«Нам пришлось выгнать всех негров», — Евгений Чичваркин, председатель совета директоров и совладелец «Евросети»
Основатель «Евросети» жалуется на «чудовищную себестоимость» в своем бизнесе, надеется запустить в продажу iPhone и наотрез отказывается обсуждать вопрос о продаже компании
Игорь Цуканов
Ведомости
23.06.2008, №113 (2135)Совладелец и председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин
Биография
Родился 10 сентября 1974 г. в Москве.
В 1996 г. окончил Государственную академию управления по специальности «экономика управления на автотранспорте»
--------------------------------------------------------------------------------
1991
начал заниматься торговлей на рынке «Лужники», через несколько лет стал владельцем нескольких торговых точек
--------------------------------------------------------------------------------
1996
работал завхозом в магазине по продаже сотовых телефонов
--------------------------------------------------------------------------------
1997
вместе с Тимуром Артемьевым организовал компанию «Евросеть»
--------------------------------------------------------------------------------
11
миллионов сотовых телефонов продала «Евросеть» в 2007 г. в России.
--------------------------------------------------------------------------------
«Я мечтаю вовлечь одних россиян в обслуживание других россиян с искренней и честной улыбкой»
--------------------------------------------------------------------------------
увеличить
--------------------------------------------------------------------------------
Группа компаний «Евросеть»
Сеть салонов сотовой связи
Объединяет 5150 точек продаж в России и других странах СНГ.
Акционеры – Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев (по 50%).
Оборот (2007 г.) – $5,61 млрд.
Выручка в 2007 г. – $3,6 млрд.
В 2005 г. крупнейшие ритейлеры перестали закупать телефоны у посторонних импортеров и начали сами ввозить их в Россию, Как изменилась с тех пор ситуация на рынке?
Самая губительная ситуация — рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти какое-то перераспределение трудовых ресурсов. Потому что интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям — в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на одного сотрудника крайне низка. В итоге людей не хватает, а значит, увеличивается цена их труда. Но цена увеличивается непропорционально качеству и выработке.
Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам — даже этническим русским из прибалтийских республик — работать в рознице. Это запрещено, чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке.
Это ограничение коснулось и вас?
Ну естественно, мы же розница. Из-за этого нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах «Евросети»] около [института] Патриса Лумумба, хотя они не бухали и хорошо работали.
Еще одна проблема — дорожающая аренда. Чтобы построить торговый комплекс, нужно уже не полтора года согласований, как пять лет назад, а три. В результате 70% себестоимости строительства любого торгового комплекса — это взятки и согласования. Эти две участницы себестоимости наш сектор очень сильно давят.
Но ведь «Евросеть» почти не открывает новые салоны?
Открываем крайне избирательно. В деревнях открываемся, куда цивилизация приходит. Есть, например, дальневосточные деревни, которые полностью находятся на соцобеспечении. «Социалку» начали платить — у народа появились какие-то свободные деньги, берут телефоны в кредит. Общий уровень дохода растет, и в селе с 5000 жителей, где два года назад салон связи не окупился бы, сейчас уже могут окупиться.
Некоторые наши коллеги по рынку имеют прямой отток [количества салонов] с начала года, а у основного конкурента (у сети «Связной» — «Ведомости») ничтожное увеличение. В результате конкурентная среда становится более профессиональной, а выигрывает, конечно, потребитель. Но вот из-за чудовищной себестоимости нашей работы потребитель не выигрывает.
Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5%-ную пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь?
Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью — затратами, арендой. Эта наценка сейчас очень небольшая в связи с высокой конкуренцией. Но месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода «чернушников».
На сколько он увеличится? Ведь оценки серого рынка очень разные — от 3% до 30%.
Это зависит от региона. На Урале, наверное, это 5%, а в Дагестане 35%. В Питере тоже остается «серовоз» — трубки везут через порт [без уплаты пошлины]. Еще в прошлом году целыми самолетами телефоны везли всерую в Питер. Но после отмены пошлины экономической основы для серовоза не будет, рынок станет легальным на процентов на 97
Как раз недавно Nokia стала сама ввозить телефоны в Россию, уплачивая пошлину, и продавать их со склада. Как же эти трубки могут быть серыми?
Можно открыть склад в России и продолжать втихаря отгружать их кому-то вне России. Мы же не можем это проконтролировать.
Раньше розничные сети намекали: серый рынок выгоден производителям. Более дешевые телефоны можно продать в большем количестве и соответственно больше заработать.
Нет, большинство производителей хотят продавать в Россию телефоны дороже. Они протекционисты, хотят всю территорию поделить и продавать дороже. Если бы у нас заявитель на сертификат [соответствия телефона требованиям] был дистрибуторской компанией, цены в России были бы на 20% ниже. Потому что можно было бы ввезти товар из Индии или ОАЭ — отовсюду, где можно найти товар дешевле, — и сертифицировать здесь. Или если бы наши госорганы признавали зарубежные сертификаты — американские, европейские, сингапурские… Но в России заявку на сертификат может подавать только производитель. Из-за того, что у нас такая система, производители нас считают дегенератами, туповатыми существами и всегда продают дороже. А при отсутствии пошлины производитель абсолютно спокойно может уплачивать НДС сам и рулить здесь дистрибуцией и наценкой сам.
У «Евросети» по-прежнему нет прямого контракта с Nokia?
Нет.
То есть смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила?
Изменила — теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя.
Какие аргументы в пользу прямого контракта вы приводите? Ведь угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на первом месте.
В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем — по несколько десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000. Но никакого специального промо не делаем. (по оценке MForum Analytics, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. — 28%, а на рынках стран СНГ — 25% с учетом серого ввоза и более 30% без его учета. — «Ведомости»)
Позиция Nokia — создать максимально привлекательный товар для покупателя, при этом наплевав на дистрибутора. Если бы мы втянулись в эту игру, то и сегодняшней маржи бы не было.
А сейчас маржа какая?
Поскольку на рынке долго шли ценовые баталии, сейчас маржа — г…но.
Единицы процентов?
Повыше, но все равно г…но.
«Евросеть» и другие дилерские сети несколько лет лоббировали отмену пошлины. Почему комиссия услышала вас только сейчас?
Мы не лоббировали, а просили. Лоббизм — это такое самовыкручивание за счет государства. А мы в прошлом году представили неопровержимые данные выгодности для государства отмены пошлин на цифровые фотокамеры. Правительство провело эксперимент, отменило пошлину — и собрало в два раза больше денег благодаря росту уплаты НДС. Государству в принципе должно было это понравиться.
Все более чем логично. Если по телефонам [в случае отмены пошлины] возможно ничтожное выпадение доходов, то по bluetooth-модулям, картам памяти, смартфонам и коммуникаторам будет только увеличение сборов. При это будет снижен избыточный налог на потребление, который подстегивает инфляцию
Вы не считали, насколько?
Не считали. Но очевидно, что при снижении цены даже на 5% общий рынок увеличивается процентов на 10. Потому что разница в $100 между ценой телефона в Москве и, скажем, в Эмиратах или в Европе для человека может быть критичной. А если разница — $50, а телефон стоит 700 евро, люди скорее сделают выбор в пользу русскоязычной клавиатуры и отечественной гарантии.
В прошлом году в единственном торговом центре стоимость аренды снизилась на 30% — на Горбушке. Потому что обнулили пошлины на цифровое фото и ноутбуки, и «чернушники» ушли, магазины стали цивилизованными. То же самое произойдет на Савеловском или Митинском рынках, вокруг которых сейчас цветет палаточный «Шанхай». Вот по нему будет удар нанесен очень сильный.
Наша выгода только в этом. Маржа не увеличится — рыночная среда отрегулирует баланс между минимальной доходностью и конкуренцией с соседом. У нас же около одного метро может быть 12 салонов связи, как в братской могиле.
В 2005 г. российский рынок оказался крупнейшим в Европе по количеству проданных телефонов. После этого многие предсказывали, что продажи пойдут на спад. Но и в 2006 г., и в 2007 г. продолжился рост. Так будет ли спад?
Три года назад вы смотрели прогнозы цен на нефть? $40-30-25 за баррель. А прогнозы [научного руководителя Государственного университета — Высшей школы экономики Евгения] Ясина трехлетней давности? Темпы роста экономики должны были снизиться от 6% к 4%. А это 8%. Результат — рост доходов населения.
В этом году, я думаю, продажи будут выше среднего уровня, а дальше включатся дополнительные факторы. Этих факторов пять. Первый — начнут продаваться коммуникаторы Blackberry, Второй — мы надеемся, начнет продаваться iPhone. Третий фактор — запуск сетей мобильных сетей третьего поколения (3G) и продажи 3G-трубок и GSM-модемов. Четвертый — запуск мобильного телевидения в формате DVBH, это тоже потребует покупки специальных смартфонов. И возможный пятый фактор — у операторов может возникнуть желание упаковать телефоны вместе с контрактами и продать их с дотацией.
То есть рынок так и останется на нынешнем уровне?
Он будет не меньше. Больше 80% покупок телефонов — это покупки на замену, а к концу года в стране будет 90 млн реальных пользователей сотовой связи. Даже если считать, что средний срок службы телефона — три года, это уже дает рынок в 30 млн трубок ежегодно.
Какая доля в этих продажах приходится на «Евросеть»?
В прошлом году импорт был 36 млн трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%.
А вчера, например, сколько телефонов продали?
35 500. По всей территории, где работаем.
Это хороший показатель?
Хороший. Спрос хороший, но не так давно — весна была чудовищная.
Почему?
Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда — потребительские настроения сразу меняются, люди «приседают». Непродовольственные товары всегда идут во вторую очередь за продовольствием.
Многие покупают товары в интернете. А телефоны через интернет хорошо продаются?
Мы развиваем интернет-продажи как можем, но там будущее не такое яркое. Все-таки телефон — вещь кинестетическая, и его тяжело продавать визуальным способом. Вот книги продаются через интернет хорошо, потому что работает визуальное восприятие. А телефон — это в первую очередь кинестетическое восприятие: его надо трогать. Поэтому сверхрезультатов я не жду, мы продаем через интернет-магазины ничтожное количество телефонов, хотя занимаемся ими плотно. У нас есть несколько компаний, которые мы обслуживаем через интернет, порядка пары сотен секретарей крупных менеджеров привыкли делать заказы у нас. У наших интернет-магазинов приличный выбор — на уровне дворца связи (салон «Евросети» высшей категории, — «Ведомости»), поэтому запросы вроде «хочу этот телефон этого цвета сейчас» выполняются сейчас же. Курьеры, доставляющие такие заказы, зарабатывают на чаевых больше, чем им платит компания.
Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев «Евросети» с МТС…
…МТС не будет нас покупать.
Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контрольный пакет «Евросети».
Я не буду это комментировать.
Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера?
Еще раз — я не буду говорить о том, чего нет.
Сколько сейчас стоит «Евросеть»?
У вас есть другие темы? Давайте поговорим на них.
Если говорить не о «Евросети», а о рынке вообще — возможно ли, на ваш взгляд, появление в России продажи телефонов через операторов, как в Европе? Могут ли операторские продажи сосуществовать с независимой розницей?
Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило.
Независимая розница оказалась сильнее?
Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов.
А сейчас есть предпосылки для возрождения такой формы продаж?
Если будет воля со стороны операторов. Это богатые компании. Но деятельность эта не очень доходная и не очень рентабельная.
В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone?
В России или на Западе?
Ну, на Западе, насколько я знаю, многие воспринимают iPhone как игрушку для детей…
Там он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь — из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг.
А вам лично iPhone нравится?
Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но да, это очень достойная штука, которую надо бы продавать. К сожалению, пока мы не можем это сделать по двум причинам: нет ни воли Apple [продавать этот телефон в России], ни возможности использовать европейские сертификаты, чтобы ввезти их самим, заплатить налоги и торговать. В Эмираты или в Гонконг спокойно можно ввезти свободно купленный в другой стране iPhone, заплатить местный налог с продаж и торговать. А у нас нет, потому что мы не признаем иностранные сертификаты.
А вы с Apple переговоры о партнерстве вели?
Когда у них наметится возможность зарабатывать [в России] на iTunes, нужно будет сразу идти и договариваться. А зачем сейчас? Это все равно что строить дом на Луне, хотя там нет воздуха и дышать нечем.
Что мешает Apple запустить в России iTunes?
Вы же знаете, какая у нас ситуация с авторскими правами сказочная. Все можно скачать из интернета бесплатно.
А у вас какой телефон?
Sony Ericsson w 810i. Здесь полимерная батарея, ее хватает на большее время, чем хватило бы в любом iPhone. Я очень много разговариваю. Это очень маленький телефон с очень мощной батареей.
Вы согласны с расхожим мнением о том, что управление всей «Евросетью» держится на личной харизме Евгения Чичваркина?
«Евросеть» держится на вовремя проходящих платежах и правильно выбранных местах для магазинов. А главное — на активных, улыбающихся людях.
В таком случае, как вы определите свою роль в «Евросети»?
Вдохновение. Я вдохновляю людей на труд и на подвиги. (смеется)
В последнее время вы довольно активно участвуете в проектах, инициированных партией власти: провели одну из секций форума «Россия 2020», предшествовавшего съезду «Единой России», записали предвыборный видеоролик, сопровождали Дмитрия Медведева в поездке на Красноярский форум… Зачем вам это понадобилось?
Мне небезразлична страна, общественные проблемы. Если мои мысли чему-то помогут — хорошо. А на этих форумах собирается множество активного народа, не только партийцы. Если нас хотят услышать и приглашают, отказываться глупо, потому что не всегда есть возможность высказаться.
А кто приглашает?
Приглашают люди, принимающие решения. Давайте я фамилии называть не буду.
И какими мыслями вы делитесь с этими активистами?
Мыслями об элите. Или, лучше скажем, — о лидерах общественного мнения. О том, что нужно сделать для формирования этого активного слоя.
Вы имеете в виду предпринимателей?
Не обязательно. Какая-то часть — предприниматели, какая-то ¬- творческая интеллигенция, отраслевые и прочие общественные лидеры. Мы обсуждаем, как сформировать класс думающих, активных, несущих мнение, как сделать так, чтобы он не был уродливым. Это проблемы образовательные и все прочие. Вот такие вещи обсуждаются.
Уголовные дела, заведенные в отношении в том числе и менеджеров «Евросети» и связанные с нелегальной работой фирм-импортеров, до сих пор не закрыты. Они как-то влияют на работу компании?
Начиная с 2006 г., когда Генпрокуратура инициировала дело по факту товарного рейдерства в отношении телефонов Motorola, все структуры очень щепетильно относятся к соблюдению законности следственных и любых других действий. Пожалуй, это единственный мой комментарий.
В прошлом году издательский дом «Коммерсантъ» издал книгу Максима Котина «Чичваркин Е…гений: если из 100 раз тебя посылают 99…». Вы ее читали?
Читал, да.
Понравилось?
Есть жизнь, а есть телевизор Sony Black Trinitron, который каждую краску передает чукть ярче, чем она есть. Из-за этого эти телевизоры лет 10 или 15 назад завоевали просто полмира. Таковы законы маркетинга.
Вы намекаете, что и книга многое приукрашивает?
Да, многое ярче, чем на самом деле. Я просил многие вещи там исправить, потому что многое просто не соответствует действительности. Интересно, сколько они их продали?..
Кстати, в магазинах уже лежит и аудиоиздание.
Аудио? То есть там кто-то меня озвучивает? (смеется)
Вы ведь тоже любите писать. То рассылаете красочные письма сотрудникам «Евросети», то блог завели. Правда, записи в вашем блоге давно не обновлялись — почему, кстати?
Я сотрудникам не успеваю отвечать на вопросы. Такая очередь выстроилась, что непонятно, когда разгребусь. Я думал, что блог соберет более интеллектуальных и масштабно мыслящих людей. На всякую х…ню реакция была бурной, на более серьезные темы реакции не было. Я лучше на недоразвитые вопросы своим сотрудникам буду отвечать, все-таки они сотрудники компании. Если я пойду на пенсию, у меня будет блог обязательно. Если у меня будет блог, значит, я пошел на пенсию (улыбается).
А компьютером вы по-прежнему не пользуетесь?
Смотрю ответы на вопросы сотрудников — и все. Пользуюсь как газетой. Удобных компьютеров еще до сих пор не изобрели. Мне подарили MacBook Air: один раз выключаешь — он запрашивает код, другой раз включаешь — не запрашивает. Это разве нормально, если при одной и той же операции он выдает разный результат?
Исследование TNS Gallup, заказанное «Евросетью», показало, что основная аудитория ваших магазинов, совершающая покупки, — люди от 35 лет. При этом полухулиганский имидж компании всегда казался рассчитанным на более молодую аудиторию. Не думаете внести в этот имидж коррективы?
Мы избрали для себя сервисную стратегию, и если в нее что-то нужно добавить, то сервиса и услужливости, такого проникновенного угадывания потребительских чаяний. Других изменений не будет.
Большинство торговых точек «Евросети» находятся в аренде, а не в собственности, при этом у компании большой долг. Это серьезные проблемы?
Да, безусловно, это проблемы. У нас достаточно финансово емкая деятельность, к сожалению.
Каков сейчас размер долга и его структура?
Не хочу об этом говорить.
А что скажете о рентабельности? Сейчас рентабельность «Евросети» по чистой прибыли — единицы процентов. Ее можно повысить?
Через какое-то время некоторые из коллег, которые сейчас работают незаконно, закончат деятельность и рентабельность вырастет. Факторы для роста безусловно есть.
Три года назад вы говорили, что вся чистая прибыль идет на открытие новых салонов. А сейчас, когда салонов открывается все меньше, — на что?
Туда же, в развитие.
«Евросеть» пыталась торговать разными товарами, помимо цифровой техники, и не все опыты были удачными. Что, кроме телефонов, продается по-настоящему хорошо и приносит прибыль?
Из последнего — DVD-диски. Это предложение Тимура Артемьева, я относился [к этой идее] сначала скептически, а сейчас во всех филиалах DVD приносят немножко прибыли. Уже и Dixis, и «Эльдорадо мобайл», и «Связной» — все абсолютно после нас взялись продавать DVD. Очень приятный бизнес.
Недавно «Связной» запустил совместный с банком «КИТ Финанс» проект потребительского кредитования, в том числе на базе салонов связи. Вам не интересно сделать что-то похожее?
Самим — нет, но кому-нибудь, наверное, отдадим эту тему. У нас в части салонов уже сидят сотрудники Home Credit и «Русского стандарта». Может, еще какие-то финансовые брокеры появятся. Я не думаю, что мы сами будем это делать, хотя работать услуга будет на базе наших точек. Я уважительно отношусь к Максиму [Ноготкову, владельцу сети «Связной»], наверное, он подумал перед тем, как сделать проект, но нам не хочется принимать на себя все возникающие риски.
В конце мая у «Евросети» был совместный проект в сфере потребительского кредитования с «Ренессанс кредитом». Из него может вырасти что-то более масштабное?
У них агрессивные планы по развитию потребительского кредитования и вообще по розничной работе. Наверное, какие-то точки соприкосновения мы найдем. Но мы привыкли работать так: отработал — получил комиссию.
Что еще вам интересно в бизнесе, помимо продажи цифровой техники?
Я мечтаю вовлечь — не заставить, а вовлечь одних россиян с искренней и честной улыбкой обслуживать других россиян. Когда у меня это получится — в этот момент наступит всеобщее счастье.
То есть нельзя исключать, что вы можете когда-нибудь заняться каким-то новым проектом?
Исключать нельзя, но пока все мои мысли и время занимает «Евросеть».
--------------------------------------------------------------------------------
Штрихи к портрету
«Для тех, кому не стыдно обслуживать:
Когда к вам приходят гости, вам же не стыдно сбегать на кухню и нарезать колбасу? Или шампанское налить? Вам за счастье обслужить покупателя — он дарит вам улыбку и з/п.
Для тех, кому стыдно обслуживать:
Так как Советскому Союзу давно п…ц, поезжайте в Мьянму или Северную Корею. Всем гордым и независимым м…кам место в джунглях, пока желудок не прилипнет к позвоночнику».
«Слухи — инструмент естественного отбора. Если кто-то покидает компанию из-за веры в слухи, не удерживайте, может, там им будет хорошо. Верьте в реально существующие события, свидетелем которых вы лично являлись, информационным письмам компании и судите о людях по делам их — и будет вам счастье. Бонус-трек для любителей сказок: кризис на рынке сотовой связи — хитрый многоплановый ход «Евросети»; з/п будет все меньше и меньше, а скоро вообще не будет; мы объединяемся со «Связным» <...>, а сами продаемся <...> «Водафону», МТС, «Билайну».
(Из писем Чичваркина сотрудникам «Евросети»)
--------------------------------------------------------------------------------
Сокращенная версия интервью
C 1997 г., когда появилась «Евросеть», рынок изменился. Siemens, бывший лидер по продажам телефонов в России, свернул их выпуск, отказывается от трубок и Motorola. Но Чичваркин, владелец одной из крупнейших розничных сетей России, по-прежнему ходит по офису в красной майке и красных тренировочных штанах, пользуется сравнительно скромным Sony Ericsson w 810i (в «Евросети» стоит 8000 руб.) и уже почти три года не продает телефоны лидера рынка — финской Nokia, которая не принимает его условия партнерства. Чичваркин утверждает: его функция в компании — «вдохновлять» сотрудников. Впрочем, за полтора часа беседы с «Ведомостями» он дважды отлучался — «решать насущные вопросы».
— В 2005 г. крупнейшие ритейлеры начали сами ввозить телефоны в Россию. Что изменилось с тех пор на рынке?
— Самое губительное — рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти перераспределение трудовых ресурсов. Интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям — в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на сотрудника крайне низка.
Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам работать в рознице, — чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке. Нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах «Евросети»] около [института] Патриса Лумумбы, хотя они не бухали и хорошо работали.
Еще одна проблема — дорожающая аренда. Чтобы построить торговый комплекс, нужно уже не полтора года согласований, как пять лет назад, а три. В результате 70% себестоимости строительства любого торгового комплекса — взятки и согласования.
— Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5%-ную пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь?
— Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью — затратами, арендой. Месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода «чернушников».
— Насколько? Ведь оценки серого рынка очень разные.
— На Урале, наверное, это 5%, а в Дагестане — 35%. В Питере тоже остается «серовоз» — трубки везут через порт [без уплаты пошлины]. Еще в прошлом году целыми самолетами телефоны везли всерую в Питер. Но после отмены пошлины экономической основы для «серовоза» не будет, рынок станет легальным процентов на 97.
— У «Евросети» по-прежнему нет прямого контракта с Nokia?
— Нет.
— Декабрьская смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила?
— Теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя.
— Но ваша угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на 1-м месте.
— В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя, если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем — по нескольку десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000. Но никакого специального промо не делаем (по оценке MForum Analitycs, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. — 28%, а на рынках стран СНГ — 25% с учетом серого ввоза и около 30% без его учета. — «Ведомости»).
— «Евросеть» и другие дилерские сети несколько лет просили отменить пошлину. Почему комиссия услышала вас только сейчас?
— Мы в прошлом году представили неопровержимые данные выгодности для государства отмены пошлин на цифровые фотокамеры. Правительство провело эксперимент, отменило пошлину — и собрало в 2 раза больше денег благодаря росту уплаты НДС. Государству в принципе должно было это понравиться.
Все более чем логично. Если по телефонам [в случае отмены пошлины] возможно ничтожное выпадение доходов, то по bluetooth-модулям, картам памяти, смартфонам и коммуникаторам будет только увеличение сборов. При этом будет снижен избыточный налог на потребление, который подстегивает инфляцию.
— Насколько могут увеличиться сборы?
— Очевидно, что при снижении цены даже на 5% общий рынок увеличивается процентов на 10. Потому что разница в $100 между ценой телефона в Москве и, скажем, в Эмиратах или Европе для человека может быть критичной. А если разница — $50, а телефон стоит 700 евро, люди скорее сделают выбор в пользу русскоязычной клавиатуры и отечественной гарантии.
В прошлом году в единственном торговом центре стоимость аренды снизилась на 30% — на «Горбушке». Потому что обнулили пошлины на цифровое фото и ноутбуки, и «чернушники» ушли, магазины стали цивилизованными. То же самое произойдет на Савеловском или Митинском рынках, вокруг которых сейчас цветет палаточный шанхай.
— Какая доля в продажах трубок приходится на «Евросеть»?
— В прошлом году импорт был 36 млн трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%.
— А вчера, например, сколько телефонов продали?
— 35 500. Спрос хороший, но не так давно — весна была чудовищная. Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда — потребительские настроения сразу меняются, люди «приседают».
— Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев «Евросети» с МТС…
— МТС не будет нас покупать.
— Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контроль в «Евросети».
— Я не буду это комментировать.
— Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера?
— Еще раз: я не буду говорить о том, чего нет.
— Сколько сейчас стоит «Евросеть»?
— У вас есть другие темы?
— Возможна ли, на ваш взгляд, в принципе в России продажа телефонов через операторов, как в Европе?
— Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило.
— Независимая розница оказалась сильнее?
— Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов.
— А сейчас есть предпосылки для возрождения такой формы продаж?
— Если будет воля со стороны операторов. Это богатые компании. Но деятельность эта не очень доходная и не очень рентабельная.
— В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone?
— На Западе он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь — из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг.
— Вам лично iPhone нравится?
— Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но это очень достойная штука, которую надо бы продавать.
— А у вас какой телефон?
— Sony Ericsson w 810i. Здесь полимерная батарея, ее хватает на большее время, чем хватило бы в любом iPhone. Я очень много разговариваю.
— Вы согласны с расхожим мнением о том, что управление всей «Евросетью» держится на личной харизме Евгения Чичваркина?
— «Евросеть» держится на вовремя проходящих платежах и правильно выбранных местах для магазинов. А главное — на активных, улыбающихся людях.
— В таком случае как вы определите свою роль в «Евросети»?
— Вдохновение. Я вдохновляю людей на труд и на подвиги. (Смеется.)
— В последнее время вы активно участвуете в проектах, инициированных партией власти: провели одну из секций форума «Россия-2020», предшествовавшего съезду «Единой России», записали предвыборный ролик, сопровождали Дмитрия Медведева в поездке на Красноярский форум… Зачем?
— Мне небезразлична страна, общественные проблемы. Если мои мысли чему-то помогут — хорошо. А на этих форумах собирается множество активного народа, не только партийцы. Если нас хотят услышать и приглашают, отказываться глупо, потому что не всегда есть возможность высказаться.
— А кто приглашает?
— Приглашают люди, принимающие решения. Давайте я фамилии называть не буду.
— И какими мыслями вы делитесь с этими активистами?
— Мыслями об элите. Или, лучше скажем, о лидерах общественного мнения. О том, что нужно сделать для формирования этого активного слоя.
— Вы имеете в виду предпринимателей?
— Какая-то часть — предприниматели, какая-то — творческая интеллигенция, отраслевые и прочие общественные лидеры. Мы обсуждаем, как сформировать класс думающих, активных, несущих мнение, как сделать так, чтобы он не был уродливым.
— Уголовные дела, заведенные в отношении в том числе и менеджеров «Евросети» и связанные с нелегальной работой фирм-импортеров, до сих пор не закрыты…
— Начиная с 2006 г., когда Генпрокуратура инициировала дело по факту товарного рейдерства в отношении телефонов Motorola, все структуры очень щепетильно относятся к соблюдению законности следственных и любых других действий. Пожалуй, это единственный мой комментарий.
— В прошлом году ИД «Коммерсантъ» издал вашу биографию. Вы ее читали?
— Читал, да.
— Понравилось?
— Есть жизнь, а есть телевизор Sony Black Trinitron, который каждую краску передает чуть ярче, чем она есть. [В книге] многое ярче, чем на самом деле. Я просил многие вещи там исправить, потому что они просто не соответствуют действительности.
— Вы тоже любите писать. Рассылаете письма сотрудникам «Евросети», блог завели. Правда, давно его не обновляли — почему?
— Я сотрудникам не успеваю отвечать на вопросы. Такая очередь выстроилась, что непонятно, когда разгребусь. Если я пойду на пенсию, у меня будет блог обязательно. (Улыбается.)
— Каков сейчас размер долга и его структура?
— Не хочу об этом говорить.
— Рентабельность «Евросети» по чистой прибыли — единицы процентов. Ее можно повысить?
— Через какое-то время некоторые из коллег, которые сейчас работают незаконно, закончат деятельность и рентабельность вырастет. Факторы для роста, безусловно, есть.
— «Связной» запустил совместный с банком «КИТ финанс» проект потребительского кредитования. Вам не интересно сделать что-то похожее?
— Самим — нет, но кому-нибудь, наверное, отдадим эту тему. У нас в части салонов уже сидят сотрудники Home Credit и «Русского стандарта». Может, еще какие-то финансовые брокеры появятся. Я не думаю, что мы сами будем это делать, хотя работать услуга будет на базе наших точек. Я уважительно отношусь к Максиму [Ноготкову, владельцу сети «Связной»], наверное, он подумал перед тем, как сделать проект, но нам не хочется принимать на себя все возникающие риски.
— Может ли быть, что вы когда-нибудь займетесь каким-то новым проектом?
— Исключать нельзя, но пока все мои мысли и время занимает «Евросеть»
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...
Основатель «Евросети» жалуется на «чудовищную себестоимость» в своем бизнесе, надеется запустить в продажу iPhone и наотрез отказывается обсуждать вопрос о продаже компании
Игорь Цуканов
Ведомости
23.06.2008, №113 (2135)Совладелец и председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин
Биография
Родился 10 сентября 1974 г. в Москве.
В 1996 г. окончил Государственную академию управления по специальности «экономика управления на автотранспорте»
--------------------------------------------------------------------------------
1991
начал заниматься торговлей на рынке «Лужники», через несколько лет стал владельцем нескольких торговых точек
--------------------------------------------------------------------------------
1996
работал завхозом в магазине по продаже сотовых телефонов
--------------------------------------------------------------------------------
1997
вместе с Тимуром Артемьевым организовал компанию «Евросеть»
--------------------------------------------------------------------------------
11
миллионов сотовых телефонов продала «Евросеть» в 2007 г. в России.
--------------------------------------------------------------------------------
«Я мечтаю вовлечь одних россиян в обслуживание других россиян с искренней и честной улыбкой»
--------------------------------------------------------------------------------
увеличить
--------------------------------------------------------------------------------
Группа компаний «Евросеть»
Сеть салонов сотовой связи
Объединяет 5150 точек продаж в России и других странах СНГ.
Акционеры – Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев (по 50%).
Оборот (2007 г.) – $5,61 млрд.
Выручка в 2007 г. – $3,6 млрд.
В 2005 г. крупнейшие ритейлеры перестали закупать телефоны у посторонних импортеров и начали сами ввозить их в Россию, Как изменилась с тех пор ситуация на рынке?
Самая губительная ситуация — рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти какое-то перераспределение трудовых ресурсов. Потому что интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям — в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на одного сотрудника крайне низка. В итоге людей не хватает, а значит, увеличивается цена их труда. Но цена увеличивается непропорционально качеству и выработке.
Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам — даже этническим русским из прибалтийских республик — работать в рознице. Это запрещено, чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке.
Это ограничение коснулось и вас?
Ну естественно, мы же розница. Из-за этого нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах «Евросети»] около [института] Патриса Лумумба, хотя они не бухали и хорошо работали.
Еще одна проблема — дорожающая аренда. Чтобы построить торговый комплекс, нужно уже не полтора года согласований, как пять лет назад, а три. В результате 70% себестоимости строительства любого торгового комплекса — это взятки и согласования. Эти две участницы себестоимости наш сектор очень сильно давят.
Но ведь «Евросеть» почти не открывает новые салоны?
Открываем крайне избирательно. В деревнях открываемся, куда цивилизация приходит. Есть, например, дальневосточные деревни, которые полностью находятся на соцобеспечении. «Социалку» начали платить — у народа появились какие-то свободные деньги, берут телефоны в кредит. Общий уровень дохода растет, и в селе с 5000 жителей, где два года назад салон связи не окупился бы, сейчас уже могут окупиться.
Некоторые наши коллеги по рынку имеют прямой отток [количества салонов] с начала года, а у основного конкурента (у сети «Связной» — «Ведомости») ничтожное увеличение. В результате конкурентная среда становится более профессиональной, а выигрывает, конечно, потребитель. Но вот из-за чудовищной себестоимости нашей работы потребитель не выигрывает.
Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5%-ную пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь?
Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью — затратами, арендой. Эта наценка сейчас очень небольшая в связи с высокой конкуренцией. Но месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода «чернушников».
На сколько он увеличится? Ведь оценки серого рынка очень разные — от 3% до 30%.
Это зависит от региона. На Урале, наверное, это 5%, а в Дагестане 35%. В Питере тоже остается «серовоз» — трубки везут через порт [без уплаты пошлины]. Еще в прошлом году целыми самолетами телефоны везли всерую в Питер. Но после отмены пошлины экономической основы для серовоза не будет, рынок станет легальным на процентов на 97
Как раз недавно Nokia стала сама ввозить телефоны в Россию, уплачивая пошлину, и продавать их со склада. Как же эти трубки могут быть серыми?
Можно открыть склад в России и продолжать втихаря отгружать их кому-то вне России. Мы же не можем это проконтролировать.
Раньше розничные сети намекали: серый рынок выгоден производителям. Более дешевые телефоны можно продать в большем количестве и соответственно больше заработать.
Нет, большинство производителей хотят продавать в Россию телефоны дороже. Они протекционисты, хотят всю территорию поделить и продавать дороже. Если бы у нас заявитель на сертификат [соответствия телефона требованиям] был дистрибуторской компанией, цены в России были бы на 20% ниже. Потому что можно было бы ввезти товар из Индии или ОАЭ — отовсюду, где можно найти товар дешевле, — и сертифицировать здесь. Или если бы наши госорганы признавали зарубежные сертификаты — американские, европейские, сингапурские… Но в России заявку на сертификат может подавать только производитель. Из-за того, что у нас такая система, производители нас считают дегенератами, туповатыми существами и всегда продают дороже. А при отсутствии пошлины производитель абсолютно спокойно может уплачивать НДС сам и рулить здесь дистрибуцией и наценкой сам.
У «Евросети» по-прежнему нет прямого контракта с Nokia?
Нет.
То есть смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила?
Изменила — теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя.
Какие аргументы в пользу прямого контракта вы приводите? Ведь угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на первом месте.
В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем — по несколько десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000. Но никакого специального промо не делаем. (по оценке MForum Analytics, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. — 28%, а на рынках стран СНГ — 25% с учетом серого ввоза и более 30% без его учета. — «Ведомости»)
Позиция Nokia — создать максимально привлекательный товар для покупателя, при этом наплевав на дистрибутора. Если бы мы втянулись в эту игру, то и сегодняшней маржи бы не было.
А сейчас маржа какая?
Поскольку на рынке долго шли ценовые баталии, сейчас маржа — г…но.
Единицы процентов?
Повыше, но все равно г…но.
«Евросеть» и другие дилерские сети несколько лет лоббировали отмену пошлины. Почему комиссия услышала вас только сейчас?
Мы не лоббировали, а просили. Лоббизм — это такое самовыкручивание за счет государства. А мы в прошлом году представили неопровержимые данные выгодности для государства отмены пошлин на цифровые фотокамеры. Правительство провело эксперимент, отменило пошлину — и собрало в два раза больше денег благодаря росту уплаты НДС. Государству в принципе должно было это понравиться.
Все более чем логично. Если по телефонам [в случае отмены пошлины] возможно ничтожное выпадение доходов, то по bluetooth-модулям, картам памяти, смартфонам и коммуникаторам будет только увеличение сборов. При это будет снижен избыточный налог на потребление, который подстегивает инфляцию
Вы не считали, насколько?
Не считали. Но очевидно, что при снижении цены даже на 5% общий рынок увеличивается процентов на 10. Потому что разница в $100 между ценой телефона в Москве и, скажем, в Эмиратах или в Европе для человека может быть критичной. А если разница — $50, а телефон стоит 700 евро, люди скорее сделают выбор в пользу русскоязычной клавиатуры и отечественной гарантии.
В прошлом году в единственном торговом центре стоимость аренды снизилась на 30% — на Горбушке. Потому что обнулили пошлины на цифровое фото и ноутбуки, и «чернушники» ушли, магазины стали цивилизованными. То же самое произойдет на Савеловском или Митинском рынках, вокруг которых сейчас цветет палаточный «Шанхай». Вот по нему будет удар нанесен очень сильный.
Наша выгода только в этом. Маржа не увеличится — рыночная среда отрегулирует баланс между минимальной доходностью и конкуренцией с соседом. У нас же около одного метро может быть 12 салонов связи, как в братской могиле.
В 2005 г. российский рынок оказался крупнейшим в Европе по количеству проданных телефонов. После этого многие предсказывали, что продажи пойдут на спад. Но и в 2006 г., и в 2007 г. продолжился рост. Так будет ли спад?
Три года назад вы смотрели прогнозы цен на нефть? $40-30-25 за баррель. А прогнозы [научного руководителя Государственного университета — Высшей школы экономики Евгения] Ясина трехлетней давности? Темпы роста экономики должны были снизиться от 6% к 4%. А это 8%. Результат — рост доходов населения.
В этом году, я думаю, продажи будут выше среднего уровня, а дальше включатся дополнительные факторы. Этих факторов пять. Первый — начнут продаваться коммуникаторы Blackberry, Второй — мы надеемся, начнет продаваться iPhone. Третий фактор — запуск сетей мобильных сетей третьего поколения (3G) и продажи 3G-трубок и GSM-модемов. Четвертый — запуск мобильного телевидения в формате DVBH, это тоже потребует покупки специальных смартфонов. И возможный пятый фактор — у операторов может возникнуть желание упаковать телефоны вместе с контрактами и продать их с дотацией.
То есть рынок так и останется на нынешнем уровне?
Он будет не меньше. Больше 80% покупок телефонов — это покупки на замену, а к концу года в стране будет 90 млн реальных пользователей сотовой связи. Даже если считать, что средний срок службы телефона — три года, это уже дает рынок в 30 млн трубок ежегодно.
Какая доля в этих продажах приходится на «Евросеть»?
В прошлом году импорт был 36 млн трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%.
А вчера, например, сколько телефонов продали?
35 500. По всей территории, где работаем.
Это хороший показатель?
Хороший. Спрос хороший, но не так давно — весна была чудовищная.
Почему?
Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда — потребительские настроения сразу меняются, люди «приседают». Непродовольственные товары всегда идут во вторую очередь за продовольствием.
Многие покупают товары в интернете. А телефоны через интернет хорошо продаются?
Мы развиваем интернет-продажи как можем, но там будущее не такое яркое. Все-таки телефон — вещь кинестетическая, и его тяжело продавать визуальным способом. Вот книги продаются через интернет хорошо, потому что работает визуальное восприятие. А телефон — это в первую очередь кинестетическое восприятие: его надо трогать. Поэтому сверхрезультатов я не жду, мы продаем через интернет-магазины ничтожное количество телефонов, хотя занимаемся ими плотно. У нас есть несколько компаний, которые мы обслуживаем через интернет, порядка пары сотен секретарей крупных менеджеров привыкли делать заказы у нас. У наших интернет-магазинов приличный выбор — на уровне дворца связи (салон «Евросети» высшей категории, — «Ведомости»), поэтому запросы вроде «хочу этот телефон этого цвета сейчас» выполняются сейчас же. Курьеры, доставляющие такие заказы, зарабатывают на чаевых больше, чем им платит компания.
Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев «Евросети» с МТС…
…МТС не будет нас покупать.
Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контрольный пакет «Евросети».
Я не буду это комментировать.
Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера?
Еще раз — я не буду говорить о том, чего нет.
Сколько сейчас стоит «Евросеть»?
У вас есть другие темы? Давайте поговорим на них.
Если говорить не о «Евросети», а о рынке вообще — возможно ли, на ваш взгляд, появление в России продажи телефонов через операторов, как в Европе? Могут ли операторские продажи сосуществовать с независимой розницей?
Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило.
Независимая розница оказалась сильнее?
Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов.
А сейчас есть предпосылки для возрождения такой формы продаж?
Если будет воля со стороны операторов. Это богатые компании. Но деятельность эта не очень доходная и не очень рентабельная.
В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone?
В России или на Западе?
Ну, на Западе, насколько я знаю, многие воспринимают iPhone как игрушку для детей…
Там он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь — из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг.
А вам лично iPhone нравится?
Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но да, это очень достойная штука, которую надо бы продавать. К сожалению, пока мы не можем это сделать по двум причинам: нет ни воли Apple [продавать этот телефон в России], ни возможности использовать европейские сертификаты, чтобы ввезти их самим, заплатить налоги и торговать. В Эмираты или в Гонконг спокойно можно ввезти свободно купленный в другой стране iPhone, заплатить местный налог с продаж и торговать. А у нас нет, потому что мы не признаем иностранные сертификаты.
А вы с Apple переговоры о партнерстве вели?
Когда у них наметится возможность зарабатывать [в России] на iTunes, нужно будет сразу идти и договариваться. А зачем сейчас? Это все равно что строить дом на Луне, хотя там нет воздуха и дышать нечем.
Что мешает Apple запустить в России iTunes?
Вы же знаете, какая у нас ситуация с авторскими правами сказочная. Все можно скачать из интернета бесплатно.
А у вас какой телефон?
Sony Ericsson w 810i. Здесь полимерная батарея, ее хватает на большее время, чем хватило бы в любом iPhone. Я очень много разговариваю. Это очень маленький телефон с очень мощной батареей.
Вы согласны с расхожим мнением о том, что управление всей «Евросетью» держится на личной харизме Евгения Чичваркина?
«Евросеть» держится на вовремя проходящих платежах и правильно выбранных местах для магазинов. А главное — на активных, улыбающихся людях.
В таком случае, как вы определите свою роль в «Евросети»?
Вдохновение. Я вдохновляю людей на труд и на подвиги. (смеется)
В последнее время вы довольно активно участвуете в проектах, инициированных партией власти: провели одну из секций форума «Россия 2020», предшествовавшего съезду «Единой России», записали предвыборный видеоролик, сопровождали Дмитрия Медведева в поездке на Красноярский форум… Зачем вам это понадобилось?
Мне небезразлична страна, общественные проблемы. Если мои мысли чему-то помогут — хорошо. А на этих форумах собирается множество активного народа, не только партийцы. Если нас хотят услышать и приглашают, отказываться глупо, потому что не всегда есть возможность высказаться.
А кто приглашает?
Приглашают люди, принимающие решения. Давайте я фамилии называть не буду.
И какими мыслями вы делитесь с этими активистами?
Мыслями об элите. Или, лучше скажем, — о лидерах общественного мнения. О том, что нужно сделать для формирования этого активного слоя.
Вы имеете в виду предпринимателей?
Не обязательно. Какая-то часть — предприниматели, какая-то ¬- творческая интеллигенция, отраслевые и прочие общественные лидеры. Мы обсуждаем, как сформировать класс думающих, активных, несущих мнение, как сделать так, чтобы он не был уродливым. Это проблемы образовательные и все прочие. Вот такие вещи обсуждаются.
Уголовные дела, заведенные в отношении в том числе и менеджеров «Евросети» и связанные с нелегальной работой фирм-импортеров, до сих пор не закрыты. Они как-то влияют на работу компании?
Начиная с 2006 г., когда Генпрокуратура инициировала дело по факту товарного рейдерства в отношении телефонов Motorola, все структуры очень щепетильно относятся к соблюдению законности следственных и любых других действий. Пожалуй, это единственный мой комментарий.
В прошлом году издательский дом «Коммерсантъ» издал книгу Максима Котина «Чичваркин Е…гений: если из 100 раз тебя посылают 99…». Вы ее читали?
Читал, да.
Понравилось?
Есть жизнь, а есть телевизор Sony Black Trinitron, который каждую краску передает чукть ярче, чем она есть. Из-за этого эти телевизоры лет 10 или 15 назад завоевали просто полмира. Таковы законы маркетинга.
Вы намекаете, что и книга многое приукрашивает?
Да, многое ярче, чем на самом деле. Я просил многие вещи там исправить, потому что многое просто не соответствует действительности. Интересно, сколько они их продали?..
Кстати, в магазинах уже лежит и аудиоиздание.
Аудио? То есть там кто-то меня озвучивает? (смеется)
Вы ведь тоже любите писать. То рассылаете красочные письма сотрудникам «Евросети», то блог завели. Правда, записи в вашем блоге давно не обновлялись — почему, кстати?
Я сотрудникам не успеваю отвечать на вопросы. Такая очередь выстроилась, что непонятно, когда разгребусь. Я думал, что блог соберет более интеллектуальных и масштабно мыслящих людей. На всякую х…ню реакция была бурной, на более серьезные темы реакции не было. Я лучше на недоразвитые вопросы своим сотрудникам буду отвечать, все-таки они сотрудники компании. Если я пойду на пенсию, у меня будет блог обязательно. Если у меня будет блог, значит, я пошел на пенсию (улыбается).
А компьютером вы по-прежнему не пользуетесь?
Смотрю ответы на вопросы сотрудников — и все. Пользуюсь как газетой. Удобных компьютеров еще до сих пор не изобрели. Мне подарили MacBook Air: один раз выключаешь — он запрашивает код, другой раз включаешь — не запрашивает. Это разве нормально, если при одной и той же операции он выдает разный результат?
Исследование TNS Gallup, заказанное «Евросетью», показало, что основная аудитория ваших магазинов, совершающая покупки, — люди от 35 лет. При этом полухулиганский имидж компании всегда казался рассчитанным на более молодую аудиторию. Не думаете внести в этот имидж коррективы?
Мы избрали для себя сервисную стратегию, и если в нее что-то нужно добавить, то сервиса и услужливости, такого проникновенного угадывания потребительских чаяний. Других изменений не будет.
Большинство торговых точек «Евросети» находятся в аренде, а не в собственности, при этом у компании большой долг. Это серьезные проблемы?
Да, безусловно, это проблемы. У нас достаточно финансово емкая деятельность, к сожалению.
Каков сейчас размер долга и его структура?
Не хочу об этом говорить.
А что скажете о рентабельности? Сейчас рентабельность «Евросети» по чистой прибыли — единицы процентов. Ее можно повысить?
Через какое-то время некоторые из коллег, которые сейчас работают незаконно, закончат деятельность и рентабельность вырастет. Факторы для роста безусловно есть.
Три года назад вы говорили, что вся чистая прибыль идет на открытие новых салонов. А сейчас, когда салонов открывается все меньше, — на что?
Туда же, в развитие.
«Евросеть» пыталась торговать разными товарами, помимо цифровой техники, и не все опыты были удачными. Что, кроме телефонов, продается по-настоящему хорошо и приносит прибыль?
Из последнего — DVD-диски. Это предложение Тимура Артемьева, я относился [к этой идее] сначала скептически, а сейчас во всех филиалах DVD приносят немножко прибыли. Уже и Dixis, и «Эльдорадо мобайл», и «Связной» — все абсолютно после нас взялись продавать DVD. Очень приятный бизнес.
Недавно «Связной» запустил совместный с банком «КИТ Финанс» проект потребительского кредитования, в том числе на базе салонов связи. Вам не интересно сделать что-то похожее?
Самим — нет, но кому-нибудь, наверное, отдадим эту тему. У нас в части салонов уже сидят сотрудники Home Credit и «Русского стандарта». Может, еще какие-то финансовые брокеры появятся. Я не думаю, что мы сами будем это делать, хотя работать услуга будет на базе наших точек. Я уважительно отношусь к Максиму [Ноготкову, владельцу сети «Связной»], наверное, он подумал перед тем, как сделать проект, но нам не хочется принимать на себя все возникающие риски.
В конце мая у «Евросети» был совместный проект в сфере потребительского кредитования с «Ренессанс кредитом». Из него может вырасти что-то более масштабное?
У них агрессивные планы по развитию потребительского кредитования и вообще по розничной работе. Наверное, какие-то точки соприкосновения мы найдем. Но мы привыкли работать так: отработал — получил комиссию.
Что еще вам интересно в бизнесе, помимо продажи цифровой техники?
Я мечтаю вовлечь — не заставить, а вовлечь одних россиян с искренней и честной улыбкой обслуживать других россиян. Когда у меня это получится — в этот момент наступит всеобщее счастье.
То есть нельзя исключать, что вы можете когда-нибудь заняться каким-то новым проектом?
Исключать нельзя, но пока все мои мысли и время занимает «Евросеть».
--------------------------------------------------------------------------------
Штрихи к портрету
«Для тех, кому не стыдно обслуживать:
Когда к вам приходят гости, вам же не стыдно сбегать на кухню и нарезать колбасу? Или шампанское налить? Вам за счастье обслужить покупателя — он дарит вам улыбку и з/п.
Для тех, кому стыдно обслуживать:
Так как Советскому Союзу давно п…ц, поезжайте в Мьянму или Северную Корею. Всем гордым и независимым м…кам место в джунглях, пока желудок не прилипнет к позвоночнику».
«Слухи — инструмент естественного отбора. Если кто-то покидает компанию из-за веры в слухи, не удерживайте, может, там им будет хорошо. Верьте в реально существующие события, свидетелем которых вы лично являлись, информационным письмам компании и судите о людях по делам их — и будет вам счастье. Бонус-трек для любителей сказок: кризис на рынке сотовой связи — хитрый многоплановый ход «Евросети»; з/п будет все меньше и меньше, а скоро вообще не будет; мы объединяемся со «Связным» <...>, а сами продаемся <...> «Водафону», МТС, «Билайну».
(Из писем Чичваркина сотрудникам «Евросети»)
--------------------------------------------------------------------------------
Сокращенная версия интервью
C 1997 г., когда появилась «Евросеть», рынок изменился. Siemens, бывший лидер по продажам телефонов в России, свернул их выпуск, отказывается от трубок и Motorola. Но Чичваркин, владелец одной из крупнейших розничных сетей России, по-прежнему ходит по офису в красной майке и красных тренировочных штанах, пользуется сравнительно скромным Sony Ericsson w 810i (в «Евросети» стоит 8000 руб.) и уже почти три года не продает телефоны лидера рынка — финской Nokia, которая не принимает его условия партнерства. Чичваркин утверждает: его функция в компании — «вдохновлять» сотрудников. Впрочем, за полтора часа беседы с «Ведомостями» он дважды отлучался — «решать насущные вопросы».
— В 2005 г. крупнейшие ритейлеры начали сами ввозить телефоны в Россию. Что изменилось с тех пор на рынке?
— Самое губительное — рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти перераспределение трудовых ресурсов. Интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям — в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на сотрудника крайне низка.
Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам работать в рознице, — чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке. Нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах «Евросети»] около [института] Патриса Лумумбы, хотя они не бухали и хорошо работали.
Еще одна проблема — дорожающая аренда. Чтобы построить торговый комплекс, нужно уже не полтора года согласований, как пять лет назад, а три. В результате 70% себестоимости строительства любого торгового комплекса — взятки и согласования.
— Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5%-ную пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь?
— Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью — затратами, арендой. Месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода «чернушников».
— Насколько? Ведь оценки серого рынка очень разные.
— На Урале, наверное, это 5%, а в Дагестане — 35%. В Питере тоже остается «серовоз» — трубки везут через порт [без уплаты пошлины]. Еще в прошлом году целыми самолетами телефоны везли всерую в Питер. Но после отмены пошлины экономической основы для «серовоза» не будет, рынок станет легальным процентов на 97.
— У «Евросети» по-прежнему нет прямого контракта с Nokia?
— Нет.
— Декабрьская смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила?
— Теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя.
— Но ваша угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на 1-м месте.
— В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя, если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем — по нескольку десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000. Но никакого специального промо не делаем (по оценке MForum Analitycs, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. — 28%, а на рынках стран СНГ — 25% с учетом серого ввоза и около 30% без его учета. — «Ведомости»).
— «Евросеть» и другие дилерские сети несколько лет просили отменить пошлину. Почему комиссия услышала вас только сейчас?
— Мы в прошлом году представили неопровержимые данные выгодности для государства отмены пошлин на цифровые фотокамеры. Правительство провело эксперимент, отменило пошлину — и собрало в 2 раза больше денег благодаря росту уплаты НДС. Государству в принципе должно было это понравиться.
Все более чем логично. Если по телефонам [в случае отмены пошлины] возможно ничтожное выпадение доходов, то по bluetooth-модулям, картам памяти, смартфонам и коммуникаторам будет только увеличение сборов. При этом будет снижен избыточный налог на потребление, который подстегивает инфляцию.
— Насколько могут увеличиться сборы?
— Очевидно, что при снижении цены даже на 5% общий рынок увеличивается процентов на 10. Потому что разница в $100 между ценой телефона в Москве и, скажем, в Эмиратах или Европе для человека может быть критичной. А если разница — $50, а телефон стоит 700 евро, люди скорее сделают выбор в пользу русскоязычной клавиатуры и отечественной гарантии.
В прошлом году в единственном торговом центре стоимость аренды снизилась на 30% — на «Горбушке». Потому что обнулили пошлины на цифровое фото и ноутбуки, и «чернушники» ушли, магазины стали цивилизованными. То же самое произойдет на Савеловском или Митинском рынках, вокруг которых сейчас цветет палаточный шанхай.
— Какая доля в продажах трубок приходится на «Евросеть»?
— В прошлом году импорт был 36 млн трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%.
— А вчера, например, сколько телефонов продали?
— 35 500. Спрос хороший, но не так давно — весна была чудовищная. Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда — потребительские настроения сразу меняются, люди «приседают».
— Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев «Евросети» с МТС…
— МТС не будет нас покупать.
— Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контроль в «Евросети».
— Я не буду это комментировать.
— Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера?
— Еще раз: я не буду говорить о том, чего нет.
— Сколько сейчас стоит «Евросеть»?
— У вас есть другие темы?
— Возможна ли, на ваш взгляд, в принципе в России продажа телефонов через операторов, как в Европе?
— Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило.
— Независимая розница оказалась сильнее?
— Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов.
— А сейчас есть предпосылки для возрождения такой формы продаж?
— Если будет воля со стороны операторов. Это богатые компании. Но деятельность эта не очень доходная и не очень рентабельная.
— В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone?
— На Западе он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь — из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг.
— Вам лично iPhone нравится?
— Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но это очень достойная штука, которую надо бы продавать.
— А у вас какой телефон?
— Sony Ericsson w 810i. Здесь полимерная батарея, ее хватает на большее время, чем хватило бы в любом iPhone. Я очень много разговариваю.
— Вы согласны с расхожим мнением о том, что управление всей «Евросетью» держится на личной харизме Евгения Чичваркина?
— «Евросеть» держится на вовремя проходящих платежах и правильно выбранных местах для магазинов. А главное — на активных, улыбающихся людях.
— В таком случае как вы определите свою роль в «Евросети»?
— Вдохновение. Я вдохновляю людей на труд и на подвиги. (Смеется.)
— В последнее время вы активно участвуете в проектах, инициированных партией власти: провели одну из секций форума «Россия-2020», предшествовавшего съезду «Единой России», записали предвыборный ролик, сопровождали Дмитрия Медведева в поездке на Красноярский форум… Зачем?
— Мне небезразлична страна, общественные проблемы. Если мои мысли чему-то помогут — хорошо. А на этих форумах собирается множество активного народа, не только партийцы. Если нас хотят услышать и приглашают, отказываться глупо, потому что не всегда есть возможность высказаться.
— А кто приглашает?
— Приглашают люди, принимающие решения. Давайте я фамилии называть не буду.
— И какими мыслями вы делитесь с этими активистами?
— Мыслями об элите. Или, лучше скажем, о лидерах общественного мнения. О том, что нужно сделать для формирования этого активного слоя.
— Вы имеете в виду предпринимателей?
— Какая-то часть — предприниматели, какая-то — творческая интеллигенция, отраслевые и прочие общественные лидеры. Мы обсуждаем, как сформировать класс думающих, активных, несущих мнение, как сделать так, чтобы он не был уродливым.
— Уголовные дела, заведенные в отношении в том числе и менеджеров «Евросети» и связанные с нелегальной работой фирм-импортеров, до сих пор не закрыты…
— Начиная с 2006 г., когда Генпрокуратура инициировала дело по факту товарного рейдерства в отношении телефонов Motorola, все структуры очень щепетильно относятся к соблюдению законности следственных и любых других действий. Пожалуй, это единственный мой комментарий.
— В прошлом году ИД «Коммерсантъ» издал вашу биографию. Вы ее читали?
— Читал, да.
— Понравилось?
— Есть жизнь, а есть телевизор Sony Black Trinitron, который каждую краску передает чуть ярче, чем она есть. [В книге] многое ярче, чем на самом деле. Я просил многие вещи там исправить, потому что они просто не соответствуют действительности.
— Вы тоже любите писать. Рассылаете письма сотрудникам «Евросети», блог завели. Правда, давно его не обновляли — почему?
— Я сотрудникам не успеваю отвечать на вопросы. Такая очередь выстроилась, что непонятно, когда разгребусь. Если я пойду на пенсию, у меня будет блог обязательно. (Улыбается.)
— Каков сейчас размер долга и его структура?
— Не хочу об этом говорить.
— Рентабельность «Евросети» по чистой прибыли — единицы процентов. Ее можно повысить?
— Через какое-то время некоторые из коллег, которые сейчас работают незаконно, закончат деятельность и рентабельность вырастет. Факторы для роста, безусловно, есть.
— «Связной» запустил совместный с банком «КИТ финанс» проект потребительского кредитования. Вам не интересно сделать что-то похожее?
— Самим — нет, но кому-нибудь, наверное, отдадим эту тему. У нас в части салонов уже сидят сотрудники Home Credit и «Русского стандарта». Может, еще какие-то финансовые брокеры появятся. Я не думаю, что мы сами будем это делать, хотя работать услуга будет на базе наших точек. Я уважительно отношусь к Максиму [Ноготкову, владельцу сети «Связной»], наверное, он подумал перед тем, как сделать проект, но нам не хочется принимать на себя все возникающие риски.
— Может ли быть, что вы когда-нибудь займетесь каким-то новым проектом?
— Исключать нельзя, но пока все мои мысли и время занимает «Евросеть»
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...
@темы: IT, Экономика, Статьи, Точка зрения