Украина построит НПЗ в Крыму и ОдессеПремьер-министр Украины Юлия Тимошенко предлагает построить несколько нефтеперерабатывающих заводов в Одесской области и Крыму
На Украине как грибы после дождя множатся проекты строительства новых нефтеперерабатывающих заводов. На днях премьер-министру страны Юлии Тимошенко удалось всех удивить заявлением о том, что уже в ближайшее время может начаться строительство двух НПЗ в Одесской области и крымском курортном городе Феодосия. По словам г-жи Тимошенко, возможность оживить свой пейзаж подобными объектами есть и у других припортовых городов. Таким незамысловатым способом Киев хочет решить проблему зависимости от российских нефтяных компаний, пусть и пожертвовав экономической эффективностью, говорят эксперты. Впрочем, они надеются, что сомнительные прожекты, рожденные в голове украинской «железной леди», не найдут воплощения – на них попросту не найдется денег.
Пока на Украине работают шесть нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью около 50 млн т в год. Это Кременчугский НПЗ (принадлежит компании «Укртатнафта»), Лисичанский НПЗ («ТНК-Украина»), Херсонский НПЗ (НК «Альянс»), Одесский НПЗ («ЛУКОЙЛ»), Надвирнянский НПЗ (ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» и Дрогобычский НПЗ («НПК-Галичина»). Как сообщил RBC daily директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Владимир Сапрыкин, до 40% существующих мощностей украинских НПЗ простаивает. Не исключено, что в ближайшие годы эта цифра может существенно возрасти.
Как заявила на днях премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, новый НПЗ мощностью более 1 млн т в год может появиться в крымском курортном городе Феодосия. Выбор г-жи Тимошенко пал на родину великого русского художника Константина Айвазовского не случайно – там уже есть нефтеналивной терминал, через который в свое время поставлял нефть на экспорт ЮКОС. Ранее глава украинского кабинета министров инициировала строительство еще одного завода мощностью до 10 млн т в Одесской области. Приятный сюрприз может ожидать и другие черноморские города. По словам г-жи Тимошенко, уже есть территории в нескольких припортовых зонах, которые отведены определенным частным компаниям под строительство нефтеперерабатывающих заводов мощностью более 1 млн т в год. Точное число новых заводов не известно, однако если судить по тому, что Юлия Тимошенко апеллировала к опыту Италии (там насчитывается около 40 малых НПЗ), повезти может чуть ли не каждой второй рыбацкой деревне.
Судя по всему, покупателями черноморского бензина будут еще ни о чем не подозревающие европейцы. «Не стоит зацикливаться только на украинском рынке, – подчеркнула премьер-министр Украины. – Строить нефтеперерабатывающие заводы нужно потому, что Украина имеет портовую зону и может успешно торговать с миром. А также потому, что на Украине не существует ни одного современного завода с глубиной переработки нефти более 90%. Здесь ограничивать не нужно. Бизнес сам решит, нужно ему строить или нет, а наше задание – дать предложение, которое бы заинтересовало бизнес». Что удивительно, по заверениям Юлии Тимошенко, инвесторы и деньги на все эти проекты должны найтись. «Это нормальные проекты, которые могут выполнять инвесторы. Если им интересны такие проекты, мы будем их предлагать. Ничего плохого я в этом не вижу», – подчеркнула она.
Однако эксперты сомневаются, что г-жа Тимошенко затеяла новую «стройку века» исключительно из желания помочь иностранным инвесторам, у которых так много лишних денег и так мало украинского бензина. «Новые НПЗ нужны Киеву для диверсификации поставок бензина на местные АЗС, – сказал RBC daily аналитик украинской инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Гостик. – В настоящее время лишь два из шести находящихся на территории Украины заводов – «Нефтехимик Прикарпатья» и «Галичина» – не контролируются российскими нефтяными компаниями. Появление новых предприятий с украинским капиталом дало бы властям дополнительные рычаги влияния на топливный рынок в экстренных случаях, подобных весеннему кризису. Кроме того, по крайней мере один из проектируемых заводов – одесский – предполагается загружать казахской нефтью. Вероятно, и другие установки будут ориентированы на нефть, поставляемую из Средней Азии. Это позволит ослабить зависимость от российского сырья».
Впрочем, каковы бы ни были истинные цели прожектов украинской «железной леди», специалисты надеются, что ее грандиозные планы реализовать не удастся. «Я не сторонник создания большего числа НПЗ, – сказал RBC daily исполнительный директор украинской консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. – Во-первых, это небезопасные объекты. Поэтому вариант размещения завода в курортном городе Феодосия вообще не должен обсуждаться. Во-вторых, прежде чем строить новые НПЗ, нужно понять, зачем и кому это нужно. Казалось бы, в условиях дефицита нефтеперерабатывающих мощностей во всем мире такая стратегия себя оправдывает. Однако цель затеи состоит в том, чтобы избавиться от доминирования российских компаний на местном рынке. Предполагается, что новые заводы будут потреблять каспийскую нефть, поставляемую морским путем, и производить бензин, который будет также экспортироваться по морю. Это, с одной стороны, снизит экономику проектов, а с другой – поставит вопрос загруженности проливов и, как следствие, увеличит зависимость Украины от Турции». По его словам, к подобным заявлениям нужно относиться с осторожностью, поскольку деталей планов строительства заводов пока нет, а, как известно, внутри самого правительства существуют разные взгляды по этому вопросу.
Отдел рынков
Дмитрий Коптюбенко, 03.08.2005
http://www.rbcdaily.ru/news/market/...05/08/03/206335
А буровую на Майдане она поставить не хочет, нет?
На Украине как грибы после дождя множатся проекты строительства новых нефтеперерабатывающих заводов. На днях премьер-министру страны Юлии Тимошенко удалось всех удивить заявлением о том, что уже в ближайшее время может начаться строительство двух НПЗ в Одесской области и крымском курортном городе Феодосия. По словам г-жи Тимошенко, возможность оживить свой пейзаж подобными объектами есть и у других припортовых городов. Таким незамысловатым способом Киев хочет решить проблему зависимости от российских нефтяных компаний, пусть и пожертвовав экономической эффективностью, говорят эксперты. Впрочем, они надеются, что сомнительные прожекты, рожденные в голове украинской «железной леди», не найдут воплощения – на них попросту не найдется денег.
Пока на Украине работают шесть нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью около 50 млн т в год. Это Кременчугский НПЗ (принадлежит компании «Укртатнафта»), Лисичанский НПЗ («ТНК-Украина»), Херсонский НПЗ (НК «Альянс»), Одесский НПЗ («ЛУКОЙЛ»), Надвирнянский НПЗ (ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» и Дрогобычский НПЗ («НПК-Галичина»). Как сообщил RBC daily директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Владимир Сапрыкин, до 40% существующих мощностей украинских НПЗ простаивает. Не исключено, что в ближайшие годы эта цифра может существенно возрасти.
Как заявила на днях премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, новый НПЗ мощностью более 1 млн т в год может появиться в крымском курортном городе Феодосия. Выбор г-жи Тимошенко пал на родину великого русского художника Константина Айвазовского не случайно – там уже есть нефтеналивной терминал, через который в свое время поставлял нефть на экспорт ЮКОС. Ранее глава украинского кабинета министров инициировала строительство еще одного завода мощностью до 10 млн т в Одесской области. Приятный сюрприз может ожидать и другие черноморские города. По словам г-жи Тимошенко, уже есть территории в нескольких припортовых зонах, которые отведены определенным частным компаниям под строительство нефтеперерабатывающих заводов мощностью более 1 млн т в год. Точное число новых заводов не известно, однако если судить по тому, что Юлия Тимошенко апеллировала к опыту Италии (там насчитывается около 40 малых НПЗ), повезти может чуть ли не каждой второй рыбацкой деревне.
Судя по всему, покупателями черноморского бензина будут еще ни о чем не подозревающие европейцы. «Не стоит зацикливаться только на украинском рынке, – подчеркнула премьер-министр Украины. – Строить нефтеперерабатывающие заводы нужно потому, что Украина имеет портовую зону и может успешно торговать с миром. А также потому, что на Украине не существует ни одного современного завода с глубиной переработки нефти более 90%. Здесь ограничивать не нужно. Бизнес сам решит, нужно ему строить или нет, а наше задание – дать предложение, которое бы заинтересовало бизнес». Что удивительно, по заверениям Юлии Тимошенко, инвесторы и деньги на все эти проекты должны найтись. «Это нормальные проекты, которые могут выполнять инвесторы. Если им интересны такие проекты, мы будем их предлагать. Ничего плохого я в этом не вижу», – подчеркнула она.
Однако эксперты сомневаются, что г-жа Тимошенко затеяла новую «стройку века» исключительно из желания помочь иностранным инвесторам, у которых так много лишних денег и так мало украинского бензина. «Новые НПЗ нужны Киеву для диверсификации поставок бензина на местные АЗС, – сказал RBC daily аналитик украинской инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Гостик. – В настоящее время лишь два из шести находящихся на территории Украины заводов – «Нефтехимик Прикарпатья» и «Галичина» – не контролируются российскими нефтяными компаниями. Появление новых предприятий с украинским капиталом дало бы властям дополнительные рычаги влияния на топливный рынок в экстренных случаях, подобных весеннему кризису. Кроме того, по крайней мере один из проектируемых заводов – одесский – предполагается загружать казахской нефтью. Вероятно, и другие установки будут ориентированы на нефть, поставляемую из Средней Азии. Это позволит ослабить зависимость от российского сырья».
Впрочем, каковы бы ни были истинные цели прожектов украинской «железной леди», специалисты надеются, что ее грандиозные планы реализовать не удастся. «Я не сторонник создания большего числа НПЗ, – сказал RBC daily исполнительный директор украинской консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. – Во-первых, это небезопасные объекты. Поэтому вариант размещения завода в курортном городе Феодосия вообще не должен обсуждаться. Во-вторых, прежде чем строить новые НПЗ, нужно понять, зачем и кому это нужно. Казалось бы, в условиях дефицита нефтеперерабатывающих мощностей во всем мире такая стратегия себя оправдывает. Однако цель затеи состоит в том, чтобы избавиться от доминирования российских компаний на местном рынке. Предполагается, что новые заводы будут потреблять каспийскую нефть, поставляемую морским путем, и производить бензин, который будет также экспортироваться по морю. Это, с одной стороны, снизит экономику проектов, а с другой – поставит вопрос загруженности проливов и, как следствие, увеличит зависимость Украины от Турции». По его словам, к подобным заявлениям нужно относиться с осторожностью, поскольку деталей планов строительства заводов пока нет, а, как известно, внутри самого правительства существуют разные взгляды по этому вопросу.
Отдел рынков
Дмитрий Коптюбенко, 03.08.2005
http://www.rbcdaily.ru/news/market/...05/08/03/206335
А буровую на Майдане она поставить не хочет, нет?