«Мы использовали опыт стран ЮВА», — Карим Масимов, премьер-министр Республики Казахстан
Премьер-министр Казахстана — о том, как устоять во время мирового экономического кризиса
Василий Кашин
Ведомости
23.01.2008, №11 (2033)В прошлом году экономика Казахстана столкнулась с серьезным вызовом. Инфляция по итогам года выросла до 18,8% с 8,8% в 2006 г., а мировой кризис ликвидности вызвал проблемы у местных банков. Но премьер-министр Карим Масимов уверен, что справится с экономическими проблемами исключительно рыночными методами. Хотя в сырьевом секторе его действия скорее ассоциируются с госкапитализмом: летом правительство Казахстана впервые пошло на полный пересмотр прежних соглашений о разработке нефтяного месторождения Кашаган (одного из крупнейших в мире) с иностранными инвесторами. На прошлой неделе те согласились с увеличением доли в проекте казахстанской госкомпании «Казмунайгаз», а итальянская Eni потеряла статус оператора проекта.
Биография
Родился в 1965 г. в Целинограде (ныне Астана). В 1985 г. поступил в Университет дружбы народов (Москва), учился в Пекинском институте языка, в 1991 г. окончил юридический институт университета Ухань (Китай)
--------------------------------------------------------------------------------
1996
предправления Алма-Атинского торгово-финансового и Народного сберегательного банков
--------------------------------------------------------------------------------
2000
министр транспорта и коммуникаций Казахстана
--------------------------------------------------------------------------------
2001
вице-премьер Казахстана
--------------------------------------------------------------------------------
2003
помощник президента Казахстана
--------------------------------------------------------------------------------
2006
вице-премьер, министр экономики
--------------------------------------------------------------------------------
2007
премьер-министр Казахстана
Место действия
Республика Казахстан
Население 15,56 млн человек, из них более 8,2 млн человек (52,8%) проживает в городах (на 1 декабря 2007 г.).
Территория 2,725 млн кв. км.
Столицаp Астана (600 200 человек).
Плотность населения p 5,5 человек на 1 кв. км.
Областей – 14.
Объем ВВП в 2007 г. более $100 млрд (рост на 8,7%, предварительные данные).
Объем промпроизводства 7,7 трлн тенге (более $65 млрд, предварительные данные).
Объем инвестиций в основной капитал 3,2 трлн тенге ($27 млрд).
Доходы на душу населения в среднем 26 714 тенге ($225, на ноябрь 2007 г.).
Номинальная зарплата в среднем в месяц 53 928 тенге ($455).
Инфляция – 8,4% (2006 г.), 18,8% (2007 г.).
В пятницу Масимов приедет в Москву на встречу с главами правительств стран — участниц Евразэс. В преддверии своего визита он дал интервью «Ведомостям».
— Как бы вы оценили нынешнее состояние отношений с Россией?
— Они настолько плотные и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере, что возможности сотрудничества высоки. Казахстан по-прежнему заинтересован в привлечении российских инвесторов, в первую очередь крупных российских компаний, желающих стать стратегическими партнерами правительства Казахстана по дальнейшей диверсификации экономики. Самый удачный пример — сотрудничество в энергетической сфере, недавно состоялась очень интересная сделка по разрезу «Богатырь», где госхолдинг «Самрук» и российская компания UC Rusal создали совместное предприятие по использованию одного из самых крупных угольных месторождений на территории Казахстана.
— Каковы сейчас приоритеты экономической политики Казахстана?
— Они определяются поставленной президентом целью — войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для этого предпринимаются меры по диверсификации экономики, развитию несырьевых отраслей. Из других стран мы использовали опыт стран ЮВА, Малайзии, Сингапура, а также опыт Германии после Второй мировой войны.
— Какие вопросы будут обсуждаться на встрече глав правительств Евразэс 25 января?
— После встречи глав государств Евразэс, которая была в Душанбе осенью прошлого года, достигнута принципиальная договоренность о таможенном союзе между тремя государствами (Россия, Украина, Белоруссия), это — политическое решение. И главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече глав правительств, — его реализация. У нас есть большие возможности, чтобы быстро и оперативно создать таможенный союз.
— Будет ли обсуждаться влияние на страны Евразэс экономической ситуации в мире, например в плане инфляции?
— Я думаю, что страны Евразэс и вообще все государства СНГ во второй половине прошлого года оказались перед серьезным инфляционным вызовом. Казахстан, наверное, первым на себе испытал его, поскольку мы достаточно сильно интегрированы в мировое экономическое пространство.
До августа прошлого года наши прогнозы роста ВВП в 2008 г. составляли 9-10%. После августовского кризиса в США мы пересмотрели эти показатели и сделали их более консервативными — 5-7%.
— Возможно ли принятие административных мер по контролю над ценами, например на продовольствие?
— Мы приняли ряд мер, которые помогут нам сглаживать ценовые колебания. По контролю над ценами, по фиксации цены принято решение этого не делать. Мы готовы проводить интервенции через систему МЧС, с этой целью создан стратегический госрезерв продовольствия. Второе направление — в прошлом году мы наработали опыт, когда сам частный бизнес заключает договоры с областными акиматами (органы исполнительной власти. — «Ведомости») о том, что они гарантируют поставки определенных продуктов — пшеницы, муки, сахара, подсолнечного масла и т. д. в том количестве, которое запрашивается, по фиксированным ценам. В этом году мы договорились продолжить эту практику.
— Насколько государство готово поддерживать банковскую систему в условиях нынешнего кризиса?
— По этому поводу было сделано заявление правительства, нацбанка и агентства по финансовому рынку. В нем четко расписано, кто какую берет на себя ответственность, какие мы выдвигаем требования к банкам. Уже принято решение и подготовлена сумма в размере $4 млрд, которая пойдет на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также рефинансированы некоторые инвестиционные проекты. Помощь будет оказана через банковскую систему — адресно, на возвратной и платной основе. В случае необходимости мы можем ее [финансовую поддержку] удвоить.
— Насколько актуальны для самого Казахстана проекты развития альтернативных России маршрутов экспорта нефти?
— Сколько сможет российская трубопроводная система переварить, столько мы будем экспортировать через Россию. Все остальное мы будем экспортировать другими маршрутами: Баку — Тбилиси — Джейхан, в направлении Китая и т. д.
— Как вы оцениваете соглашения, заключенные по Кашагану?
— Я хотел бы сказать, что Казахстан является сторонником стабильности контрактов. Но исполняться они должны двумя сторонами — как государством, так и инвестором. Если инвестор нарушает контрактные обязательства, то правительство Казахстана имеет право начать переговоры. Что мы и сделали в случае с Кашаганским проектом. Переговоры шли непростые, но достигнуто очень важное соглашение, которое отражает интересы народа Казахстана. При этом был найден консенсус с иностранными инвесторами. Планируется создать операционную компанию, куда войдут все участники проекта. Она будет координировать весь проект. Доли участников в операционной компании будут пропорциональны вкладу в проект в целом.
— Каким образом удалось достигнуть такого результата так быстро? Освещение спора вокруг Кашагана в мировых СМИ не было столь негативным, как в случае с «Сахалином-2».
— Я не хотел бы сравнивать нашу ситуацию с другими странами, везде своя специфика. Мы свою точку зрения с первого дня высказывали открыто и публично: «У нас такая ситуация, есть такие претензии». И придерживались этой линии до конца. Я хотел бы воспользоваться возможностью и выразить благодарность всем участникам консорциума за конструктивные переговоры.
--------------------------------------------------------------------------------
Полная версия интервью
Только на сайте vedomosti.ru
— Как бы Вы оценили нынешнее состояние отношений с Россией?
Они настолько плотные, и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере, что возможности сотрудничества высоки.
Казахстан по-прежнему заинтересован в привлечении российских инвесторов, в первую очередь, крупных российских компаний, желающих стать стратегическими партнерами правительства Казахстана по дальнейшей диверсификации экономики. В Казахстане созданы эффективные инструменты работы с иностранными инвесторами, учета и защиты их интересов, подлинного государственно-частного партнерства. Принципиальная позиция- равенство условий хозяйствования.
Самый удачный пример — сотрудничество в энергетической сфере, недавно состоялась очень интересная сделка по разрезу «Богатырь», где госхолдинг «Самрук» совместно с российской компанией UC Rusal создали совместное предприятие по использованию одного из самых крупных угольных месторождений на территории Казахстана.
— Каковы сейчас приоритеты экономической политики Казахстана?
Они определяются поставленной Президентом целью — войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для этого предпринимаются меры по диверсификации экономики, развитию не-сырьевых отраслей. Из других стран мы использовали опыт стран ЮВА, Малайзии, Сингапура, а также опыт Германии после 2 мировой войны.
-Какие вопросы будут обсуждаться на встрече глав правительств ЕврАзЭс 25 января?
После встречи глав государств ЕврАзЭс, которая была в Душанбе осенью прошлого года, достигнута принципиальная договоренность о таможенном союзе между тремя государствами (Россия, Украина, Белоруссия), это — политическое решение. И главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече глав правительств — его реализация. У нас есть большие возможности, чтобы быстро и оперативно создать таможенный союз.
-Может быть подписан какой-то документ на эту тему?
Скорее всего, окончательного решения не будет, но 25 января будут определены принципиальные подходы и сроки. После создания союза другие участники ЕврАзЭс получат возможность к нему присоединиться. Отличительная черта союза — наличие наднационального органа, который в рамках своей компетенции стоит выше национальных правительств.
-Будет ли обсуждаться влияние на страны ЕврАзЭс экономической ситуации в мире, например в плане инфляции?
Я думаю, что страны ЕврАзЭс, да и вообще все государства СНГ во второй половине прошлого года оказались перед серьезным инфляционным вызовом. Казахстан, наверное, первым на себе испытал его, поскольку мы достаточно сильно интегрированы в мировое экономическое пространство. Хорошо, что у нас был наработан достаточно богатый антиинфляционный опыт. На мой взгляд, здесь главным является не сползти, как это случилось после кризиса 1929 года в Латинской Америке, на путь таких мер и решений кризисной ситуации, которые идут в разрез стратегическому курсу развития страны , а остаться верным выработанному курсу:
— сильная, открытая, рыночно-ориентированная экономика;
— многовекторная социальная политика;
— работоспособное государство.
Мы предприняли ряд мер, в итоге- цены были стабилизированы, национальная валюта устояла.
Мы оказали поддержку банковской системе. Замечу, что она была оказана банкам на возмездной и платной основе.
Размеры экономики Казахстана не позволяют рассчитывать, что она станет конкурентоспособной без сопряжения с мировой экономикой.
Но достигнутый уровень ее эффективности позволяет противодействовать негативным моментам такого сопряжения. Во время заседания ЕврАзЭс Казахстан готов поделиться своими наработками и учесть опыт других стран.
— Как отразится кризис ликвидности на экономике Казахстана в 2008 г?
До августа прошлого года наши прогнозы роста ВВП в 2008 году составляли — 9-10%. После августовского кризиса в США, мы пересмотрели эти показатели, и сделали их более консервативными 5- 7%. Ближе это будет к 5% или к 7%, во многом зависит от внешнеэкономической ситуации и возможности выхода казахстанских эмитентов на внешние рынки капитала. Если этот выход не произойдет, будет больше 5%, если ситуация улучшится — больше 7%.
-Возможно ли принятие административных мер по контролю над ценами, например на продовольствие?
Мы приняли ряд мер, которые помогут нам сглаживать ценовые колебания. По контролю над ценами, по фиксации цены — принято решение этого не делать. Мы готовы проводить интервенции через систему МЧС, с этой целью создан стратегический госрезерв продовольствия Второе направление — в прошлом году мы наработали опыт, когда сам частный бизнес заключает договора с областными акиматами (органы исполнительной власти) о том, что они гарантируют поставки определенных продуктов — пшеницы, муки, сахара, подсолнечного масла и т.д. в том количестве, которое запрашивается, по фиксированным ценам. В этом году мы договорились продолжить эту практику.
-С какими компаниями заключаются подобные соглашения?
Это в основном крупные экспортеры сельхозпродукции.
-А что они получают взамен?
Это называется «социальная ответственность бизнеса».
Правительство планирует целенаправленно расширять масштабы поддержки экспортеров, улучшать используемые инструменты такой поддержки. В частности, будут значительно увеличены объемы государственного со-финансирования усилий предприятий по выходу на новые внешние рынки, расширены объемы экспортного кредитования, будут шире привлекаться профессиональная экспертиза по изучению внешних рынков и продвижению конкретных товаров на новые рынки. С учетом зарубежного опыта в создаваемых институтах развития будут укреплены специализированные подразделения по привлечению иностранных инвестиций и продвижению экспорта.
-Насколько государство готово поддерживать банковскую систему в условиях нынешнего кризиса? Какого масштаба может быть помощь банковской системе?
По этому поводу было сделано заявление правительства, нацбанка и агентства по финансовому рынку. В нем четко расписано: кто какую берет на себя ответственность, какие мы выдвигаем требования к банкам. Уже принято решение и подготовлена сумма в размере $ 4 млрд, которая пойдет на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также рефинансированы некоторые инвестиционные проекты. Помощь будет оказана через банковскую систему. И, как было уже отмечено, помощь будет оказана адресно, на возвратной и платной основе. Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация, в случае необходимости мы готовы увеличить финансовую поддержку.
-До каких объемов?
В случае необходимости, мы можем ее удвоить. В то же самое время, в заявлении правительства было четко сказано, что это проблема не только правительства, но и акционеров банков. Чтобы с ней справиться, акционеры должны вкладывать дополнительные средства в банк, продавать непрофильные активы, а правительство будет поощрять дополнительные эмиссии акций.
-Каковы перспективы реализации подписанного в декабре российско-казахстанско-туркменского соглашения по Прикаспийскому газопроводу, учитывая неясность ситуации с туркменскими запасами и наличие проекта экспорта газа в Китай?
Я не вижу проблем в строительстве газопровода — все принципиальные вопросы решены. Поскольку в соглашении есть формула цены на газ — этот вопрос на ближайшую перспективу урегулирован. В будущем будет не столько стоять вопрос о цене на газ, сколько вопрос о наличии газовых ресурсов.Есть ли этот газ у Туркмении — я не могу не подтвердить, ни отрицать этого.
— Но в своих действиях Казахстан исходит из того, что у Туркмении газ есть?
Да.
— Для самого Казахстана насколько актуальны проекты развития альтернативных России проектов экспорта нефти?
Столько, сколько сможет российская трубопроводная система переварить — столько мы будем экспортировать через Россию. Все остальное мы будем экспортировать другими маршрутами — Баку-Тбилиси-Джейхан, в направлении Китая и т.д.
— Как Вы оцениваете соглашения, заключенные по Кашагану? Может ли это быть моделью при разрешении подобных ситуаций в будущем?
Я хотел бы сказать, что Казахстан является сторонником стабильности контрактов. Но исполняться они должны двумя сторонами — как государством, так и инвестором. Если инвестор нарушает контрактные обязательства, то правительство Казахстана имеет право начать переговоры. Что мы и сделали в случае с Кашаганским проектом. Переговоры шли непростые, но достигнуто очень важное соглашение, которое отражает интересы народа Казахстана. При этом был найден консенсус с иностранными инвесторами.
— В новом консорциуме по разработке Кашагана между участниками разделены сферы деятельности. Кто будет координировать их действия и представлять консорциум в отношениях с внешним миром?
Планируется создать операционную компанию, куда войдут все участники проекта. Она будет координировать весь проект. Доли участников в операционной компании будут пропорциональны вкладу в проект в целом.
— Кто мог бы возглавить операционную компанию?
Это не имеет значения, поскольку решения будут приниматься на основе консенсуса. Модель полностью поменялась по сравнению с предыдущей — раньше была компания Eni, которая управляла всем процессом.
— Каким образом удалось достигнуть такого результата так быстро? Освещение спора вокруг Кашагана в мировых СМИ не было столь негативным, как в случае с Сахалином -2.
Я не хотел бы сравнивать нашу ситуацию с другими странами, везде своя специфика. Мы свою точку зрения с первого дня высказывали открыто и публично: «У нас такая ситуация, есть такие претензии.» И придерживались этой линии до конца. Я хотел бы воспользоваться возможностью и выразить благодарность всем участникам консорциума за конструктивные переговоры.
— Готов ли Казахстан участвовать в финансировании проекта нового Волго-Донского канала, о котором говорили президенты двух стран?
Министры транспорта двух стран в прошлом году начали переговоры по этому вопросу. Сейчас прорабатывается вопрос подготовки технико-экономического обоснования. По результатам пред-ТЭО, которое будет отработано, мы сможем говорить о перспективах. Казахстан готов к участию в финансировании проекта.
— Когда может быть принято решение о перспективности проекта?
Думаю, что в течение 2008 года
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...
Премьер-министр Казахстана — о том, как устоять во время мирового экономического кризиса
Василий Кашин
Ведомости
23.01.2008, №11 (2033)В прошлом году экономика Казахстана столкнулась с серьезным вызовом. Инфляция по итогам года выросла до 18,8% с 8,8% в 2006 г., а мировой кризис ликвидности вызвал проблемы у местных банков. Но премьер-министр Карим Масимов уверен, что справится с экономическими проблемами исключительно рыночными методами. Хотя в сырьевом секторе его действия скорее ассоциируются с госкапитализмом: летом правительство Казахстана впервые пошло на полный пересмотр прежних соглашений о разработке нефтяного месторождения Кашаган (одного из крупнейших в мире) с иностранными инвесторами. На прошлой неделе те согласились с увеличением доли в проекте казахстанской госкомпании «Казмунайгаз», а итальянская Eni потеряла статус оператора проекта.
Биография
Родился в 1965 г. в Целинограде (ныне Астана). В 1985 г. поступил в Университет дружбы народов (Москва), учился в Пекинском институте языка, в 1991 г. окончил юридический институт университета Ухань (Китай)
--------------------------------------------------------------------------------
1996
предправления Алма-Атинского торгово-финансового и Народного сберегательного банков
--------------------------------------------------------------------------------
2000
министр транспорта и коммуникаций Казахстана
--------------------------------------------------------------------------------
2001
вице-премьер Казахстана
--------------------------------------------------------------------------------
2003
помощник президента Казахстана
--------------------------------------------------------------------------------
2006
вице-премьер, министр экономики
--------------------------------------------------------------------------------
2007
премьер-министр Казахстана
Место действия
Республика Казахстан
Население 15,56 млн человек, из них более 8,2 млн человек (52,8%) проживает в городах (на 1 декабря 2007 г.).
Территория 2,725 млн кв. км.
Столицаp Астана (600 200 человек).
Плотность населения p 5,5 человек на 1 кв. км.
Областей – 14.
Объем ВВП в 2007 г. более $100 млрд (рост на 8,7%, предварительные данные).
Объем промпроизводства 7,7 трлн тенге (более $65 млрд, предварительные данные).
Объем инвестиций в основной капитал 3,2 трлн тенге ($27 млрд).
Доходы на душу населения в среднем 26 714 тенге ($225, на ноябрь 2007 г.).
Номинальная зарплата в среднем в месяц 53 928 тенге ($455).
Инфляция – 8,4% (2006 г.), 18,8% (2007 г.).
В пятницу Масимов приедет в Москву на встречу с главами правительств стран — участниц Евразэс. В преддверии своего визита он дал интервью «Ведомостям».
— Как бы вы оценили нынешнее состояние отношений с Россией?
— Они настолько плотные и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере, что возможности сотрудничества высоки. Казахстан по-прежнему заинтересован в привлечении российских инвесторов, в первую очередь крупных российских компаний, желающих стать стратегическими партнерами правительства Казахстана по дальнейшей диверсификации экономики. Самый удачный пример — сотрудничество в энергетической сфере, недавно состоялась очень интересная сделка по разрезу «Богатырь», где госхолдинг «Самрук» и российская компания UC Rusal создали совместное предприятие по использованию одного из самых крупных угольных месторождений на территории Казахстана.
— Каковы сейчас приоритеты экономической политики Казахстана?
— Они определяются поставленной президентом целью — войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для этого предпринимаются меры по диверсификации экономики, развитию несырьевых отраслей. Из других стран мы использовали опыт стран ЮВА, Малайзии, Сингапура, а также опыт Германии после Второй мировой войны.
— Какие вопросы будут обсуждаться на встрече глав правительств Евразэс 25 января?
— После встречи глав государств Евразэс, которая была в Душанбе осенью прошлого года, достигнута принципиальная договоренность о таможенном союзе между тремя государствами (Россия, Украина, Белоруссия), это — политическое решение. И главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече глав правительств, — его реализация. У нас есть большие возможности, чтобы быстро и оперативно создать таможенный союз.
— Будет ли обсуждаться влияние на страны Евразэс экономической ситуации в мире, например в плане инфляции?
— Я думаю, что страны Евразэс и вообще все государства СНГ во второй половине прошлого года оказались перед серьезным инфляционным вызовом. Казахстан, наверное, первым на себе испытал его, поскольку мы достаточно сильно интегрированы в мировое экономическое пространство.
До августа прошлого года наши прогнозы роста ВВП в 2008 г. составляли 9-10%. После августовского кризиса в США мы пересмотрели эти показатели и сделали их более консервативными — 5-7%.
— Возможно ли принятие административных мер по контролю над ценами, например на продовольствие?
— Мы приняли ряд мер, которые помогут нам сглаживать ценовые колебания. По контролю над ценами, по фиксации цены принято решение этого не делать. Мы готовы проводить интервенции через систему МЧС, с этой целью создан стратегический госрезерв продовольствия. Второе направление — в прошлом году мы наработали опыт, когда сам частный бизнес заключает договоры с областными акиматами (органы исполнительной власти. — «Ведомости») о том, что они гарантируют поставки определенных продуктов — пшеницы, муки, сахара, подсолнечного масла и т. д. в том количестве, которое запрашивается, по фиксированным ценам. В этом году мы договорились продолжить эту практику.
— Насколько государство готово поддерживать банковскую систему в условиях нынешнего кризиса?
— По этому поводу было сделано заявление правительства, нацбанка и агентства по финансовому рынку. В нем четко расписано, кто какую берет на себя ответственность, какие мы выдвигаем требования к банкам. Уже принято решение и подготовлена сумма в размере $4 млрд, которая пойдет на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также рефинансированы некоторые инвестиционные проекты. Помощь будет оказана через банковскую систему — адресно, на возвратной и платной основе. В случае необходимости мы можем ее [финансовую поддержку] удвоить.
— Насколько актуальны для самого Казахстана проекты развития альтернативных России маршрутов экспорта нефти?
— Сколько сможет российская трубопроводная система переварить, столько мы будем экспортировать через Россию. Все остальное мы будем экспортировать другими маршрутами: Баку — Тбилиси — Джейхан, в направлении Китая и т. д.
— Как вы оцениваете соглашения, заключенные по Кашагану?
— Я хотел бы сказать, что Казахстан является сторонником стабильности контрактов. Но исполняться они должны двумя сторонами — как государством, так и инвестором. Если инвестор нарушает контрактные обязательства, то правительство Казахстана имеет право начать переговоры. Что мы и сделали в случае с Кашаганским проектом. Переговоры шли непростые, но достигнуто очень важное соглашение, которое отражает интересы народа Казахстана. При этом был найден консенсус с иностранными инвесторами. Планируется создать операционную компанию, куда войдут все участники проекта. Она будет координировать весь проект. Доли участников в операционной компании будут пропорциональны вкладу в проект в целом.
— Каким образом удалось достигнуть такого результата так быстро? Освещение спора вокруг Кашагана в мировых СМИ не было столь негативным, как в случае с «Сахалином-2».
— Я не хотел бы сравнивать нашу ситуацию с другими странами, везде своя специфика. Мы свою точку зрения с первого дня высказывали открыто и публично: «У нас такая ситуация, есть такие претензии». И придерживались этой линии до конца. Я хотел бы воспользоваться возможностью и выразить благодарность всем участникам консорциума за конструктивные переговоры.
--------------------------------------------------------------------------------
Полная версия интервью
Только на сайте vedomosti.ru
— Как бы Вы оценили нынешнее состояние отношений с Россией?
Они настолько плотные, и в политической, и в экономической, и в социально-культурной сфере, что возможности сотрудничества высоки.
Казахстан по-прежнему заинтересован в привлечении российских инвесторов, в первую очередь, крупных российских компаний, желающих стать стратегическими партнерами правительства Казахстана по дальнейшей диверсификации экономики. В Казахстане созданы эффективные инструменты работы с иностранными инвесторами, учета и защиты их интересов, подлинного государственно-частного партнерства. Принципиальная позиция- равенство условий хозяйствования.
Самый удачный пример — сотрудничество в энергетической сфере, недавно состоялась очень интересная сделка по разрезу «Богатырь», где госхолдинг «Самрук» совместно с российской компанией UC Rusal создали совместное предприятие по использованию одного из самых крупных угольных месторождений на территории Казахстана.
— Каковы сейчас приоритеты экономической политики Казахстана?
Они определяются поставленной Президентом целью — войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для этого предпринимаются меры по диверсификации экономики, развитию не-сырьевых отраслей. Из других стран мы использовали опыт стран ЮВА, Малайзии, Сингапура, а также опыт Германии после 2 мировой войны.
-Какие вопросы будут обсуждаться на встрече глав правительств ЕврАзЭс 25 января?
После встречи глав государств ЕврАзЭс, которая была в Душанбе осенью прошлого года, достигнута принципиальная договоренность о таможенном союзе между тремя государствами (Россия, Украина, Белоруссия), это — политическое решение. И главный вопрос, который будет обсуждаться на встрече глав правительств — его реализация. У нас есть большие возможности, чтобы быстро и оперативно создать таможенный союз.
-Может быть подписан какой-то документ на эту тему?
Скорее всего, окончательного решения не будет, но 25 января будут определены принципиальные подходы и сроки. После создания союза другие участники ЕврАзЭс получат возможность к нему присоединиться. Отличительная черта союза — наличие наднационального органа, который в рамках своей компетенции стоит выше национальных правительств.
-Будет ли обсуждаться влияние на страны ЕврАзЭс экономической ситуации в мире, например в плане инфляции?
Я думаю, что страны ЕврАзЭс, да и вообще все государства СНГ во второй половине прошлого года оказались перед серьезным инфляционным вызовом. Казахстан, наверное, первым на себе испытал его, поскольку мы достаточно сильно интегрированы в мировое экономическое пространство. Хорошо, что у нас был наработан достаточно богатый антиинфляционный опыт. На мой взгляд, здесь главным является не сползти, как это случилось после кризиса 1929 года в Латинской Америке, на путь таких мер и решений кризисной ситуации, которые идут в разрез стратегическому курсу развития страны , а остаться верным выработанному курсу:
— сильная, открытая, рыночно-ориентированная экономика;
— многовекторная социальная политика;
— работоспособное государство.
Мы предприняли ряд мер, в итоге- цены были стабилизированы, национальная валюта устояла.
Мы оказали поддержку банковской системе. Замечу, что она была оказана банкам на возмездной и платной основе.
Размеры экономики Казахстана не позволяют рассчитывать, что она станет конкурентоспособной без сопряжения с мировой экономикой.
Но достигнутый уровень ее эффективности позволяет противодействовать негативным моментам такого сопряжения. Во время заседания ЕврАзЭс Казахстан готов поделиться своими наработками и учесть опыт других стран.
— Как отразится кризис ликвидности на экономике Казахстана в 2008 г?
До августа прошлого года наши прогнозы роста ВВП в 2008 году составляли — 9-10%. После августовского кризиса в США, мы пересмотрели эти показатели, и сделали их более консервативными 5- 7%. Ближе это будет к 5% или к 7%, во многом зависит от внешнеэкономической ситуации и возможности выхода казахстанских эмитентов на внешние рынки капитала. Если этот выход не произойдет, будет больше 5%, если ситуация улучшится — больше 7%.
-Возможно ли принятие административных мер по контролю над ценами, например на продовольствие?
Мы приняли ряд мер, которые помогут нам сглаживать ценовые колебания. По контролю над ценами, по фиксации цены — принято решение этого не делать. Мы готовы проводить интервенции через систему МЧС, с этой целью создан стратегический госрезерв продовольствия Второе направление — в прошлом году мы наработали опыт, когда сам частный бизнес заключает договора с областными акиматами (органы исполнительной власти) о том, что они гарантируют поставки определенных продуктов — пшеницы, муки, сахара, подсолнечного масла и т.д. в том количестве, которое запрашивается, по фиксированным ценам. В этом году мы договорились продолжить эту практику.
-С какими компаниями заключаются подобные соглашения?
Это в основном крупные экспортеры сельхозпродукции.
-А что они получают взамен?
Это называется «социальная ответственность бизнеса».
Правительство планирует целенаправленно расширять масштабы поддержки экспортеров, улучшать используемые инструменты такой поддержки. В частности, будут значительно увеличены объемы государственного со-финансирования усилий предприятий по выходу на новые внешние рынки, расширены объемы экспортного кредитования, будут шире привлекаться профессиональная экспертиза по изучению внешних рынков и продвижению конкретных товаров на новые рынки. С учетом зарубежного опыта в создаваемых институтах развития будут укреплены специализированные подразделения по привлечению иностранных инвестиций и продвижению экспорта.
-Насколько государство готово поддерживать банковскую систему в условиях нынешнего кризиса? Какого масштаба может быть помощь банковской системе?
По этому поводу было сделано заявление правительства, нацбанка и агентства по финансовому рынку. В нем четко расписано: кто какую берет на себя ответственность, какие мы выдвигаем требования к банкам. Уже принято решение и подготовлена сумма в размере $ 4 млрд, которая пойдет на помощь строительным компаниям, где присутствуют дольщики, малому и среднему бизнесу, а также рефинансированы некоторые инвестиционные проекты. Помощь будет оказана через банковскую систему. И, как было уже отмечено, помощь будет оказана адресно, на возвратной и платной основе. Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация, в случае необходимости мы готовы увеличить финансовую поддержку.
-До каких объемов?
В случае необходимости, мы можем ее удвоить. В то же самое время, в заявлении правительства было четко сказано, что это проблема не только правительства, но и акционеров банков. Чтобы с ней справиться, акционеры должны вкладывать дополнительные средства в банк, продавать непрофильные активы, а правительство будет поощрять дополнительные эмиссии акций.
-Каковы перспективы реализации подписанного в декабре российско-казахстанско-туркменского соглашения по Прикаспийскому газопроводу, учитывая неясность ситуации с туркменскими запасами и наличие проекта экспорта газа в Китай?
Я не вижу проблем в строительстве газопровода — все принципиальные вопросы решены. Поскольку в соглашении есть формула цены на газ — этот вопрос на ближайшую перспективу урегулирован. В будущем будет не столько стоять вопрос о цене на газ, сколько вопрос о наличии газовых ресурсов.Есть ли этот газ у Туркмении — я не могу не подтвердить, ни отрицать этого.
— Но в своих действиях Казахстан исходит из того, что у Туркмении газ есть?
Да.
— Для самого Казахстана насколько актуальны проекты развития альтернативных России проектов экспорта нефти?
Столько, сколько сможет российская трубопроводная система переварить — столько мы будем экспортировать через Россию. Все остальное мы будем экспортировать другими маршрутами — Баку-Тбилиси-Джейхан, в направлении Китая и т.д.
— Как Вы оцениваете соглашения, заключенные по Кашагану? Может ли это быть моделью при разрешении подобных ситуаций в будущем?
Я хотел бы сказать, что Казахстан является сторонником стабильности контрактов. Но исполняться они должны двумя сторонами — как государством, так и инвестором. Если инвестор нарушает контрактные обязательства, то правительство Казахстана имеет право начать переговоры. Что мы и сделали в случае с Кашаганским проектом. Переговоры шли непростые, но достигнуто очень важное соглашение, которое отражает интересы народа Казахстана. При этом был найден консенсус с иностранными инвесторами.
— В новом консорциуме по разработке Кашагана между участниками разделены сферы деятельности. Кто будет координировать их действия и представлять консорциум в отношениях с внешним миром?
Планируется создать операционную компанию, куда войдут все участники проекта. Она будет координировать весь проект. Доли участников в операционной компании будут пропорциональны вкладу в проект в целом.
— Кто мог бы возглавить операционную компанию?
Это не имеет значения, поскольку решения будут приниматься на основе консенсуса. Модель полностью поменялась по сравнению с предыдущей — раньше была компания Eni, которая управляла всем процессом.
— Каким образом удалось достигнуть такого результата так быстро? Освещение спора вокруг Кашагана в мировых СМИ не было столь негативным, как в случае с Сахалином -2.
Я не хотел бы сравнивать нашу ситуацию с другими странами, везде своя специфика. Мы свою точку зрения с первого дня высказывали открыто и публично: «У нас такая ситуация, есть такие претензии.» И придерживались этой линии до конца. Я хотел бы воспользоваться возможностью и выразить благодарность всем участникам консорциума за конструктивные переговоры.
— Готов ли Казахстан участвовать в финансировании проекта нового Волго-Донского канала, о котором говорили президенты двух стран?
Министры транспорта двух стран в прошлом году начали переговоры по этому вопросу. Сейчас прорабатывается вопрос подготовки технико-экономического обоснования. По результатам пред-ТЭО, которое будет отработано, мы сможем говорить о перспективах. Казахстан готов к участию в финансировании проекта.
— Когда может быть принято решение о перспективности проекта?
Думаю, что в течение 2008 года
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...