Он был здесь
Знаменитый американский певец и автор песен выступил в Петербурге в ходе своего «бесконечного тура». Концерт Боба Дилана в Ледовом дворце не вызвал ажиотажа, но рассказал многое о нем самом
Валерий Золотухин
Для Ведомостей
05.06.2008, №102 (2124)«Точно тебе говорю, Дилан выступал в Советском Союзе». За пару часов до концерта за соседним столиком в пабе на улице Рубинштейна разгорался спор. «Не может быть», — засомневалась девушка. «В восьмидесятых, — настаивал ее приятель. — Он об этом даже в своих “Хрониках” вспоминает». Нынешние гастроли Боба Дилана действительно не первый приезд певца в Россию. Однако практически никто из его старых поклонников не cможет похвастаться посещением концерта 1985 г. на Фестивале молодежи и студентов: он не был объявлен заранее, а тем, кто все-таки прослышал, попасть на него было непросто.
Третья тысяча
Согласно cайту Still On the Road (bjorner.com), отслеживающему гастроли Дилана, двухтысячное по счету шоу в рамках «бесконечного тура» было сыграно в октябре 2007 г. в городе Дейтоне (штат Огайо).
Выступление в Петербурге — первое с тех пор — прошло в рамках Never Ending Tour, «бесконечного тура», начавшегося в 1988 г. и формально не привязанного ни к выходам альбомов, ни к круглым датам. На развешанных по Петербургу афишах не было обычных в таких случаях анонсов вроде «Единственный концерт в России». Вместо этого лаконичное и веселое обращение Don't you dare miss it!! («Не посмеешь же ты пропустить это!!»). Однако оно не помогло собрать полный зал. Трибуны Ледового дворца перед началом концерта были заполнены в лучшем случае наполовину. Многие предпочли купить сравнительно недорогие (1000 руб.) билеты в танцевальный партер. Тем не менее интрига этого концерта сохранялась до самого конца: его сетлиста не знал никто, включая пресс-службу организаторов — медиахолдинга PMI.
В нарочито неэффектных выступлениях Дилана есть скрытое, но очень сильное обаяние. Сам 67-летний Дилан — невысокий человек в широкополой шляпе и черном костюме — стоит посередине за клавишами, развернувшись к слушателям в профиль. С ним пять музыкантов — два гитариста, барабанщик, контрабасист и скрипач — все в черных костюмах.
В финале каждой исполненной песни короткое затемнение сцены, два-три приветствия Дилана залу чуть приподнятой шляпой, аккуратная шеренга уходящих со сцены после концерта музыкантов — здесь все выверено и рассчитано по минутам (редкий его концерт в последние годы длится больше двух часов). И в то же время свобода здесь проявляется в самой манере, в каскаде интонаций, окрашивающих каждое слово и фразу, в многочисленных куплетах, которые проносятся один за другим как вагоны длинного поезда.
Концерт открылся песней Cat's In The Well (альбом 1990 г. Under the Red Sky) и состоял преимущественно из новых песен. Основной упор пришелся на вещи из последнего альбома Modern Times, вышедшего в 2006 г.: утяжеленная в концертной аранжировке Thunder in Mountain, Workingman's Blues #2, визионерская Ain't Talkin' и другие. Тех, кто пришел послушать его старые песни, ждало разочарование. Just Like a Woman (единственная песня, когда зал подпевал), Highway 61, спетая на бис Like a Rolling Stone, в одном из куплетов которой Дилан переходит почти на скороговорку, — от их мелодичности и размеренного ритма не осталось и следа. Решимость, с которой Дилан прогнал из своего выступления малейший намек на ностальгию, говорит о нем самом очень много. Все главные образы и лучшие строчки его поэзии так или иначе связаны со Временем (оно напоминает о себе даже в названии тура — Never Ending Tour), но сожаление об утраченном если и есть в них, то спрятано очень глубоко. В этом смысле петербургский концерт намного больше рассказывает о сегодняшнем Дилане, чем концертные бутлеги и рассказы в пабах.
Санкт-Петербург
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...
@темы:
Жизненное,
Интересности,
Креатив,
Статьи