Американский телеканал снимает фильм о евреях, которые 344 дня прятались от гитлеровских оккупантов в пещере на Украине
Американский телеканал снимает фильм о евреях, которые 344 дня прятались от гитлеровских оккупантов в пещере на Украине
На закате пшеничное поле багровеет, а силуэт оператора становится черным. Мы снимаем документальный фильм для телеканала PBS о малоизвестной трагедии 1943 года, когда в пещере Попова Яма, рядом с Тернополем, скрывались от гитлеровских оккупантов тридцать восемь евреев из украинской деревни Королевка. В съемочной группе много американцев, а я выступаю в роли второго продюсера.
Еще недавно мы не были уверены, что съемки состоятся. Сидя дома у нашего генерального продюсера Дженет Тобиас, мы, спасаясь под кондиционером от изнуряющей жары, пили огуречный фреш и просматривали информационные сводки: на Украине по-прежнему наводнение. Расположенная на Манхэттене, эта дизайнерская квартира — с антикварными комодами и креслами, обтянутыми желтым бархатом, — на время превратилась в штаб. Дженет не на шутку встревожена: вероятно, съемки придется перенести. Но тут раздается звонок. На проводе Сергей Епифанов, президент Тернопольского клуба спелеологов. «В пещере все тихо, — сообщает он. — До места стихийного бедствия километров тридцать, так что смело приезжайте».
Сергею можно доверять: он уже сорок лет подряд спускается в пещеру Попова Яма, названную так оттого, что когда-то земля принадлежала приходскому священнику. Впрочем, он преследовал чисто спортивные цели, ведь эта «яма» — один из самых длинных горизонтальных лабиринтов в мире (124 км). Однако в 1993 году в пещеру спустился американский спелеолог Крис Никола и обнаружил в ней старые кожаные башмаки, фарфоровые пуговицы, красную металлическую кружку. Местные жители рассказали ему, что когда-то пещера служила укрытием для евреев, но никто не знает, удалось ли им выйти наружу или подземелье поглотило их. Заинтригованный неожиданной находкой, Крис Никола, вернувшись в Нью-Йорк, первым делом написал о ней на своем сайте. Четыре года он безрезультатно искал любую информацию о людях, которые жили в недрах Поповой Ямы и лишь изредка по ночам выбирались на поверхность.
Крис фотографирует разбросанные на камнях артефакты и имена, выведенные на стенах углем: «Штермер, Саломон, Додик, К. Курц, 1943»
Но однажды он получил письмо: «Мой зять был одним из них. Сейчас он живет в Бруклине». Спелеолог помчался на встречу с Солом Векслером, который потерял мать и брата, когда их расстреляли эсэсовцы, но сам спустился в пещеру и благодаря этому выжил. После войны Векслер иммигрировал в США. Его товарищи по заточению, братья Штермеры, уехали в Монреаль, где преуспели в строительном бизнесе. В 1975 году их мать Эстер издала небольшим тиражом собственные мемуары, которые и легли в основу сценария документального фильма. Сол Векслер рассказал Крису, что спасавшиеся в пещере провели под землей 344 дня.
В переводе на английский название лабиринта звучит романтично — Priest's Grotto. Так мог бы называться итальянский ресторан, но американские спелеологи, продюсеры и телеоператоры знают, что наш конечный пункт назначения — мрачное подземелье, узел сырых туннелей. Из Нью-Йорка туда нужно добираться на самолете, поезде и повозке, запряженной волами.
Вход едва можно опознать: небольшое углубление теряется в пшеничной целине западноукраинского поля — и в голову не придет, что под землей скрывается гигантская пещера. Спускаясь, ныряешь в металлический колодец: эту железную трубу установил Сергей Епифанов, чтобы сезонные дожди и глина не закупорили отверстие. Затем приходится ползти метров сто на коленях по узкому туннелю. Стоит ли удивляться, что перед отъездом Дженет спрашивала участников экспедиции, не страдают ли они клаустрофобией.
Сергей ведет команду вперед, по ходу помечая путь красной ленточкой. «В таких местах, как Попова Яма, гид нужен вам в первую очередь для того, чтобы выбраться обратно», — шутит он. Кажется, что без специальной подготовки и экипировки здесь невозможно провести и сутки.
В кромешной темноте в пещере меня ослепляет вспышка: Крис фотографирует разбросанные на камнях артефакты и имена, выведенные на стенах углем: «Штермер, Саломон, Додик, К. Курц, 1943». «Я обещал показать эти фотографии Штермерам, — говорит Крис. — А в следующий раз они приедут вместе с нами на съемки».
Александр Золотарев
Для Пятницы
№ 32 (119) 05 сентября 2008
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/09/05/13...
@темы: Мир вокруг нас, Украина, Жизненное, Кино, Статьи