Притормозили из-за кризиса
Из-за финансового кризиса россияне купят меньше автомобилей, чем собирались. Автоконцерны понижают прогнозы продаж на 2009 г.
Юлия Федоринова
Анфиса Воронина
Ведомости
03.10.2008, №187 (2209)Toyota пересмотрела прогноз роста российского рынка около трех недель назад, рассказал «Ведомостям» исполнительный вице-президент Тьерри Домбревал: начавшиеся серьезные проблемы с ликвидностью в США могут привести к сокращению выдачи автокредитов. Продажи Toyota в России по-прежнему растут, но «то, что все шатко, уже ясно». Если в начале сентября Toyota прогнозировала на будущий год 15%-ный рост в России, то сейчас говорит о 5%. В Западной Европе, по его словам, вообще ожидается 10%-ное падение. При этом сокращать инвестиции в Россию Toyota не планирует, подчеркнул Домбревал.
Бывает и хуже
Продажи машин в США в сентябре достигли минимальной отметки за 15 лет – 964 873 машины (-27% к сентябрю 2007 г., данные Autodata), и производители не предвидят улучшения ситуации. Новая негативная тенденция – падение продаж «японцев»: продажи Toyota в США в сентябре упали на 32,3%, Honda – на 24%, Nissan – на 37%. Из детройтской «большой тройки» больше всех пострадали Ford и Chrysler: -34% и -33%.
Если в начале этого года рост рынка достигал 25%, то сейчас он замедлился до 5%, отмечает президент Ford of Europe Джон Флеминг. В следующем году, по его мнению, может наступить стагнация. Президент Ford Алан Малалли считает, что 2009 год глобально будет не лучше 2008-го — рынок падает повсюду.
Признает риск замедления темпов роста российского рынка и глава местного офиса Renault Жан-Мишель Жалинье: дилеры говорят, что шоурумы за последний месяц посетило меньше людей. Renault решила подождать еще 3-4 недели, чтобы понять, в какую сторону идет рынок. Пока не торопится пересматривать прогноз (15%) и Nissan, говорит ее представитель.
Рынок упадет ровно на столько, на сколько банки сократят расходы на автокредиты, считает президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. По его словам, кризис стал заметен уже в августе — «АвтоВАЗ» продал на 20 000 машин меньше, чем за аналогичный период 2007 г.
Рынок кредитования отброшен на 5-6 лет назад, констатирует вице-президент Московского банка реконструкции и развития Виктор Шпрингель: вслед за ипотекой, где идет отказ от программ с низким первоначальным взносом и серыми доходами и просто снижается активность по выдаче кредитов, то же происходит на рынке автокредитования. Отличие, по его словам, лишь в том, что на рынке начали работать специализированные банки автопроизводителей, но заместить игроков, снижающих активность, они пока не в состоянии. Финансирование, привлеченное летом, поддержит рынок, но его хватит на несколько месяцев.
Есть вероятность, что в 2009 г. рынок автокредитования просядет, признает директор по продажам автокредитования Альфа-банка Наталья Макарова. В кризисные периоды заемщики стараются минимизировать долги, объясняет Макарова. Покупки уйдут в средний сегмент: заемщики будут стремиться покупать менее дорогие автомобили.
Производство и поставки машин к дилерам сейчас идут по планам, утвержденным в конце 2007 г. — когда «все было хорошо», говорит член правления «Автомира» Дмитрий Щучко. Но в сентябре из-за кризиса и активность покупателей оказалась ниже ожиданий. По его данным, на складах дилеров и импортеров уже заметно затоваривание.
Более оптимистично руководство GM. «Экономика России завязана на энергоносители, и мы не видим предпосылок, почему она должна перестать расти.
Да, мы видим, что в августе рост рынка замедлился до 5-10%, но в первом полугодии он вырос на 30%«, — говорит Карл Питер Фостер, президент GM Europe. В 2009 г. Россия «с большой долей вероятности» может стать для GM крупнейшим рынком в Европе.
Статистики по итогам месяца пока нет, но по сравнению с августом продажи и число заказов в сентябре росли, говорит замгендиректора сети автоцентров «Км/ч» Александр Гнездюк. Его компания не пересматривала план продаж на второе полугодие. «Автодом» (дилер BMW) в этом году рассчитывал продать на 20% больше автомобилей, чем в 2007 г., и этот план пока выполняется, говорит гендиректор компании Александр Сокол.
Ужесточение кредитной политики банков только начинает сказываться на продажах, а наиболее заметно его влияние будет в IV квартале, считает Щучко. К тому же уменьшается активность лизинговых компаний из-за кризиса ликвидности — поэтому сокращаются программы обновления корпоративных автопарков. «Банки закрыли экспресс-кредитование. Но крупнейшие- Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ — после небольшой паузы продолжают выдачу кредитов во всех регионах, где мы работаем», — говорит Гнездюк.
«Конечно, производители осторожничают — нельзя быть вне рынка. Но ясной картины, в какую сторону кризис повлияет на наш [дилерский] бизнес, пока нет», — добавляет он. «Мы надеемся в 2009 г. на рост рынка в пределах 10%, но не исключаем и стагнации», — говорит Щучко. «Удар мирового финансового кризиса по продажам в сегменте luxury будет не столь значительным, как в массовом. Но мы не живем на другой планете, и у нас тоже есть опасения, что выполнить сделанные ранее предварительные прогнозы на 2009 г. будет очень сложно или даже невозможно», — говорит Сокол. Прогноз роста на 2009 г. составлял 20%, но теперь может быть скорректирован, говорит он.
В подготовке статьи участвовали Татьяна Воронова, Александр Губский, Кирилл Корюкин
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/1...
Из-за финансового кризиса россияне купят меньше автомобилей, чем собирались. Автоконцерны понижают прогнозы продаж на 2009 г.
Юлия Федоринова
Анфиса Воронина
Ведомости
03.10.2008, №187 (2209)Toyota пересмотрела прогноз роста российского рынка около трех недель назад, рассказал «Ведомостям» исполнительный вице-президент Тьерри Домбревал: начавшиеся серьезные проблемы с ликвидностью в США могут привести к сокращению выдачи автокредитов. Продажи Toyota в России по-прежнему растут, но «то, что все шатко, уже ясно». Если в начале сентября Toyota прогнозировала на будущий год 15%-ный рост в России, то сейчас говорит о 5%. В Западной Европе, по его словам, вообще ожидается 10%-ное падение. При этом сокращать инвестиции в Россию Toyota не планирует, подчеркнул Домбревал.
Бывает и хуже
Продажи машин в США в сентябре достигли минимальной отметки за 15 лет – 964 873 машины (-27% к сентябрю 2007 г., данные Autodata), и производители не предвидят улучшения ситуации. Новая негативная тенденция – падение продаж «японцев»: продажи Toyota в США в сентябре упали на 32,3%, Honda – на 24%, Nissan – на 37%. Из детройтской «большой тройки» больше всех пострадали Ford и Chrysler: -34% и -33%.
Если в начале этого года рост рынка достигал 25%, то сейчас он замедлился до 5%, отмечает президент Ford of Europe Джон Флеминг. В следующем году, по его мнению, может наступить стагнация. Президент Ford Алан Малалли считает, что 2009 год глобально будет не лучше 2008-го — рынок падает повсюду.
Признает риск замедления темпов роста российского рынка и глава местного офиса Renault Жан-Мишель Жалинье: дилеры говорят, что шоурумы за последний месяц посетило меньше людей. Renault решила подождать еще 3-4 недели, чтобы понять, в какую сторону идет рынок. Пока не торопится пересматривать прогноз (15%) и Nissan, говорит ее представитель.
Рынок упадет ровно на столько, на сколько банки сократят расходы на автокредиты, считает президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. По его словам, кризис стал заметен уже в августе — «АвтоВАЗ» продал на 20 000 машин меньше, чем за аналогичный период 2007 г.
Рынок кредитования отброшен на 5-6 лет назад, констатирует вице-президент Московского банка реконструкции и развития Виктор Шпрингель: вслед за ипотекой, где идет отказ от программ с низким первоначальным взносом и серыми доходами и просто снижается активность по выдаче кредитов, то же происходит на рынке автокредитования. Отличие, по его словам, лишь в том, что на рынке начали работать специализированные банки автопроизводителей, но заместить игроков, снижающих активность, они пока не в состоянии. Финансирование, привлеченное летом, поддержит рынок, но его хватит на несколько месяцев.
Есть вероятность, что в 2009 г. рынок автокредитования просядет, признает директор по продажам автокредитования Альфа-банка Наталья Макарова. В кризисные периоды заемщики стараются минимизировать долги, объясняет Макарова. Покупки уйдут в средний сегмент: заемщики будут стремиться покупать менее дорогие автомобили.
Производство и поставки машин к дилерам сейчас идут по планам, утвержденным в конце 2007 г. — когда «все было хорошо», говорит член правления «Автомира» Дмитрий Щучко. Но в сентябре из-за кризиса и активность покупателей оказалась ниже ожиданий. По его данным, на складах дилеров и импортеров уже заметно затоваривание.
Более оптимистично руководство GM. «Экономика России завязана на энергоносители, и мы не видим предпосылок, почему она должна перестать расти.
Да, мы видим, что в августе рост рынка замедлился до 5-10%, но в первом полугодии он вырос на 30%«, — говорит Карл Питер Фостер, президент GM Europe. В 2009 г. Россия «с большой долей вероятности» может стать для GM крупнейшим рынком в Европе.
Статистики по итогам месяца пока нет, но по сравнению с августом продажи и число заказов в сентябре росли, говорит замгендиректора сети автоцентров «Км/ч» Александр Гнездюк. Его компания не пересматривала план продаж на второе полугодие. «Автодом» (дилер BMW) в этом году рассчитывал продать на 20% больше автомобилей, чем в 2007 г., и этот план пока выполняется, говорит гендиректор компании Александр Сокол.
Ужесточение кредитной политики банков только начинает сказываться на продажах, а наиболее заметно его влияние будет в IV квартале, считает Щучко. К тому же уменьшается активность лизинговых компаний из-за кризиса ликвидности — поэтому сокращаются программы обновления корпоративных автопарков. «Банки закрыли экспресс-кредитование. Но крупнейшие- Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ — после небольшой паузы продолжают выдачу кредитов во всех регионах, где мы работаем», — говорит Гнездюк.
«Конечно, производители осторожничают — нельзя быть вне рынка. Но ясной картины, в какую сторону кризис повлияет на наш [дилерский] бизнес, пока нет», — добавляет он. «Мы надеемся в 2009 г. на рост рынка в пределах 10%, но не исключаем и стагнации», — говорит Щучко. «Удар мирового финансового кризиса по продажам в сегменте luxury будет не столь значительным, как в массовом. Но мы не живем на другой планете, и у нас тоже есть опасения, что выполнить сделанные ранее предварительные прогнозы на 2009 г. будет очень сложно или даже невозможно», — говорит Сокол. Прогноз роста на 2009 г. составлял 20%, но теперь может быть скорректирован, говорит он.
В подготовке статьи участвовали Татьяна Воронова, Александр Губский, Кирилл Корюкин
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/1...