Россияне отдохнут на «северах»В Якутии решили развивать курортно-туристический бизнес
Специалисты объединения «Якуткурорт» решили привлечь внимание к развитию курортного бизнеса в самом холодном регионе России. С 17 по 19 мая в Якутске пройдет научно-практическая конференция «Актуальные проблемы курортологии. Профилактика, реабилитация и восстановительное лечение на Крайнем Севере». Как считает генеральный директор «Якуткурорта» Дмитрий Тихонов, республика имеет достаточно возможностей для развития санаторно-курортного бизнеса. Здесь встречаются и лечебные грязи, и различные минеральные, а также термальные и радоновые источники, однако места, где они находятся, практически не разработаны. «Курортов в привычном понимании этого слова в республики нет, – пояснил он свою мысль. – Ведь курортом называется местность не только богатая какими-то лечебными ресурсами, но еще и имеющая соответствующую инфраструктуру. Вот мы и хотим обратить внимание руководителей республики и крупных ведомств на это обстоятельство». Развитие курортного бизнеса, как надеется Дмитрий Тихонов, возьмут на себя крупные компании, предприятия которых расположены в республике. По данным главы «Якуткурорта», из 50 курортов и санаториев, некогда работавших в республике, в настоящее время «на плаву» осталось от силы двадцать. «Наши санатории фактически не финансируются из бюджета, они живут за счет заработанного. При этом стоимость путевок не покрывает всех расходов на капитальный ремонт, обновление оборудования и так далее», – сказал он.
По мнению специалистов «Якуткурорта», в республике существует как минимум четыре района, где можно создать вполне конкурентоспособные курорты, куда будут приезжать не только жители республики, но и туристы из других регионов. В первую очередь это озеро Абалах, известное далеко за пределами Якутии своей целебной грязью (запасы более 400 тыс. куб. м) и минеральной водой. Дальше идет Малый Нахот, где бьют термальные источники и есть минеральная вода. Источники минеральной воды «Нежданинские» уникальны тем, что тамошняя минералка является аналогом «Боржоми». К тому же «Нежданинские» находятся на высоте 1100 м, при достаточных инвестициях рядом можно будет построить горный курорт. Еще один перспективный район – Кемпендяй – уже осваивается: над уникальным месторождением лечебной соли, по составу схожей с солями Мертвого моря, компания «АЛРОСА» возвела современный санаторно-курортный комплекс.
Развитие туризма в Якутии местные власти считают не менее важной отраслью экономики, чем добыча золота или алмазов, оно способно ускорить развитие множества других отраслей: транспорта, гостиничного бизнеса, общепита, музейного дела и так далее. «Это особенно важно для северных и северо-восточных районов Якутии, где нет залежей алмазов, золота или угля», – уверены в администрации республики. Туризм может привлечь в эти районы денежные потоки, а его развитие создаст новые рабочие места. Примером может служить якутское поселение Токмор, где проживает порядка 1600 чел. В течение последних нескольких лет здесь ежегодно проходят фестивали «Полюс Холода». «За три дня туристы оставляют в Токморе до 480 тыс. руб. Для жителей деревни это большие деньги», – пояснили в департаменте туризма администрации Якутии.
«Полюс Холода» – один из самых «раскрученных» туристических проектов Якутии, но далеко не единственный. Власти республики сделали ставку на экзотику и не проиграли: туристы готовы платить хорошие деньги за то, чтобы посмотреть, как живут якутские «аборигены», присутствовать при добыче алмазов и золота. Даже известный мамонтенок Дима, найденный в вечной мерзлоте лет 20 назад, играет на туристический имидж региона: «мамонтовые туры», когда туристов возят к местам, где обнаружены останки доисторических животных, имеют огромный успех. Власти Якутии со своей стороны делают все возможное, чтобы инвесторам, готовым вкладывать деньги в туристическую отрасль, было комфортно. Как рассказали RBC daily в департаменте туризма Якутии, в 2002 г. в республике была принята программа развития туризма. Согласно программе, инвесторы могут получить от администрации кредит на организацию и развитие турбизнеса, помощь при подборе и выделении земель под строительство, например гостиниц, и так далее. «В Якутии быстрыми темпами идет развитие туристической инфраструктуры. К тому же республика активно развивает рекламно-информационную деятельность, представляет себя, где только возможно. И это дает свои плоды: количество туристов, привлеченных северной экзотикой, ежегодно увеличивается в несколько раз», – рассказал заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин.
По мнению депутата, Якутия входит в число регионов, где туризм наиболее успешно развивается. «Несмотря на то что потенциально любая область России может стать привлекательной для туристов, нужно только приложить к этому максимум усилий, в настоящее время таких регионов не так много», – считает он. Юрий Барзыкин уверен, что успешное развитие турбизнеса в первую очередь зависит от заинтересованности местных властей. Это видно и на примере Якутии, и на примере Санкт-Петербурга, и на примере Краснодарского края. «В Краснодарском крае – самом крупном в России рекреационном регионе – создание благоприятных условий для развития курортно-туристического комплекса считается одной из приоритетных задач администрации региона, – пояснил он RBC daily. – Еще в 2002 г. там было принято решение о субсидировании за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по кредитам, предоставляемым санаторно-курортным и туристическим предприятиям. Субсидии предоставляются за счет бюджета развития края из расчета ½ ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ». Региональные субсидии выделяются предприятиям, получившим целевой кредит на проведение реконструкции или ремонта основных фондов, развитие медицинской базы, строительство дополнительных объектов санаторно-курортного назначения, а также на приобретение оборудования, повышающего комфортность предприятий.
В результате выиграли все. Инвесторам стало выгодно вкладывать деньги в развитие туризма в Краснодарском крае, соответственно повысилось качество объектов турбизнеса, туристы потянулись в регион, увеличивая таким образом поступления в местную казну. «В 2004 г. санаторно-курортные учреждения перечислили в краевой бюджет 2 млрд 700 млн руб. прямых налогов», – рассказал RBC daily сотрудник департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Александр Левченко. При этом он посетовал, что федеральное законодательство мешает региональным властям получать от турбизнеса еще больше прибыли. «Новое налоговое законодательство отменило единый социальный налог, который платили частники, принимающие у себя туристов», – пояснил он. При этом, по словам Александра Левченко, нынешние частники – это не бабушки, принимающие на постой двух-трех человек. Это владельцы мини-гостиниц и пансионов, способных принять до 300 тыс. туристов единовременно. В результате вклад частного сектора, который составляет половину всех гостиничных мест в регионе, в настоящее время составляет всего 3% общих налоговых поступлений от турпредприятий. «Руководство Краснодарского края поднимало вопрос об изменении Налогового кодекса в Госдуме, но не нашло поддержки у большинства депутатов», – продолжил г-н Левченко.
Следующая проблема, которую ни один регион не может решить самостоятельно, – классификация гостиниц по уровню предоставляемых услуг. На федеральном уровне нормативы «звездности» российских отелей не разработаны и, насколько известно Александру Левченко, не разрабатываются. В настоящее время любой «Дом колхозника» может «нарисовать» на вывеске пять звезд и поднять цену, не утруждая себя улучшением качества обслуживания. Поэтому многие наши соотечественники, прекрасно осведомленные об этом, предпочитают отдыхать за границей, где уровень цен и уровень качества соответствуют друг другу, а не на российских курортах.
В том, что российское законодательство в сфере туризма отстает от потребностей отрасли, согласен и Юрий Барзыкин. «Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который сыграл важную роль в становлении туризма в России, был принят в 1996 г., – рассказал депутат. – Он легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристического рынка, принципы государственной политики в сфере туризма, а также принципы, основные цели и методы государственного регулирования туристической деятельности». Вместе с тем за прошедшие 9 лет в стране произошли многие изменения. Этот закон сегодня устарел. «В плане мероприятий к «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.» говорится, что в него необходимо внести изменения», – продолжил Юрий Барзыкин. 2005 г. почти прошел, но о законе никто не вспомнил. Более того, сама концепция осталась нереализованной – на нее просто не нашлось денег. Перспектива принятия нового федерального закона «О туризме» – всеобъемлющего кодифицированного акта, соответствующего современным международным стандартам и учитывающего отечественные традиции регулирования сферы социального, внутреннего и въездного туризма, также туманна. Хорошо хоть сдвинулся с мертвой точки вопрос о законе «Об особых экономических зонах курортно-туристского типа». «При обсуждении на заседании нашего комитета проекта закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» я ставил вопрос о необходимости скорейшей разработки законопроекта об особых экономических зонах курортно-туристского типа. Было решено, что к осени должен быть подготовлен проект этого законодательного акта», – пояснил Юрий Барзыкин. По твердому убеждению г-на Барзыкина, его принятие поможет в «разработке экономических механизмов стимулировании развития курортно-туристской деятельности, так как данный закон является хорошим стимулом для ее развития как в регионах, так и в России в целом». Только когда примут закон о рекреационных зонах и примут ли вообще – неизвестно.
Вот и получается, что в настоящее время регионы, которые готовы развивать туризм, должны делать это на свой страх и риск. Новых федеральных законов о туризме, которые могли бы облегчить им жизнь, нет, а существующие законодательные акты морально устарели. В результате многие регионы просто боятся серьезно «ввязываться» в это дело. Из 89 субъектов Федерации только в 50 имеются собственные законы о туризме. Серьезной рекламой своих регионов, так как это делают Краснодарский край, Якутия, Москва, Санкт-Петербург, Карелия и Астраханская область, тоже занимаются далеко не все. Впрочем, в этом они подражают государству, которое в общем-то тоже не особенно задумывается над созданием имиджевой рекламы России в целом. «Мы знаем, как много средств тратится на это в Турции, Греции или Испании, где туристическая деятельность пользуется государственной поддержкой», – пояснил Юрий Барзыкин. Результат налицо: россияне едут отдыхать в Турцию, Грецию или Испанию, а не на курорты России. Чтобы изменить ситуацию, нужно в первую очередь увеличить бюджетное финансирование отрасли и, конечно же, расширить участие страны в международных выставках и ярмарках, считает депутат. При соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры и информационного обеспечения, по прогнозам Всемирной туристической организации, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн иностранных туристов в год и получать от этого значительные поступления в бюджет. Да и россияне, поднимись внутренний туризм на уровень мирового, начали бы отдыхать дома, а не вывозить свои «отпускные» деньги за границу.
Отдел общества
Ирина Мандрик, 17.06.2005
http://www.rbcdaily.ru/news/society...05/06/17/203625
Специалисты объединения «Якуткурорт» решили привлечь внимание к развитию курортного бизнеса в самом холодном регионе России. С 17 по 19 мая в Якутске пройдет научно-практическая конференция «Актуальные проблемы курортологии. Профилактика, реабилитация и восстановительное лечение на Крайнем Севере». Как считает генеральный директор «Якуткурорта» Дмитрий Тихонов, республика имеет достаточно возможностей для развития санаторно-курортного бизнеса. Здесь встречаются и лечебные грязи, и различные минеральные, а также термальные и радоновые источники, однако места, где они находятся, практически не разработаны. «Курортов в привычном понимании этого слова в республики нет, – пояснил он свою мысль. – Ведь курортом называется местность не только богатая какими-то лечебными ресурсами, но еще и имеющая соответствующую инфраструктуру. Вот мы и хотим обратить внимание руководителей республики и крупных ведомств на это обстоятельство». Развитие курортного бизнеса, как надеется Дмитрий Тихонов, возьмут на себя крупные компании, предприятия которых расположены в республике. По данным главы «Якуткурорта», из 50 курортов и санаториев, некогда работавших в республике, в настоящее время «на плаву» осталось от силы двадцать. «Наши санатории фактически не финансируются из бюджета, они живут за счет заработанного. При этом стоимость путевок не покрывает всех расходов на капитальный ремонт, обновление оборудования и так далее», – сказал он.
По мнению специалистов «Якуткурорта», в республике существует как минимум четыре района, где можно создать вполне конкурентоспособные курорты, куда будут приезжать не только жители республики, но и туристы из других регионов. В первую очередь это озеро Абалах, известное далеко за пределами Якутии своей целебной грязью (запасы более 400 тыс. куб. м) и минеральной водой. Дальше идет Малый Нахот, где бьют термальные источники и есть минеральная вода. Источники минеральной воды «Нежданинские» уникальны тем, что тамошняя минералка является аналогом «Боржоми». К тому же «Нежданинские» находятся на высоте 1100 м, при достаточных инвестициях рядом можно будет построить горный курорт. Еще один перспективный район – Кемпендяй – уже осваивается: над уникальным месторождением лечебной соли, по составу схожей с солями Мертвого моря, компания «АЛРОСА» возвела современный санаторно-курортный комплекс.
Развитие туризма в Якутии местные власти считают не менее важной отраслью экономики, чем добыча золота или алмазов, оно способно ускорить развитие множества других отраслей: транспорта, гостиничного бизнеса, общепита, музейного дела и так далее. «Это особенно важно для северных и северо-восточных районов Якутии, где нет залежей алмазов, золота или угля», – уверены в администрации республики. Туризм может привлечь в эти районы денежные потоки, а его развитие создаст новые рабочие места. Примером может служить якутское поселение Токмор, где проживает порядка 1600 чел. В течение последних нескольких лет здесь ежегодно проходят фестивали «Полюс Холода». «За три дня туристы оставляют в Токморе до 480 тыс. руб. Для жителей деревни это большие деньги», – пояснили в департаменте туризма администрации Якутии.
«Полюс Холода» – один из самых «раскрученных» туристических проектов Якутии, но далеко не единственный. Власти республики сделали ставку на экзотику и не проиграли: туристы готовы платить хорошие деньги за то, чтобы посмотреть, как живут якутские «аборигены», присутствовать при добыче алмазов и золота. Даже известный мамонтенок Дима, найденный в вечной мерзлоте лет 20 назад, играет на туристический имидж региона: «мамонтовые туры», когда туристов возят к местам, где обнаружены останки доисторических животных, имеют огромный успех. Власти Якутии со своей стороны делают все возможное, чтобы инвесторам, готовым вкладывать деньги в туристическую отрасль, было комфортно. Как рассказали RBC daily в департаменте туризма Якутии, в 2002 г. в республике была принята программа развития туризма. Согласно программе, инвесторы могут получить от администрации кредит на организацию и развитие турбизнеса, помощь при подборе и выделении земель под строительство, например гостиниц, и так далее. «В Якутии быстрыми темпами идет развитие туристической инфраструктуры. К тому же республика активно развивает рекламно-информационную деятельность, представляет себя, где только возможно. И это дает свои плоды: количество туристов, привлеченных северной экзотикой, ежегодно увеличивается в несколько раз», – рассказал заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин.
По мнению депутата, Якутия входит в число регионов, где туризм наиболее успешно развивается. «Несмотря на то что потенциально любая область России может стать привлекательной для туристов, нужно только приложить к этому максимум усилий, в настоящее время таких регионов не так много», – считает он. Юрий Барзыкин уверен, что успешное развитие турбизнеса в первую очередь зависит от заинтересованности местных властей. Это видно и на примере Якутии, и на примере Санкт-Петербурга, и на примере Краснодарского края. «В Краснодарском крае – самом крупном в России рекреационном регионе – создание благоприятных условий для развития курортно-туристического комплекса считается одной из приоритетных задач администрации региона, – пояснил он RBC daily. – Еще в 2002 г. там было принято решение о субсидировании за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по кредитам, предоставляемым санаторно-курортным и туристическим предприятиям. Субсидии предоставляются за счет бюджета развития края из расчета ½ ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ». Региональные субсидии выделяются предприятиям, получившим целевой кредит на проведение реконструкции или ремонта основных фондов, развитие медицинской базы, строительство дополнительных объектов санаторно-курортного назначения, а также на приобретение оборудования, повышающего комфортность предприятий.
В результате выиграли все. Инвесторам стало выгодно вкладывать деньги в развитие туризма в Краснодарском крае, соответственно повысилось качество объектов турбизнеса, туристы потянулись в регион, увеличивая таким образом поступления в местную казну. «В 2004 г. санаторно-курортные учреждения перечислили в краевой бюджет 2 млрд 700 млн руб. прямых налогов», – рассказал RBC daily сотрудник департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Александр Левченко. При этом он посетовал, что федеральное законодательство мешает региональным властям получать от турбизнеса еще больше прибыли. «Новое налоговое законодательство отменило единый социальный налог, который платили частники, принимающие у себя туристов», – пояснил он. При этом, по словам Александра Левченко, нынешние частники – это не бабушки, принимающие на постой двух-трех человек. Это владельцы мини-гостиниц и пансионов, способных принять до 300 тыс. туристов единовременно. В результате вклад частного сектора, который составляет половину всех гостиничных мест в регионе, в настоящее время составляет всего 3% общих налоговых поступлений от турпредприятий. «Руководство Краснодарского края поднимало вопрос об изменении Налогового кодекса в Госдуме, но не нашло поддержки у большинства депутатов», – продолжил г-н Левченко.
Следующая проблема, которую ни один регион не может решить самостоятельно, – классификация гостиниц по уровню предоставляемых услуг. На федеральном уровне нормативы «звездности» российских отелей не разработаны и, насколько известно Александру Левченко, не разрабатываются. В настоящее время любой «Дом колхозника» может «нарисовать» на вывеске пять звезд и поднять цену, не утруждая себя улучшением качества обслуживания. Поэтому многие наши соотечественники, прекрасно осведомленные об этом, предпочитают отдыхать за границей, где уровень цен и уровень качества соответствуют друг другу, а не на российских курортах.
В том, что российское законодательство в сфере туризма отстает от потребностей отрасли, согласен и Юрий Барзыкин. «Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который сыграл важную роль в становлении туризма в России, был принят в 1996 г., – рассказал депутат. – Он легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристического рынка, принципы государственной политики в сфере туризма, а также принципы, основные цели и методы государственного регулирования туристической деятельности». Вместе с тем за прошедшие 9 лет в стране произошли многие изменения. Этот закон сегодня устарел. «В плане мероприятий к «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.» говорится, что в него необходимо внести изменения», – продолжил Юрий Барзыкин. 2005 г. почти прошел, но о законе никто не вспомнил. Более того, сама концепция осталась нереализованной – на нее просто не нашлось денег. Перспектива принятия нового федерального закона «О туризме» – всеобъемлющего кодифицированного акта, соответствующего современным международным стандартам и учитывающего отечественные традиции регулирования сферы социального, внутреннего и въездного туризма, также туманна. Хорошо хоть сдвинулся с мертвой точки вопрос о законе «Об особых экономических зонах курортно-туристского типа». «При обсуждении на заседании нашего комитета проекта закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» я ставил вопрос о необходимости скорейшей разработки законопроекта об особых экономических зонах курортно-туристского типа. Было решено, что к осени должен быть подготовлен проект этого законодательного акта», – пояснил Юрий Барзыкин. По твердому убеждению г-на Барзыкина, его принятие поможет в «разработке экономических механизмов стимулировании развития курортно-туристской деятельности, так как данный закон является хорошим стимулом для ее развития как в регионах, так и в России в целом». Только когда примут закон о рекреационных зонах и примут ли вообще – неизвестно.
Вот и получается, что в настоящее время регионы, которые готовы развивать туризм, должны делать это на свой страх и риск. Новых федеральных законов о туризме, которые могли бы облегчить им жизнь, нет, а существующие законодательные акты морально устарели. В результате многие регионы просто боятся серьезно «ввязываться» в это дело. Из 89 субъектов Федерации только в 50 имеются собственные законы о туризме. Серьезной рекламой своих регионов, так как это делают Краснодарский край, Якутия, Москва, Санкт-Петербург, Карелия и Астраханская область, тоже занимаются далеко не все. Впрочем, в этом они подражают государству, которое в общем-то тоже не особенно задумывается над созданием имиджевой рекламы России в целом. «Мы знаем, как много средств тратится на это в Турции, Греции или Испании, где туристическая деятельность пользуется государственной поддержкой», – пояснил Юрий Барзыкин. Результат налицо: россияне едут отдыхать в Турцию, Грецию или Испанию, а не на курорты России. Чтобы изменить ситуацию, нужно в первую очередь увеличить бюджетное финансирование отрасли и, конечно же, расширить участие страны в международных выставках и ярмарках, считает депутат. При соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры и информационного обеспечения, по прогнозам Всемирной туристической организации, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн иностранных туристов в год и получать от этого значительные поступления в бюджет. Да и россияне, поднимись внутренний туризм на уровень мирового, начали бы отдыхать дома, а не вывозить свои «отпускные» деньги за границу.
Отдел общества
Ирина Мандрик, 17.06.2005
http://www.rbcdaily.ru/news/society...05/06/17/203625