Сегодня не ваш день
Суеверия становятся объективным рыночным фактором: продавцам не стоит ставить «несчастливые» цифры на ценникиСегодня не ваш день
Суеверия становятся объективным рыночным фактором: продавцам не стоит ставить «несчастливые» цифры на ценники
Маркетологи из Барух-колледжа в Нью-Йорке занялись исследованием поведения потребителей и того, как на них влияют суеверия. Чтобы понять механизм этого влияния, они провели ряд психологических тестов. В одном из них американских студентов просили составить список ассоциаций, связанных с датой «Пятница, 13-е». Понятное дело, перечислялась масса неприятностей. Контрольная группа в это время составляла такой же список для нейтральной даты — «Вторник, 19-е». Здесь негатива было куда меньше, но не это интересовало исследователей.
Главное начиналось сразу после заполнения списков: участникам предлагали на выбор либо гарантировано получить 18 долларов, либо с вероятностью 20% выиграть 240 долларов. Не все, конечно, любят рисковать, и часть студентов предпочли небольшую, но гарантированную оплату.
Но если в контрольной группе таких «осторожных» было 25%, то в основной, среди тех, кто перед принятием решения мысленно концентрировался на «пятничнотринадцатых» страшилках, таких «консерваторов» оказалось почти вдвое больше.
На Тайване покупатели охотнее купят радиоприемник за 888 местных долларов, чем за 777: восьмерки приносят удачу
Не ограничиваясь научным подтверждением связи между суевериями и склонностью к риску, исследователи из Барух-колледжа пошли еще дальше. В другом эксперименте они смогли разделить влияние осознанных суеверий, о которых человек думает, совершая выбор, и бессознательных, о которых он в этот момент не вспоминает. Оказалось, что влияние последних в несколько раз сильнее. По мнению авторов исследования, потребители начинают вести себя рациональнее, если обратить их внимание на неосознанные суеверные мотивы в выборе товара.
В работе приводятся и другие занятные факты: например, на Тайване охотнее купят радиоприемник за 888 местных долларов, чем за 777. Разница в цене в глазах многих вполне покрывается привлекательностью «счастливого» числа — в китайской культуре таковым считается восьмерка. (Кстати, проведенное в 2005 году исследование ценников в Китае, Гонконге и на Тайване показало, что несчастливая для китайцев цифра 4 встречается в них намного реже, чем 8.)
Ученые также ссылаются на данные из статьи Роуз Палаццоло, где сказано, что примерно два раза в год, когда 13-е число приходится на пятницу, американские торговые компании недосчитываются $800-900 млн. Получается, что «несчастливый», по мнению суеверных людей, день наносит экономике реальные убытки.
Обнаруженные факты заставляют несколько пересмотреть отношение к самим суевериям. И если в обществе существует то или иное суеверие, оно может оказывать «сильное влияние на рынки», подчеркивает один из ученых Томас Крамер. Исследование американских специалистов показало, что суеверия становятся объективным экономическим фактором, который необходимо изучать и учитывать.
Александр Сергеев
Для Пятницы
№ 7 (94) 22 февраля 2008
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/02/22/11...
@темы:
Экономика,
Жизненное,
Статьи