На что россияне берут кредит и какими доходами они при этом располагают... Понедельник 30 мая 2005, 10:33
Статистика знает все, как уверяют классики. Тем не менее, как показывает практика, существуют области, где статистика чувствует себя пока еще недостаточно уверенно, и среди них можно назвать потребительское кредитование. За сухими цифрами не всегда удается рассмотреть предпочтения потребителей, мотивацию тех или иных поступков, совершаемых ими. Попробуем посмотреть на все это в совокупности с учетом недавно представленных общественности исследований двумя компаниями - GE Consumer Finance и VISA.
Потребительское кредитование - понятие достаточно широкое и включает в себя все кредиты, выдаваемые физическим лицам коммерческими банками на цели потребления. Среди них ипотечные кредиты, кредиты на покупку автомобилей, кредиты в магазинах и даже кредитные карты. По данным Росстата, из общей суммы кредитных вложений российских банков на начало 2005 г в размере 4,228 трлн руб, кредиты физическим лицам составляли 618,9 млрд руб или около 7 проц от общей суммы. Если оценивать объем потребительского кредитования в нашей стране по отношению к ВВП, то результат будет очень незначительным, по данным за 2004 г это примерно 3 проц. Управляющий директор GE Consumer Finance Джеймс Кук, отметил, что хотя объемы розничного кредитования в России из года в год удваиваются, размер этого рынка пока еще очень невелик. Большинство кредитных продуктов банков, работающих на розничном рынке, нацелено на группу потребителей с ежемесячным доходом свыше 2 тыс долл на семью. По словам Д.Кука, на долю этой группы приходится 5 проц потребителей. При этом наиболее перспективным сегментом для развития этого направления, в том числе по выпуску кредитных карт, он назвал семьи с доходом от 1-2 тыс долл в месяц /6 проц/ и от 400 долл до 1 тыс долл в месяц /30 проц/.
Среди лидеров рынка потребительского кредитования, Д.Кук назвал Сбербанк России - 48 проц, "Русский стандарт" - 6 проц, "Хоум Кредит энд Файненс" - 3 проц, Райффайзенбанк Австрия - 1,8 проц, Ситибанк - 0,5 проц, Альфа-банк - 0,2 проц. Россияне с точки зрения стабильности больше надеются на иностранные банки, работающие в нашей стране, но предпочитают работать с отечественными банками, потому что они лучше понимают их потребности.
Надо отметить, что если в исследовании, представленном GE Consumer Finance, основной упор делается на количественные характеристики рынка, то VISA попыталась также обратить внимание на поведение и предпочтения российских потребителей кредитных услуг. По словам главы российского представителя VISA Лу Наумовского, ответы на вопрос о том, что влияет на решение потребителя при получении кредита, распределились следующим образом: получение кредита непосредственно в магазине - 36 проц, репутация /известность/ банка, дающего кредит - 33 проц, низкие ставки по кредиту - 19 проц, количество филиалов у банка - 12 проц. Тот факт, что стоимость кредита для российского потребителя находится только на 3-м месте, говорит о том, что он просто еще плохо понимает вопрос. Пока еще достаточно часто встречаются ситуации, когда кредит, полученный при приобретении, например, холодильника в магазине, является единственным заимствованием этого человека и может остаться таковым.
Поскольку рынок активно развивается, отмечается повышенная активность некоторых госорганов, в том числе Федеральной антимонопольной службы, которая вместе с Банком России разработала рекомендации по раскрытию банками информации заемщикам о кредите. Можно предположить, что в результате изменится и отношение россиян к такому инструменту как заемные средства. Недавно принятый закон о создании в России бюро кредитных историй также будет содействовать этому процессу. Нам предстоит познакомиться с таким понятием как кредитная история заемщика, где будут собрана вся информация о том, кто, когда, где и в каком размере брал кредит, а также насколько добросовестно он относился к его погашению. Уже сейчас банкиры отмечают, что банкам предстоит задуматься о расширении своей сети в таком размере, чтобы обеспечить своим заемщикам удобный доступ к инфраструктуре банка, поскольку заемщики начинают задумываться о создании для себя положительной кредитной истории. Тогда, банк, не создавший удобной сети, окажется в более проигрышном положении.
В настоящее время, по данным VISA, места наибольшего спроса на кредит со стороны россиян распределены следующим образом: магазины бытовой техники - 41 проц, компьютерной техники - 37 проц, шуб и дубленок - 15 проц, точки продаж автомобилей - 6 проц. При этом в получении потребительского кредита нуждаются 72 проц россиян.
Многие торговые точки начинают снижать количество офисов банков, работающих в их помещениях, сообщил Д.Кук. Если раньше банк мог открыть офис в магазине, где уже присутствует 5-6 офисов других банков, то сейчас их число снизилось до 2-3, а в некоторых случаях и до 1. Таким образом, обостряется конкуренция между банками, что вынудит их в конечном итоге снижать цены в борьбе за клиентов и искать новые способы для зарабатывания средств.
Надо сказать, что новые способы зарабатывания средств банками в этой сфере - это ключевое направление деятельности на перспективу. Пионеры рынка, такие как "Русский стандарт", уже успели обрести значительный объем клиентуры и нарастить ссудный портфель за счет активной работы в сфере экспресс-кредитования, но все больше банков выходит на этот рынок, а их предложения становятся все более разнообразными и заманчивыми. Сейчас банки стараются не просто предложить какой-то кредитный продукт для потребителя, а создать линейку продуктов, которая позволит удержать клиента и в будущем.
Надо сказать, что кредитная карта - один из самых многофункциональных инструментов для банка, позволяющий ему гибко реагировать на потребности клиента. Он может предоставить клиенту возобновляемый кредит в рамках определенного лимита, упрощается процедура его погашения и информационного обеспечения клиента, за счет различных электронных устройств, например банкоматов с функцией приема наличных /cash-in/. Как отмечают банкиры, население достаточно быстро привыкает к пользованию такими устройствами. Кроме того, развитие безналичных расчетов снизит долю "серых" и "черных" схем в экономике. Л.Наумовского пока огорчает тот факт, что на Украине принят закон, по которому, все торговые точки с 2006 г обязаны поставить терминалы для приема этих карт, а в России на уровне законодательства этот вопрос не урегулирован. (ПРАЙМ-ТАСС)
http://www.inline.ru/economi.asp?NewsID=61499
Статистика знает все, как уверяют классики. Тем не менее, как показывает практика, существуют области, где статистика чувствует себя пока еще недостаточно уверенно, и среди них можно назвать потребительское кредитование. За сухими цифрами не всегда удается рассмотреть предпочтения потребителей, мотивацию тех или иных поступков, совершаемых ими. Попробуем посмотреть на все это в совокупности с учетом недавно представленных общественности исследований двумя компаниями - GE Consumer Finance и VISA.
Потребительское кредитование - понятие достаточно широкое и включает в себя все кредиты, выдаваемые физическим лицам коммерческими банками на цели потребления. Среди них ипотечные кредиты, кредиты на покупку автомобилей, кредиты в магазинах и даже кредитные карты. По данным Росстата, из общей суммы кредитных вложений российских банков на начало 2005 г в размере 4,228 трлн руб, кредиты физическим лицам составляли 618,9 млрд руб или около 7 проц от общей суммы. Если оценивать объем потребительского кредитования в нашей стране по отношению к ВВП, то результат будет очень незначительным, по данным за 2004 г это примерно 3 проц. Управляющий директор GE Consumer Finance Джеймс Кук, отметил, что хотя объемы розничного кредитования в России из года в год удваиваются, размер этого рынка пока еще очень невелик. Большинство кредитных продуктов банков, работающих на розничном рынке, нацелено на группу потребителей с ежемесячным доходом свыше 2 тыс долл на семью. По словам Д.Кука, на долю этой группы приходится 5 проц потребителей. При этом наиболее перспективным сегментом для развития этого направления, в том числе по выпуску кредитных карт, он назвал семьи с доходом от 1-2 тыс долл в месяц /6 проц/ и от 400 долл до 1 тыс долл в месяц /30 проц/.
Среди лидеров рынка потребительского кредитования, Д.Кук назвал Сбербанк России - 48 проц, "Русский стандарт" - 6 проц, "Хоум Кредит энд Файненс" - 3 проц, Райффайзенбанк Австрия - 1,8 проц, Ситибанк - 0,5 проц, Альфа-банк - 0,2 проц. Россияне с точки зрения стабильности больше надеются на иностранные банки, работающие в нашей стране, но предпочитают работать с отечественными банками, потому что они лучше понимают их потребности.
Надо отметить, что если в исследовании, представленном GE Consumer Finance, основной упор делается на количественные характеристики рынка, то VISA попыталась также обратить внимание на поведение и предпочтения российских потребителей кредитных услуг. По словам главы российского представителя VISA Лу Наумовского, ответы на вопрос о том, что влияет на решение потребителя при получении кредита, распределились следующим образом: получение кредита непосредственно в магазине - 36 проц, репутация /известность/ банка, дающего кредит - 33 проц, низкие ставки по кредиту - 19 проц, количество филиалов у банка - 12 проц. Тот факт, что стоимость кредита для российского потребителя находится только на 3-м месте, говорит о том, что он просто еще плохо понимает вопрос. Пока еще достаточно часто встречаются ситуации, когда кредит, полученный при приобретении, например, холодильника в магазине, является единственным заимствованием этого человека и может остаться таковым.
Поскольку рынок активно развивается, отмечается повышенная активность некоторых госорганов, в том числе Федеральной антимонопольной службы, которая вместе с Банком России разработала рекомендации по раскрытию банками информации заемщикам о кредите. Можно предположить, что в результате изменится и отношение россиян к такому инструменту как заемные средства. Недавно принятый закон о создании в России бюро кредитных историй также будет содействовать этому процессу. Нам предстоит познакомиться с таким понятием как кредитная история заемщика, где будут собрана вся информация о том, кто, когда, где и в каком размере брал кредит, а также насколько добросовестно он относился к его погашению. Уже сейчас банкиры отмечают, что банкам предстоит задуматься о расширении своей сети в таком размере, чтобы обеспечить своим заемщикам удобный доступ к инфраструктуре банка, поскольку заемщики начинают задумываться о создании для себя положительной кредитной истории. Тогда, банк, не создавший удобной сети, окажется в более проигрышном положении.
В настоящее время, по данным VISA, места наибольшего спроса на кредит со стороны россиян распределены следующим образом: магазины бытовой техники - 41 проц, компьютерной техники - 37 проц, шуб и дубленок - 15 проц, точки продаж автомобилей - 6 проц. При этом в получении потребительского кредита нуждаются 72 проц россиян.
Многие торговые точки начинают снижать количество офисов банков, работающих в их помещениях, сообщил Д.Кук. Если раньше банк мог открыть офис в магазине, где уже присутствует 5-6 офисов других банков, то сейчас их число снизилось до 2-3, а в некоторых случаях и до 1. Таким образом, обостряется конкуренция между банками, что вынудит их в конечном итоге снижать цены в борьбе за клиентов и искать новые способы для зарабатывания средств.
Надо сказать, что новые способы зарабатывания средств банками в этой сфере - это ключевое направление деятельности на перспективу. Пионеры рынка, такие как "Русский стандарт", уже успели обрести значительный объем клиентуры и нарастить ссудный портфель за счет активной работы в сфере экспресс-кредитования, но все больше банков выходит на этот рынок, а их предложения становятся все более разнообразными и заманчивыми. Сейчас банки стараются не просто предложить какой-то кредитный продукт для потребителя, а создать линейку продуктов, которая позволит удержать клиента и в будущем.
Надо сказать, что кредитная карта - один из самых многофункциональных инструментов для банка, позволяющий ему гибко реагировать на потребности клиента. Он может предоставить клиенту возобновляемый кредит в рамках определенного лимита, упрощается процедура его погашения и информационного обеспечения клиента, за счет различных электронных устройств, например банкоматов с функцией приема наличных /cash-in/. Как отмечают банкиры, население достаточно быстро привыкает к пользованию такими устройствами. Кроме того, развитие безналичных расчетов снизит долю "серых" и "черных" схем в экономике. Л.Наумовского пока огорчает тот факт, что на Украине принят закон, по которому, все торговые точки с 2006 г обязаны поставить терминалы для приема этих карт, а в России на уровне законодательства этот вопрос не урегулирован. (ПРАЙМ-ТАСС)
http://www.inline.ru/economi.asp?NewsID=61499