Зачем шедевры новостройке
Русский музей привез в Москву две уникальные по качеству выставки, но этого мало, чтобы превратить Царицыно в культурное место
Ольга Кабанова
Ведомости
16.06.2008, №108 (2130)Русский музей никогда еще не одаривал столицу столькими шедеврами за раз — почти пятьсот превосходных произведений. За границу он не раз щедро вывозил свои сокровища, особенно авангардные, а вот в Москву — нет. Выставка «ХХ век в Русском музее» — это отборный дайджест основной экспозиции за объявленный в названии период и часть коллекции Петера Людвига, когда-то музею подаренной.
Всей семьей
Выставки в Царицыно приобщают к искусству публику, которая музеи посещает редко. Жители окрестных мест заходят на них семьями, выделяя для этого время между прогулкой в парке и отдыхом у фонтана.
Как-то судить эту выставку невозможно, потому что под каким бы названием и по какому бы поводу ни показывали картины Серова, Петрова-Водкина, Малевича, Кандинского, Гончаровой, Ларионова, Шагала, Пикассо, Уорхола — все радость и интерес. Пусть большинство произведений хрестоматийно, пусть между ними — уродливый советский официоз (из родной истории искусств Герасимова не выкинешь), но уйти с такой выставки без впечатлений может только зритель безнадежно равнодушный к искусству, такому вообще в музеи ходить незачем.
Выставка «Время собирать», подготовленная Русским музеем для себя и провисевшая в нем положенный срок, привезена в Царицыно в сокращенном виде, но все равно остается очень представительной. Показанные на ней произведения из лучших частных коллекций русского искусства могли бы украсить любой музей, кроме Русского и Третьяковки (сравнительный анализ двух выставок не оставляет сомнений, что все лучшее давно принадлежит государству).
Многие из показанных картин запомнились как топ-лоты торгов аукционов Christy's и Sotheby's, прошедших за последние пару лет. Так что тут даже есть дополнительный интерес — узнать, кто же так активно поспособствовал росту цен на русское искусство.
Обе выставки — замечательное культурное событие, и есть только один фактор, мешающий им радоваться. Большой дворец, возведенный в Царицыно год назад силами, поднаторевшими в строительстве торгово-развлекательных комплексов, — место сокрушительной преобразующей силы, здесь мрамор смотрится плиткой, дерево — пластиком, хрусталь — стекляшкой.
Чтобы осмотреть выставки Русского музея, надо идти запутанным маршрутом через залы, в которых московские власти попытались тягаться в роскоши и размахе с императрицей Елизаветой, и понятно, что оконфузились. Строить волшебные замки — это не большие бюджеты осваивать.
Нельзя сказать, что лучшая русская живопись прошлого века — глубоко индивидуалистская, интеллектуальная и новаторская — стушевалась в этом до комизма фальшивом пространстве, но высокохудожественная итальянская плитка или мебель в стиле Луи Каторза, произведенная в Шатуре, выглядели бы в Большом царицынском дворце куда как органичнее, чем архитектоны Казимира Малевича.
«ХХ век в Русском музее» — до 9 сентября
«Время собирать» — до 10 июля
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...
@темы:
Жизненное,
Интересности,
Креатив,
Статьи