надо ли говорить, что вступить в "fuckyoucrew" удается лишь единицам, но, несмотря на это, наплыв желающих не иссякает до сих пор (сейчас это примерно один человек в день). Угодить всем членам "fuckyoucrew" (а их на данный момент 90 человек) и составить "идеальный" список, который удовлетворил бы всех, невозможно из-за разнообразия характеров и музыкальных вкусов участников: один будет в восторге от наличия японского нойза, но разозлится из-за отсутствия пост-роковых групп, другой будет покорён, увидев в списке представителей британского нью-вэйва, но возмутится тем, что в списке нет ни одного черного музыканта.
Сообщество пользуется огромной популярностью среди американских и европейских ЖЖ-юзеров, а его участники - например, такие, как lostcosmonaut или wedrinkbitter, - являют собой пример настоящей "западной ЖЖ-элиты". Вокруг "fuckyoucrew" разгораются нешуточные страсти. Во многом это связано с тем, что не попав туда (а эта участь, как правило, ожидает 90% претендентов), практически невозможно уйти не обиженным, так как форма отказа редко бывает вежливой и дружелюбной. Отверженные юзеры даже создали специальное сообщество "fucknomusic", где можно выговориться и поплакаться в жилет десяткам таких же неудачников.
Отдельного разговора заслуживает такой поистине уникальный жж-феномен (по крайней мере, для русского ЖЖ), как "fakejournal" ("поддельный", "ненастоящий" журнал). В правилах сообщества "fuckyoucrew" отдельным пунктом говорится о том, что "любые попытки вступить в сообщество, используя fakejournal, будут немедленно пресекаться, а их авторов пожизненно исключат из коммьюнити". Самое интересное, что прецеденты возникали неоднократно - связано это, конечно, с желанием отверженных юзеров попробовать еще раз вступить в сообщество, тогда как по правилам они могут сделать это только однажды. Провалив вступительный экзамен, вы уже не имеете второго шанса. Показательна история об одном американском ЖЖ-юзере, который убив уйму времени, создал себе не только липовый журнал, но и выдумал несуществующих друзей, одного из которых нарек вангоговским именем "thepotatoeater", чтобы комментировать от их лица собственные же записи.
По схожей модели работают и другие рейтинговые сообщества, которых благодаря успеху "fuckyoucrew" развелось бесчисленное множество. Их можно разделить на две условные группы: в первой окажутся те, которые были созданы кем-либо из команды "fuckyoucrew" с использованием, так сказать, авторских прав. Во второй - сообщества-клоны, среди которых есть вполне яркие проекты, но в большинстве своем это лишь неудачные копии оригинала. Из первой группы стоит выделить синефильское "theflickyoucrew", литературное "thebookyoucrew", искусствоведческое "theartyoucrew". "Жюри" этих коммьюнити вполне компетентно, и обсуждения двадцаток фильмов, книг и картин читать порой не менее интересно, чем музыкальные топы.
Но, как известно, любая удачная идея со временем начинает беспощадно эксплуатироваться, а иногда и вовсе доводится до абсурда. Результатом этого стало появление сообществ наподобие "theboozeyoucrew" (на суд выносится 20-ка алкогольных напитков), "thehumpyoucrew" (топ 20 известных личностей, с которыми вы бы хотели заняться сексом), "theskimyoucrew" (топ 10 самых удачных с точки зрения литературного стиля постов в вашем живом журнале), "shampooyoucrew" (топ 5 шампуней) и так далее в том же духе.
Как бы то ни было, основная идея рейтинговых сообществ присутствовала и в этих коммьюнити тоже - и в первую очередь это, конечно же, игра. А игра остается игрой лишь до тех пор, пока соблюдаются установленные правила ("правила игры бесспорны и обязательны"). Так вот, по этим правилам, судьба каждого претендента определяется путем голосования участников сообщества, в случае же если они не уверены, сказать "да" или "нет", они могут потребовать от претендента ответить на дополнительный вопрос - к примеру, в музыкальном сообществе это будет что-то наподобие "назови мне топ 5 блюзменов конца 50-х" или "топ 5 блэк-металл групп". Таким образом, довольно легко выяснить, насколько формально глубоки познания человека в музыке (литературе, кинематографе, искусстве etc). Несложно догадаться, что с помощью таких топ 5 теоретически можно поставить в тупик любого человека, во-первых, потому, что знать абсолютно все просто невозможно, а во-вторых, достаточно просто задать топ 5, на который в принципе нельзя дать адекватного ответа (что-нибудь типа "топ 5 стандартов для игры на волынке").
В "реальной жизни" мы зачастую стремимся общаться с людьми, близкими нам по интеллектуальному уровню и имеющими схожие интересы. Мы ориентируемся на приветливых, дружелюбных и, иногда, чуть менее умных, чем мы сами, людей, ведь задавак и насмешников не любит никто, и никому, кроме совсем уж отъявленных спорщиков, не интересно нарваться в споре на человека в какой-то области более продвинутого, к тому же еще и сноба. Но именно это чаще всего и происходит в рейтинговых сообществах. Люди, желающие туда вступить, обычно лишены иллюзий насчет того, как и в какой форме с ними будут разговаривать (само название "fuckyoucrew" довольно прозрачно намекает на тон предстоящей дискуссии). Что же движет человеком, добровольно идущим на казнь, вынужденным в одиночку отбиваться от целой группы недружелюбно настроенных и незнакомых ему интернет-пользователей? Первый ответ, который приходит в голову, - любопытство, вперемешку со стадным чувством. Желание что-то доказать себе, элементарно самоутвердиться. Отстоять свои вкусы, померившись силами с "само-избранными" и, чем черт не шутит, самому пополнить их ряды (неудачный опыт предшественников при этом обычно игнорируется). Интересно то, что те немногие, кому это удается, пройдя через испытание начинают с утроенной энергией пытать других новичков.
Правилами игры не может быть предусмотрено никакой объективности со стороны модераторов сообщества. Любой уважающий себя меломан прекрасно понимает, что списком из двадцати групп нельзя доказать или опровергнуть наличие хорошего вкуса, вся соль, конечно же, в дискуссии, которая разворачивается при обсуждении 20-ки. Здесь есть много отработанных приемов или моделей поведения (кто-то начинает хамить в ответ на хамство, кто-то наоборот отвечает очень вежливо или заискивающе, терпя поток грязи, кто-то нервно юморит и т.д.), но не один не работает так хорошо, как умение оставить за собой последнее слово, до последнего защищая свой выбор, даже, быть может, приняв внутренне тот факт, что он далеко не идеален.
На самом-то деле, всегда оценивается сам человек, а не его выбор - и это бесспорный факт, чтобы ни говорили и ни писали в правилах модераторы рейтинговых сообществ. Гармония не всегда проверяется алгеброй, поэтому субъективность оценок участников коммьюнити и личностный подход неизбежны. Для большинства участников понятие "игры", заложенное в идее рейтинговых сообществ, низводится до банального развлечения, возможности сорвать злость или просто убить время.
Вместе с тем рейтинговые сообщества - это, в первую очередь, "клубы по интересам", исполняющие огромную просветительскую и навигаторскую функции. Ведь даже не взяв кандидата в коммьюнити, его члены могут дать ему огромное количество рекомендаций в интересующей его области (музыки, кино, книг и т.д.). Этот процесс культурного обогащения взаимный, ведь оценивая новые двадцатки, члены сообщества время от времени неминуемо открывают и для себя новые имена.
* * *
Рано или поздно, рейтинговые сообщества должны были докатиться и до русского ЖЖ. В начале сентября четырьмя юзерами (имеющими, что интересно, опыт неудачных попыток вступить в "fuckyoucrew") было образовано музыкальное коммьюнити "kill__yr__idols", а вслед за ним вскоре появились два кинематографических сообщества - "movie_killers" и "starsfucking". Единственное формальное отличие русского "kill__yr__idols" от американского "fuckyoucrew" состоит в том, что по правилам сообщества претендент должен написать не двадцать своих любимых групп, а двадцать любимых музыкальных альбомов, причем повторение одной группы в рамках списка допускается.
Как и любое явление, вызвавшее общественный резонанс (пусть и в рамках "Живого журнала"), "kill__yr__idols" стало периодически подвергаться критике со стороны многих жж-юзеров ("высоколобое сообщество, культивирующее снобизм", "настолько наглядного примера упоения властью в исполнении воинствующего ничтожества я не видел никогда", "эти люди создают так называемые элитные сообщества, для которого пишут свод правил, обеспечивающих им право на безнаказанное глумление над тем, кто может быть сильнее их, умнее, интереснее" и т.д.), но в известном смысле и благодаря этому быстро стало обретать популярность. Зерна упали в благодатную почву, и идея рейтинговых сообществ оказалась вполне востребованной и для России. Несложно спрогнозировать появление в ближайшем будущем, к примеру, литературного рейтингового коммьюнити - аналога англоязычного "thebookyoucrew", а также дальнейшей эксплуатации этой идеи. Пример тому - недавно появившееся шуточное сообщество "fuck_yer_girlz".
Жан Бодрийяр писал, что эпоха постмодернизма породила конец искусства, которое стало "простым производством эстетических ценностей". Рейтинговые сообщества как продукт безусловно провокативной культуры постмодернизма довольно ярко иллюстрируют эту тенденцию. Когда людям тяжело ориентироваться в условиях переизбытка информации, они предпочитают играть в экспертов сами. Не самая бесполезная игра.
27 сентября 2005, 09:48 Николай Пророков
http://www.polit.ru/culture/2005/09/27/rate.html
Рейтинговые сообщества в Живом журналеКогда чего-то становится слишком много, лучший способ не почувствовать себя беспомощным перед лицом надвигающегося хаоса - этот хаос посчитать. Рейтинг - как раз тот самый способ, изобретенный человечеством для борьбы с потоками информации. В том числе информации культурной, в океане которой слишком легко потерять последние ориентиры.
Именно острая потребность в навигации, причем исходящей от заведомо неангажированной среды (не от критиков и не от производетелей "культтоваров"), и породила рейтинговые сообщества в "Живом журнале".
Первые из них появились на просторах американского "ЖЖ" около трех лет назад. Их достаточно долгая по меркам ЖЖ история началась с музыкального коммьюнити "thefuckyoucrew". С годами оно потеряло приставку "the" и сейчас называется просто "fuckyoucrew" . Механизм работы сообщества довольно прост: желающий вступить в него должен написать двадцатку музыкальных групп, а затем защитить свой выбор, доказав в дискуссии с уже принятыми участниками, что именно эти 20 групп имеют право носить гордое имя "of all time bands" ("групп всех времен и народов"). Но как правило, даже хорошо подобранной и небанальной двадцатки групп недостаточно, для того чтобы стать полноправным участником сообщества. От претендента требуются не только глубокие познания в музыке, он должен быть остроумным, интересным собеседником, достаточно искушенным в словесных баталиях, чтобы достойно отбиваться от едких и порою жестких нападок старожилов сообщества. Надо ли говорить, что вступить в "fuckyoucrew" удается лишь единицам, но, несмотря на это, наплыв желающих не иссякает до сих пор (сейчас это примерно один человек в день). Угодить всем членам "fuckyoucrew" (а их на данный момент 90 человек) и составить "идеальный" список, который удовлетворил бы всех, невозможно из-за разнообразия характеров и музыкальных вкусов участников: один будет в восторге от наличия японского нойза, но разозлится из-за отсутствия пост-роковых групп, другой будет покорён, увидев в списке представителей британского нью-вэйва, но возмутится тем, что в списке нет ни одного черного музыканта.
Сообщество пользуется огромной популярностью среди американских и европейских ЖЖ-юзеров, а его участники - например, такие, как lostcosmonaut или wedrinkbitter, - являют собой пример настоящей "западной ЖЖ-элиты". Вокруг "fuckyoucrew" разгораются нешуточные страсти. Во многом это связано с тем, что не попав туда (а эта участь, как правило, ожидает 90% претендентов), практически невозможно уйти не обиженным, так как форма отказа редко бывает вежливой и дружелюбной. Отверженные юзеры даже создали специальное сообщество "fucknomusic", где можно выговориться и поплакаться в жилет десяткам таких же неудачников.
Отдельного разговора заслуживает такой поистине уникальный жж-феномен (по крайней мере, для русского ЖЖ), как "fakejournal" ("поддельный", "ненастоящий" журнал). В правилах сообщества "fuckyoucrew" отдельным пунктом говорится о том, что "любые попытки вступить в сообщество, используя fakejournal, будут немедленно пресекаться, а их авторов пожизненно исключат из коммьюнити". Самое интересное, что прецеденты возникали неоднократно - связано это, конечно, с желанием отверженных юзеров попробовать еще раз вступить в сообщество, тогда как по правилам они могут сделать это только однажды. Провалив вступительный экзамен, вы уже не имеете второго шанса. Показательна история об одном американском ЖЖ-юзере, который убив уйму времени, создал себе не только липовый журнал, но и выдумал несуществующих друзей, одного из которых нарек вангоговским именем "thepotatoeater", чтобы комментировать от их лица собственные же записи.
По схожей модели работают и другие рейтинговые сообщества, которых благодаря успеху "fuckyoucrew" развелось бесчисленное множество. Их можно разделить на две условные группы: в первой окажутся те, которые были созданы кем-либо из команды "fuckyoucrew" с использованием, так сказать, авторских прав. Во второй - сообщества-клоны, среди которых есть вполне яркие проекты, но в большинстве своем это лишь неудачные копии оригинала. Из первой группы стоит выделить синефильское "theflickyoucrew", литературное "thebookyoucrew", искусствоведческое "theartyoucrew". "Жюри" этих коммьюнити вполне компетентно, и обсуждения двадцаток фильмов, книг и картин читать порой не менее интересно, чем музыкальные топы.
Но, как известно, любая удачная идея со временем начинает беспощадно эксплуатироваться, а иногда и вовсе доводится до абсурда. Результатом этого стало появление сообществ наподобие "theboozeyoucrew" (на суд выносится 20-ка алкогольных напитков), "thehumpyoucrew" (топ 20 известных личностей, с которыми вы бы хотели заняться сексом), "theskimyoucrew" (топ 10 самых удачных с точки зрения литературного стиля постов в вашем живом журнале), "shampooyoucrew" (топ 5 шампуней) и так далее в том же духе.
Как бы то ни было, основная идея рейтинговых сообществ присутствовала и в этих коммьюнити тоже - и в первую очередь это, конечно же, игра. А игра остается игрой лишь до тех пор, пока соблюдаются установленные правила ("правила игры бесспорны и обязательны"). Так вот, по этим правилам, судьба каждого претендента определяется путем голосования участников сообщества, в случае же если они не уверены, сказать "да" или "нет", они могут потребовать от претендента ответить на дополнительный вопрос - к примеру, в музыкальном сообществе это будет что-то наподобие "назови мне топ 5 блюзменов конца 50-х" или "топ 5 блэк-металл групп". Таким образом, довольно легко выяснить, насколько формально глубоки познания человека в музыке (литературе, кинематографе, искусстве etc). Несложно догадаться, что с помощью таких топ 5 теоретически можно поставить в тупик любого человека, во-первых, потому, что знать абсолютно все просто невозможно, а во-вторых, достаточно просто задать топ 5, на который в принципе нельзя дать адекватного ответа (что-нибудь типа "топ 5 стандартов для игры на волынке").
В "реальной жизни" мы зачастую стремимся общаться с людьми, близкими нам по интеллектуальному уровню и имеющими схожие интересы. Мы ориентируемся на приветливых, дружелюбных и, иногда, чуть менее умных, чем мы сами, людей, ведь задавак и насмешников не любит никто, и никому, кроме совсем уж отъявленных спорщиков, не интересно нарваться в споре на человека в какой-то области более продвинутого, к тому же еще и сноба. Но именно это чаще всего и происходит в рейтинговых сообществах. Люди, желающие туда вступить, обычно лишены иллюзий насчет того, как и в какой форме с ними будут разговаривать (само название "fuckyoucrew" довольно прозрачно намекает на тон предстоящей дискуссии). Что же движет человеком, добровольно идущим на казнь, вынужденным в одиночку отбиваться от целой группы недружелюбно настроенных и незнакомых ему интернет-пользователей? Первый ответ, который приходит в голову, - любопытство, вперемешку со стадным чувством. Желание что-то доказать себе, элементарно самоутвердиться. Отстоять свои вкусы, померившись силами с "само-избранными" и, чем черт не шутит, самому пополнить их ряды (неудачный опыт предшественников при этом обычно игнорируется). Интересно то, что те немногие, кому это удается, пройдя через испытание начинают с утроенной энергией пытать других новичков.
Правилами игры не может быть предусмотрено никакой объективности со стороны модераторов сообщества. Любой уважающий себя меломан прекрасно понимает, что списком из двадцати групп нельзя доказать или опровергнуть наличие хорошего вкуса, вся соль, конечно же, в дискуссии, которая разворачивается при обсуждении 20-ки. Здесь есть много отработанных приемов или моделей поведения (кто-то начинает хамить в ответ на хамство, кто-то наоборот отвечает очень вежливо или заискивающе, терпя поток грязи, кто-то нервно юморит и т.д.), но не один не работает так хорошо, как умение оставить за собой последнее слово, до последнего защищая свой выбор, даже, быть может, приняв внутренне тот факт, что он далеко не идеален.
На самом-то деле, всегда оценивается сам человек, а не его выбор - и это бесспорный факт, чтобы ни говорили и ни писали в правилах модераторы рейтинговых сообществ. Гармония не всегда проверяется алгеброй, поэтому субъективность оценок участников коммьюнити и личностный подход неизбежны. Для большинства участников понятие "игры", заложенное в идее рейтинговых сообществ, низводится до банального развлечения, возможности сорвать злость или просто убить время.
Вместе с тем рейтинговые сообщества - это, в первую очередь, "клубы по интересам", исполняющие огромную просветительскую и навигаторскую функции. Ведь даже не взяв кандидата в коммьюнити, его члены могут дать ему огромное количество рекомендаций в интересующей его области (музыки, кино, книг и т.д.). Этот процесс культурного обогащения взаимный, ведь оценивая новые двадцатки, члены сообщества время от времени неминуемо открывают и для себя новые имена.
* * *
Рано или поздно, рейтинговые сообщества должны были докатиться и до русского ЖЖ. В начале сентября четырьмя юзерами (имеющими, что интересно, опыт неудачных попыток вступить в "fuckyoucrew") было образовано музыкальное коммьюнити "kill__yr__idols", а вслед за ним вскоре появились два кинематографических сообщества - "movie_killers" и "starsfucking". Единственное формальное отличие русского "kill__yr__idols" от американского "fuckyoucrew" состоит в том, что по правилам сообщества претендент должен написать не двадцать своих любимых групп, а двадцать любимых музыкальных альбомов, причем повторение одной группы в рамках списка допускается.
Как и любое явление, вызвавшее общественный резонанс (пусть и в рамках "Живого журнала"), "kill__yr__idols" стало периодически подвергаться критике со стороны многих жж-юзеров ("высоколобое сообщество, культивирующее снобизм", "настолько наглядного примера упоения властью в исполнении воинствующего ничтожества я не видел никогда", "эти люди создают так называемые элитные сообщества, для которого пишут свод правил, обеспечивающих им право на безнаказанное глумление над тем, кто может быть сильнее их, умнее, интереснее" и т.д.), но в известном смысле и благодаря этому быстро стало обретать популярность. Зерна упали в благодатную почву, и идея рейтинговых сообществ оказалась вполне востребованной и для России. Несложно спрогнозировать появление в ближайшем будущем, к примеру, литературного рейтингового коммьюнити - аналога англоязычного "thebookyoucrew", а также дальнейшей эксплуатации этой идеи. Пример тому - недавно появившееся шуточное сообщество "fuck_yer_girlz".
Жан Бодрийяр писал, что эпоха постмодернизма породила конец искусства, которое стало "простым производством эстетических ценностей". Рейтинговые сообщества как продукт безусловно провокативной культуры постмодернизма довольно ярко иллюстрируют эту тенденцию. Когда людям тяжело ориентироваться в условиях переизбытка информации, они предпочитают играть в экспертов сами. Не самая бесполезная игра.
27 сентября 2005, 09:48 Николай Пророков
http://www.polit.ru/culture/2005/09/27/rate.html