Богато Бюджет «Спартака» составил $3,5 млн – сумма рекордная для российского балетного театра. Деньги, однако, не из кармана г-на Кехмана, из которого он уже оплатил роскошный ремонт здания театра, а предоставлены одним из петербургских банков.
На постановку «Спартака» г-н Рузиматов ангажировал своего давнего соратника Георгия Ковтуна. Ковтун, в частности, сделал для него «Распутина» — именитые балетные артисты пользуют на излете карьеры такие спектакли, где главное уже не танцы, а все прочие средства выразительности. «Спартак», хотя в нем задействованы молодые силы, изготовлен по тому же рецепту — это не столько произведение хореографического искусства, сколько продукт шоу-бизнеса.
Художник Вячеслав Окунев во всю ширь и глубь взгромоздил мобильные конструкции, намекающие на аркады и колонны римских форумов и Колизея. Сценическое пространство залито густой пурпурно-золотой красотищей с фиолетовой подсветкой капителей, какой любят «оживлять» классические дворцовые интерьеры во время проведения там свадеб и дискотек.
Музыкальный руководитель постановки Владимир Рылов расширил участие хора, который в привычной версии партитуры поет только в финале, не раскрывая рта, — теперь он открывает рот всю дорогу, чтобы озвучить цитаты из античных авторов: так хор участвует в оргиях, которым отведено немало времени двухактного представления.
В сценах гладиаторских боев к хору и бурногрохочущему оркестру (ведомому огневым Кареном Дургаряном) прибавляется фонограмма рева стадиона.
Собственно хореография, как и положено в шоу, пустая, но трескучая: заковыристые костоломные поддержки, особенно верхние (с которых бесстрашная Ирина Перрен — гетера Сабина, в каковую превратилась прежняя Эгина, с размаху летит вниз, вслед за чем, само собой, поднимается до вертикального шпагата), — все это сдобрено любимыми публикой фуэте и grand jete en tournent, хотя в целом балетмейстер явно дрейфует в сторону акробатики и фигурного катания.
Плюс доспехи и кадуцеи в промышленных количествах, боевитые гладиаторши, женщина-змея, всякие персонажи в уродливых толщинках на зависть самому Михаилу Шемякину, дефиле живой тигрицы и 70-летний народный артист Долгушин в танцевальной партии консула Помпея в придачу — все это громокипящее и булькающее варево доводит зал буквально до экстаза. Можно бы поздравить индустрию развлечений с очередной победой на чужой территории, однако предприятие имеет гораздо более важный смысл.
Есть рассказ про то, как некая знойная одесситка вырвала все зубы и вставила золотые: «Шобы видно было, шо есть откуда».
«Есть откуда» — один из главных трендов нашей нынешней жизни. К примеру, трехсотметровая башня «Газпрома», которую хотят воткнуть в невский берег против Смольного собора, никакой другой цели не имеет, кроме как демонстрация возможности купить всё.
Но если так уж необходимо показать «что есть откуда» — делать это при помощи оперно-балетного театра куда лучше, чем уродовать прекрасный город. Реализация означенного стремления всего лишь путем постановки представления, подобного «Спартаку», видится безупречно экологичной. Потому что спектакль, в отличие от башни, сегодня вечером есть на сцене, а назавтра все исчезло, и снова «Жизель» .