Московское метро станет другимПравительство Москвы решило, в каких районах в ближайшие два года должны появиться новые линии метро. Однако где взять деньги на их строительство, власти столицы понятия не имеют
На вчерашнем заседании столичного правительства была рассмотрена и принята программа «О плане метростроения в городе Москве на 2005-2007 годы». Согласно ей, в ближайшее время должно появиться несколько новых линий метрополитена, а также продолжены уже действующие ветки. Однако как в один голос заявляют столичные власти, на реализацию программы ни у метро, ни у города не хватает средств. По мнению чиновников, во всем виновато федеральное правительство, которое мало того что урезало свою долю финансирования строительства новых объектов московского метро с 50% до 20%, так и эти деньги выплачивает крайне неохотно. Чтобы исправить ситуацию, правительство Москвы решило обратиться к правительству России с предложением вернуть старую схему финансирования и поровну разделить затраты на развитие метро.
Важнейшим видом городского общественного транспорта для Москвы является метро, поэтому его необходимо развивать. Эта мысль проходила рефреном во всех выступлениях, звучавших на вчерашнем заседании правительства столицы. Таким образом городские министры настраивали себя на обсуждение одной из самых болезненных проблем мегаполиса – программы развития метрополитена, представленной начальником ГУП «Московский метрополитен» Дмитрием Гаевым и главным архитектором города Александром Кузьминым.
Дмитрий Гаев начал свое выступление с печальной ноты. Он напомнил, что еще в 2002-03 гг. в Москве была разработана масштабная программа развития метрополитена до 2015 г. Однако из-за изменения ряда российских законов, в том числе закона о дорожном фонде, эта программа так и осталась на бумаге. «Если раньше строительство метро финансировалось поровну федеральными и городскими властями, то с внесением поправок в законодательство эти пропорции изменились, – рассказал г-н Гаев. – Теперь 80% расходов на развитие метро должно идти из городского бюджета, и только 20% расходов готов оплачивать федеральный бюджет». При этом существенно сократились объемы финансирования метростроя: в 2004 г. российская казна выделила на эти цели в три раза меньше средств, чем в 2003 г., и в 1,6 раз меньше денег в 2004 г. по сравнению с 2003 г. дал город. Из-за этого пришлось приостановить проектирование и строительство второй очереди Бутовской линии легкого метро.
Несмотря на тяжелые финансовые условия, продолжил Дмитрий Гаев, московский метрополитен уже в этом году планирует ввести в строй участок линии мини-метро от станции «Киевская» до станции «Международная» ММДЦ «Москва-Сити». Кроме того, будет открыт долгожданный второй выход станции метро «Маяковская». «Это позволит наконец-то приступить к реконструкции самой станции», – пояснил начальник метрополитена. В 2006-07 гг. столичные метростроевцы собираются ввести в эксплуатацию последний участок мини-метро от станции «Международная» до станции «Москва-Сити», участок Митинско-Строгинской линии от станции «Парк Победы» до станции «Кунцевская» и от станции «Крылатское» до станции «Строгино». Люблинско-Дмитровская линия, по словам г-на Гаева, будет продолжена от станции «Чкаловская» до станции «Трубная», а потом до станции «Марьина роща», таким образом на ней появятся три новых пересадочных узла. К концу 2007 г. планируется провести подготовительные работы для строительства легкого метро от станции «Юго-Западная» до Солнцево и Ново-Переделкино. О строительстве перегона от станции «Выхино» до станции «Пронская», которого несколько лет ждут сотни тысяч москвичей, Дмитрий Гаев сказал только, что «в 2005-07 гг. он не будет построен». Точно так же на более отдаленное будущее откладывается строительство перегона «Петровско-Разумовская» – НАТИ, а также возведение второго выхода на станции «Бауманская». Александр Кузьмин считает, что хорошо было бы построить в московском метро так называемое малое кольцо, которое пройдет на расстоянии одной-двух станций от кольцевой линии. «Тогда люди могли бы делать пересадки, минуя центральные станции», – пояснил он. Однако рассуждения о малом кольце в настоящее время также сродни туманным мечтам. Причина проста: у метрополитена просто нет «лишних» денег на реализацию всех перспективных проектов.
Руководство московской «подземки» вообще не уверено, что у него хватит средств на осуществление всех намеченных планов по строительству в 2006-07 гг. «Если в московском бюджете на текущий год были заложены средства на метрострой, то в проекте бюджета на 2006 г. их уже нет. А не будет денег – не будет и строительства», – констатировал г-н Гаев. Начальника метро поддержал депутат МГД Степан Орлов. «Не хотелось бы, чтобы программу развития метрополитена на 2005-07 гг. постигла судьба многих целевых программ, на которые просто не находится средств», – заявил он. А такой исход вполне возможен, считает депутат.
По словам руководителя департамента экономической политики и развития города Марины Оглоблиной, общая потребность метростроя в 2006 г. будет составлять 11,6 млрд руб., а в 2007 г. эта цифра вырастет до 14,9 млрд руб. «Финансовые возможности города гораздо скромнее», – пояснила она. По словам г-жи Оглоблиной, проблем с финансированием строительства у метрополитена было бы намного меньше, если бы федеральный бюджет выполнял свои обязательства. Для примера она привела следующие цифры: в 1992 г. федеральные власти оплатили 94% от технологически обоснованной потребности метрополитена, в 2005 г. – только 5,7%.При этом Марина Оглоблина предложила «выбить» из федеральных властей хотя бы часть недостающей суммы. «Мы уже отправили в Минфин заявку на 5 млрд руб., надеемся получить ответ», – рассказала она.
Еще одна возможность поправить финансовые дела метростроя, как считает Марина Оглоблина, состоит в привлечении инвесторов к строительству объектов метрополитена. Подобный опыт в Москве уже есть: при возведении второго выхода станции «Маяковская» был использован частный капитал. Однако в этом случае «тормозят» сами метростроевцы «Из 30 земельных участков, освободившихся при возведении метро, только три в настоящее время подготовлены так, что на них можно вести инвестиционное строительство. А ведь частные инвестиции могут покрыть до 10% всех расходов на метрострой», – считает г-жа Оглоблина. В заключение она предложила правительству Москвы принять не одну, а сразу две программы развития метрополитена: оптимистичную, в которую войдут все предложенные руководством проекты, независимо от реальных объемов финансирования, и реалистичную, то есть основанную на том, сколько денег на метрострой дадут.
По мнению вице-мэра столицы Валерия Шанцева, программа развития московского метрополитена на 2005-07 гг. даже не оптимистичная, а сверхоптимистичная. Однако иначе нельзя – даже реализуя эту программу, московская подземка не сможет окончательно удовлетворить всех потребностей столицы, ведь более 2 млн горожан в настоящее время живут в районах, где общественный транспорт малодоступен, а линии метро от их домов расположены на расстоянии, превышающем 3 км. Именно поэтому столичное правительство приняло программу развития метрополитена на 2005-07 гг. Однако, чтобы она не осталась на бумаге, и метростроевцам, и чиновникам придется серьезно задуматься. «Реальные инвестиционные заделы в настоящее время составляют 6,5 млрд руб., которые были запланированы на метрострой в московском бюджете 2005 г., – пояснил Валерий Шанцев. – На 2006 и 2007 гг. финансирования нет. Боюсь, мы строим свои планы на песке». Вице-мэр уверен, что если Москва не сможет обеспечить метрострой реальным финансированием, то программа будет провалена. Городской бюджет самостоятельно такой нагрузки не потянет. Поэтому на заседании правительства Москвы было принято решение обратиться к федеральному правительству с просьбой о пересмотре долей финансирования подземки. Только если будет возрождено прежнее соглашение, когда бюджеты Москвы и России платили за строительство метро поровну, московский метрополитен сможет нормально развиваться. Для девяти миллионов россиян – и москвичей, и приезжих, которые ежедневно пользуются подземкой, – это значит, что их поездки уже через два с половиной года станут комфортнее и быстрее.
Отдел общества
Ирина Мандрик, 13.07.2005
http://www.rbcdaily.ru/news/society...05/07/13/204957
На вчерашнем заседании столичного правительства была рассмотрена и принята программа «О плане метростроения в городе Москве на 2005-2007 годы». Согласно ей, в ближайшее время должно появиться несколько новых линий метрополитена, а также продолжены уже действующие ветки. Однако как в один голос заявляют столичные власти, на реализацию программы ни у метро, ни у города не хватает средств. По мнению чиновников, во всем виновато федеральное правительство, которое мало того что урезало свою долю финансирования строительства новых объектов московского метро с 50% до 20%, так и эти деньги выплачивает крайне неохотно. Чтобы исправить ситуацию, правительство Москвы решило обратиться к правительству России с предложением вернуть старую схему финансирования и поровну разделить затраты на развитие метро.
Важнейшим видом городского общественного транспорта для Москвы является метро, поэтому его необходимо развивать. Эта мысль проходила рефреном во всех выступлениях, звучавших на вчерашнем заседании правительства столицы. Таким образом городские министры настраивали себя на обсуждение одной из самых болезненных проблем мегаполиса – программы развития метрополитена, представленной начальником ГУП «Московский метрополитен» Дмитрием Гаевым и главным архитектором города Александром Кузьминым.
Дмитрий Гаев начал свое выступление с печальной ноты. Он напомнил, что еще в 2002-03 гг. в Москве была разработана масштабная программа развития метрополитена до 2015 г. Однако из-за изменения ряда российских законов, в том числе закона о дорожном фонде, эта программа так и осталась на бумаге. «Если раньше строительство метро финансировалось поровну федеральными и городскими властями, то с внесением поправок в законодательство эти пропорции изменились, – рассказал г-н Гаев. – Теперь 80% расходов на развитие метро должно идти из городского бюджета, и только 20% расходов готов оплачивать федеральный бюджет». При этом существенно сократились объемы финансирования метростроя: в 2004 г. российская казна выделила на эти цели в три раза меньше средств, чем в 2003 г., и в 1,6 раз меньше денег в 2004 г. по сравнению с 2003 г. дал город. Из-за этого пришлось приостановить проектирование и строительство второй очереди Бутовской линии легкого метро.
Несмотря на тяжелые финансовые условия, продолжил Дмитрий Гаев, московский метрополитен уже в этом году планирует ввести в строй участок линии мини-метро от станции «Киевская» до станции «Международная» ММДЦ «Москва-Сити». Кроме того, будет открыт долгожданный второй выход станции метро «Маяковская». «Это позволит наконец-то приступить к реконструкции самой станции», – пояснил начальник метрополитена. В 2006-07 гг. столичные метростроевцы собираются ввести в эксплуатацию последний участок мини-метро от станции «Международная» до станции «Москва-Сити», участок Митинско-Строгинской линии от станции «Парк Победы» до станции «Кунцевская» и от станции «Крылатское» до станции «Строгино». Люблинско-Дмитровская линия, по словам г-на Гаева, будет продолжена от станции «Чкаловская» до станции «Трубная», а потом до станции «Марьина роща», таким образом на ней появятся три новых пересадочных узла. К концу 2007 г. планируется провести подготовительные работы для строительства легкого метро от станции «Юго-Западная» до Солнцево и Ново-Переделкино. О строительстве перегона от станции «Выхино» до станции «Пронская», которого несколько лет ждут сотни тысяч москвичей, Дмитрий Гаев сказал только, что «в 2005-07 гг. он не будет построен». Точно так же на более отдаленное будущее откладывается строительство перегона «Петровско-Разумовская» – НАТИ, а также возведение второго выхода на станции «Бауманская». Александр Кузьмин считает, что хорошо было бы построить в московском метро так называемое малое кольцо, которое пройдет на расстоянии одной-двух станций от кольцевой линии. «Тогда люди могли бы делать пересадки, минуя центральные станции», – пояснил он. Однако рассуждения о малом кольце в настоящее время также сродни туманным мечтам. Причина проста: у метрополитена просто нет «лишних» денег на реализацию всех перспективных проектов.
Руководство московской «подземки» вообще не уверено, что у него хватит средств на осуществление всех намеченных планов по строительству в 2006-07 гг. «Если в московском бюджете на текущий год были заложены средства на метрострой, то в проекте бюджета на 2006 г. их уже нет. А не будет денег – не будет и строительства», – констатировал г-н Гаев. Начальника метро поддержал депутат МГД Степан Орлов. «Не хотелось бы, чтобы программу развития метрополитена на 2005-07 гг. постигла судьба многих целевых программ, на которые просто не находится средств», – заявил он. А такой исход вполне возможен, считает депутат.
По словам руководителя департамента экономической политики и развития города Марины Оглоблиной, общая потребность метростроя в 2006 г. будет составлять 11,6 млрд руб., а в 2007 г. эта цифра вырастет до 14,9 млрд руб. «Финансовые возможности города гораздо скромнее», – пояснила она. По словам г-жи Оглоблиной, проблем с финансированием строительства у метрополитена было бы намного меньше, если бы федеральный бюджет выполнял свои обязательства. Для примера она привела следующие цифры: в 1992 г. федеральные власти оплатили 94% от технологически обоснованной потребности метрополитена, в 2005 г. – только 5,7%.При этом Марина Оглоблина предложила «выбить» из федеральных властей хотя бы часть недостающей суммы. «Мы уже отправили в Минфин заявку на 5 млрд руб., надеемся получить ответ», – рассказала она.
Еще одна возможность поправить финансовые дела метростроя, как считает Марина Оглоблина, состоит в привлечении инвесторов к строительству объектов метрополитена. Подобный опыт в Москве уже есть: при возведении второго выхода станции «Маяковская» был использован частный капитал. Однако в этом случае «тормозят» сами метростроевцы «Из 30 земельных участков, освободившихся при возведении метро, только три в настоящее время подготовлены так, что на них можно вести инвестиционное строительство. А ведь частные инвестиции могут покрыть до 10% всех расходов на метрострой», – считает г-жа Оглоблина. В заключение она предложила правительству Москвы принять не одну, а сразу две программы развития метрополитена: оптимистичную, в которую войдут все предложенные руководством проекты, независимо от реальных объемов финансирования, и реалистичную, то есть основанную на том, сколько денег на метрострой дадут.
По мнению вице-мэра столицы Валерия Шанцева, программа развития московского метрополитена на 2005-07 гг. даже не оптимистичная, а сверхоптимистичная. Однако иначе нельзя – даже реализуя эту программу, московская подземка не сможет окончательно удовлетворить всех потребностей столицы, ведь более 2 млн горожан в настоящее время живут в районах, где общественный транспорт малодоступен, а линии метро от их домов расположены на расстоянии, превышающем 3 км. Именно поэтому столичное правительство приняло программу развития метрополитена на 2005-07 гг. Однако, чтобы она не осталась на бумаге, и метростроевцам, и чиновникам придется серьезно задуматься. «Реальные инвестиционные заделы в настоящее время составляют 6,5 млрд руб., которые были запланированы на метрострой в московском бюджете 2005 г., – пояснил Валерий Шанцев. – На 2006 и 2007 гг. финансирования нет. Боюсь, мы строим свои планы на песке». Вице-мэр уверен, что если Москва не сможет обеспечить метрострой реальным финансированием, то программа будет провалена. Городской бюджет самостоятельно такой нагрузки не потянет. Поэтому на заседании правительства Москвы было принято решение обратиться к федеральному правительству с просьбой о пересмотре долей финансирования подземки. Только если будет возрождено прежнее соглашение, когда бюджеты Москвы и России платили за строительство метро поровну, московский метрополитен сможет нормально развиваться. Для девяти миллионов россиян – и москвичей, и приезжих, которые ежедневно пользуются подземкой, – это значит, что их поездки уже через два с половиной года станут комфортнее и быстрее.
Отдел общества
Ирина Мандрик, 13.07.2005
http://www.rbcdaily.ru/news/society...05/07/13/204957