Реванш саксофонаТри дня – с 19 по 21 августа – продолжался VIII Московский международный фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж». Безусловным героем нынешнего лета стал саксофон. При всей очевидности и даже банальности ассоциаций далеко не всегда этому инструменту воздается должное на современной джазовой сцене. Быть может, именно в силу своей особой, характерной для джаза колоритности голос саксофона часто удаляется от центра композиции и превращается в красочный мазок где-то сбоку. Из прошлогодней фестивальной программы, например, гораздо ярче запомнились труба Эдди Хендерсона и гитарный дуэт Николая Громина и Алексея Кузнецова.
Даже если это не случайное стечение обстоятельств, а реальная тенденция, то в нынешнем году саксофон взял убедительный реванш. Закрывавший фестиваль американский саксофонист Джеймс Сполдинг никак не желал уходить со сцены, выстреливая в воздух трель за трелью. Уже толпились около сцены спонсоры, желающие отметиться в памяти народной своими подарками. Официальные лица готовились произнести подобающие моменту речи, а саксофон Сполдинга все никак не унимался. Было похоже, что самый именитый гость фестиваля, поигравший на своем веку с буквально всеми великими фигурами американского джаза, не хотел расставаться с московскими музыкантами, с которыми играл в Москве четыре вечера подряд (три вечера накануне фестивального выступления Сполдинг и трио пианиста Якова Окуня играли в «Ле Клубе»).
Тремя часами раньше Сполдинга на сцену вышел еще один выдающийся джазмен – поляк Збигнев Намысловский. Свое приобщение к джазу он начал с других инструментов, некоторое время играл на тромбоне. Но широкую славу ему принесли выступления в качестве саксофониста в 60-х и 70-х. Намысловский был в те годы одной из тонких нитей, связывавших «невыездной» советский джаз с внешним миром. И сегодня Збигнев Намысловский играет сложно структурированные, развернутые пьесы, в которых импровизация сочетается с композиционной выстроенностью.
Полной противоположностью семидесятническому интеллектуализму Намысловского оказалось выступление Дона Брейдена. 41-летний музыкант из США сыграл, пожалуй, самый впечатляющий из сетов фестиваля. Брейдену не было равных по яркости звука, силе дыхания, мощи свинга. Его музыка достаточно проста и открыта для восприятия. Музыкант не стремится выкинуть какое-то виртуозное коленце (чем очень грешит наша джазовая молодежь, неуемная в своем старании сыграть посложнее). Просто берет тему и ведет ее до тех пор, пока развитие не достигает кульминации. В отличие от большинства корректных бэнд-лидеров, Брейден не очень стремился дать простор своим партнерам в импровизациях. Из отведенных для каждого выступления пятидесяти минут Брейден солировал не менее получаса, после чего, невозмутимо улыбаясь, спросил у публики: «Может, вы хотите услышать еще одну пьесу?». И, получив согласие, добавил еще десятиминутную порцию настоящего горячего джаза, который, оказывается, уцелел во всех передрягах XX века.
Приятно, что на фоне таких гостей совершенно достойно выглядели наши музыканты. Лучшим номером субботы стало выступление ансамбля «Бриль Бразерс». Объединив свои тенор и сопрано-саксофоны, Дмитрий и Александр Брили играли композиции, насыщенные пряными экзотическими специями, среди которых нашлось место и испанским мотивам, и звукам джунглей, и восточному колориту, который привнес турецкий пианист Кент Мете. Собственные темы музыкантов и их отца, известнейшего музыканта Игоря Бриля, аранжированные в джаз-роковом духе, составили единую и стройную программу, засвидетельствовавшую творческую зрелость исполнителей.
И еще одно имя наверняка запомнили побывавшие в эти дни в саду «Эрмитаж». К сожалению, заболел и не смог приехать из Германии Александр Пищиков, которого очень ждали любители джаза. Его заменил молодой москвич Олег Грымов, чье выступление в составе квинтета французского флюгельгорниста Мишеля Марра стало приятной неожиданностью. Грымов сыграл раскованно и темпераментно и сорвал заметно больше аплодисментов, чем француз.
Отечественная саксофонная школа, о расцвете которой говорят специалисты, похоже, действительно дает свои плоды, за созреванием которых будет интересно понаблюдать в ближайшие годы.
23 августа 2005, 11:45 Дмитрий Абаулин
http://www.polit.ru/culture/2005/08/23/jazzfest.html
Даже если это не случайное стечение обстоятельств, а реальная тенденция, то в нынешнем году саксофон взял убедительный реванш. Закрывавший фестиваль американский саксофонист Джеймс Сполдинг никак не желал уходить со сцены, выстреливая в воздух трель за трелью. Уже толпились около сцены спонсоры, желающие отметиться в памяти народной своими подарками. Официальные лица готовились произнести подобающие моменту речи, а саксофон Сполдинга все никак не унимался. Было похоже, что самый именитый гость фестиваля, поигравший на своем веку с буквально всеми великими фигурами американского джаза, не хотел расставаться с московскими музыкантами, с которыми играл в Москве четыре вечера подряд (три вечера накануне фестивального выступления Сполдинг и трио пианиста Якова Окуня играли в «Ле Клубе»).
Тремя часами раньше Сполдинга на сцену вышел еще один выдающийся джазмен – поляк Збигнев Намысловский. Свое приобщение к джазу он начал с других инструментов, некоторое время играл на тромбоне. Но широкую славу ему принесли выступления в качестве саксофониста в 60-х и 70-х. Намысловский был в те годы одной из тонких нитей, связывавших «невыездной» советский джаз с внешним миром. И сегодня Збигнев Намысловский играет сложно структурированные, развернутые пьесы, в которых импровизация сочетается с композиционной выстроенностью.
Полной противоположностью семидесятническому интеллектуализму Намысловского оказалось выступление Дона Брейдена. 41-летний музыкант из США сыграл, пожалуй, самый впечатляющий из сетов фестиваля. Брейдену не было равных по яркости звука, силе дыхания, мощи свинга. Его музыка достаточно проста и открыта для восприятия. Музыкант не стремится выкинуть какое-то виртуозное коленце (чем очень грешит наша джазовая молодежь, неуемная в своем старании сыграть посложнее). Просто берет тему и ведет ее до тех пор, пока развитие не достигает кульминации. В отличие от большинства корректных бэнд-лидеров, Брейден не очень стремился дать простор своим партнерам в импровизациях. Из отведенных для каждого выступления пятидесяти минут Брейден солировал не менее получаса, после чего, невозмутимо улыбаясь, спросил у публики: «Может, вы хотите услышать еще одну пьесу?». И, получив согласие, добавил еще десятиминутную порцию настоящего горячего джаза, который, оказывается, уцелел во всех передрягах XX века.
Приятно, что на фоне таких гостей совершенно достойно выглядели наши музыканты. Лучшим номером субботы стало выступление ансамбля «Бриль Бразерс». Объединив свои тенор и сопрано-саксофоны, Дмитрий и Александр Брили играли композиции, насыщенные пряными экзотическими специями, среди которых нашлось место и испанским мотивам, и звукам джунглей, и восточному колориту, который привнес турецкий пианист Кент Мете. Собственные темы музыкантов и их отца, известнейшего музыканта Игоря Бриля, аранжированные в джаз-роковом духе, составили единую и стройную программу, засвидетельствовавшую творческую зрелость исполнителей.
И еще одно имя наверняка запомнили побывавшие в эти дни в саду «Эрмитаж». К сожалению, заболел и не смог приехать из Германии Александр Пищиков, которого очень ждали любители джаза. Его заменил молодой москвич Олег Грымов, чье выступление в составе квинтета французского флюгельгорниста Мишеля Марра стало приятной неожиданностью. Грымов сыграл раскованно и темпераментно и сорвал заметно больше аплодисментов, чем француз.
Отечественная саксофонная школа, о расцвете которой говорят специалисты, похоже, действительно дает свои плоды, за созреванием которых будет интересно понаблюдать в ближайшие годы.
23 августа 2005, 11:45 Дмитрий Абаулин
http://www.polit.ru/culture/2005/08/23/jazzfest.html