Как и прежде, более половины нарушений связаны с неисполнением судебных решений. Проблемой стали необоснованные аресты: по их числу (47 дел) Россия разделила лидерство с Турцией и Польшей. 68% арестованных у нас сидит на всякий случай, в силу тяжести обвинений, возмущен Ковлер: приговором с лишением свободы заканчивается 32% «арестных» дел. «Судьи Европейского суда прекрасно знают, что такое сизо, “Кресты”, “Бутырка”, даже “Матросская Тишина” выговаривают», — констатирует он.
Новое — иски военнослужащих, которые добиваются положенных выплат, а также уголовное преследование журналистов за критику местных властей. Особенно тревожит Ковлера жалоба пенсионерки, которая намерена доказать: нищенская пенсия и условия существования, на которые она обречена, — это пытки и бесчеловечное обращение.
Россия дисциплинированно расплачивается за проигранные дела, но испытывает трудности с устранением системных нарушений, сетует Ковлер: за неисполнение судебных решений можно было бы привлекать к уголовной ответственности.
По мнению судьи Конституционного суда в отставке Тамары Морщаковой, лучшей профилактикой станет возможность пересмотра решений национальных судов, которые противоречат практике Европейского суда.
Поправки в Гражданский процессуальный кодекс, предусматривающие такое основание для пересмотра судебных решений, внесены в Госдуму в 2005 г. и до сих пор не рассмотрены.
Прямое исполнение решений Европейского суда может вызвать настоящий «девятый вал» жалоб, предупреждает уполномоченный России в Страсбурге Вероника Милинчук, важнее продумать механизм, который обяжет государство инициировать необходимую правку законов