"Затравкой" дискуссии стал доклад известного специалиста по экономике культуры, заместителя директора Института искусствознания Александра Рубинштейна "Нужна ли культура власти? (десять замечаний в адрес бюджетной и административной реформ)"
Опираясь на нормативные документы, сопровождающие бюджетную реформу и выработанные Минэкономразвития, Александр Рубинштейн, указал на то, что правительственные реформы сводятся к стремлению власти взять на себя как можно меньше бюджетных обязательств и предоставить себе как можно больше свободы в использовании бюджетных средств.
По мнению Александра Рубинштейна, недавний конфликт Александра Соколова и Михаила Швыдкого был порожден проведенной в марте прошлого года административной реформой. Реформа привела к административному казусу - появление Федерального министерства культуры, не имеющего средств для решения поставленных перед ним задач. При этом ответственность за проведение государственной культурной политики возложена на Министерство культуры, а полномочия и бюджетные ресурсы, необходимые дляее осуществления, закрплены за Федеральными агентствами.
В результате культура, отметил докладчик, утратила лоббистский потенциал.
"К сожалению, прогноз мой неутешителен, - завершил выступление Александр Рубинштейн. - Учитывая тенденции последних лет,демонстрирующие укрепление монополии экономических ведомств и замедление формирования институтов гражданского общества, следует ожидать продолжение непопулярных реформ и новых ошибок власти, в глазах которой культура остается лишь ненужной нагрузкой на бюджет".