понедельник, 17 марта 2008
Какую пользу могли бы извлечь россияне из всемирного нефтяного заговораКуда ни глянь, повсюду интересы транснациональных нефтяных корпораций. Они проникли во все сферы жизни и уже давно. Никакой конспирологии. Возьмем, к примеру, изданную в середине 1970-х книгу компьютерного гуру Дональда Кнута «Искусство программирования для ЭВМ». Поскольку настоящих ЭВМ у подавляющего большинства граждан тогда не было, Дональд Кнут развлекал читателей задачками, решением которых можно насладиться на самом примитивном калькуляторе. Вот одна из них.
«337 арабов и 337 израильтян сражаются на участке пустыни, имеющем форму квадрата со стороной 8424 метра. Кто выиграет от этого?» Сразу и не сообразишь. Но если вы умножите на калькуляторе 337 на 337, а 8424 на 8424 и сложите полученные числа, экранчик честно высветит: 71 077 345. Осталось развернуть вашу «ЭВМ» на 180 градусов и прочитать ответ.
Шутки шутками, но когда цены на нефть в течение всего 10 лет повышаются более чем в 10 раз, версия о всемирном заговоре нефтяных корпораций напрашивается сама собой. Она, разумеется, недоказуема и объективно не вполне верна. Цены-то в долларах, а доллар сегодня не тот, что в конце 1990-х. Да и прочие биржевые товары дорожают «нефтяными» темпами — что ж нам теперь, и алюминщиков с золотодобытчиками в вольные каменщики записывать? Но ведь и дыма без огня не бывает, с другой стороны. Могущество нефтяного лобби всем прекрасно известно. Практически нет сомнений, что оно не позволит мировым ценам на нефть упасть ниже $70 за баррель (см. cтатью «Гонка расходов» на с. 28).
Ничего особенно страшного в этом нет. «Заговорщики», в сущности, выступают санитарами корпоративного сообщества, отбраковывая неэффективные компании. Схема простейшая. Выросли удельные расходы на топливо, и если снизить его потребление ты не можешь, то потеряешь рентабельность, а там и до вылета с рынка недалеко. И хорошо. Пусть остаются те, кто вовремя внедрил энергосберегающую технологию.
Если уж чего-то и бояться, то только того, что естественный рыночный отбор почти не затрагивает российские компании. Вылететь с рынка после наезда налоговой — это пожалуйста. Рейдеры еще могут помочь. Резкие изменения пошлин или аврал на таможне. А вот о том, чтобы кто-то придумал технологию экономии топлива или электроэнергии и за счет этого выбился в лидеры рынка, что-то не слышно. Да и зачем нужны все эти технологии? На любую технологию найдется подходящий иностранный партнер, у которого она давно освоена. Не умеем мы, к примеру, добывать тяжелую нефть — позовем того, кто умеет. Заплатим нефтедолларами. Только вот кто от этого в итоге выиграет? Ответ все на том же калькуляторе.
Александр Малютин
9 (99) 17 марта 2008
www.smoney.ru/article.shtml?2008/03/17/5138
@темы:
Экономика,
Жизненное,
Интересности,
Статьи,
Учеба