Человеческий фактор
Глава Europa Cinemas Клод-Эрик Пуару рассказывает «Пятнице», в чем польза и вред мультиплексов и почему, если исчезнут авторские фильмы, исчезнет и ГолливудГлава Europa Cinemas Клод-Эрик Пуару рассказывает «Пятнице», в чем польза и вред мультиплексов и почему, если исчезнут авторские фильмы, исчезнет и Голливуд
Последний Каннский фестиваль показал, что самым модным в Европе (а то и во всем мире) становится румынский кинематограф. Поэтому влиятельная международная организация Europa Cinemas решила провести свою ежегодную конференцию именно в Бухаресте, она проходит там с 16 по 18 ноября. Накануне этого события обозреватель «Пятницы» встретился с руководителем Europa Cinemas Клод-Эриком Пуару в Москве, где тот побывал с кратким визитом, чтобы прибавить к международной сети залов, показывающих авторское кино, один челябинский кинотеатр.
— Как возникла структура Europa Cinemas?
— Все началось полтора десятилетия назад с программы Евросоюза Media (она оказывает помощь в производстве, прокате и рекламе европейских аудиовизуальных произведений, а также в подготовке профессиональных кадров). Когда эта программа создавалась, никто не знал, как осуществлять сколько-нибудь последовательную политику в области кино. Я в ту пору был независимым прокатчиком и продюсером. Я им, кстати, и остался: Евросоюз дает нам деньги, но мы независимая организация. А тогда я предложил ориентироваться на центральные кинотеатры крупных городов — их не так уж много, пять-шесть тысяч. Представьте, говорил я, мы возьмем под контроль тысячу из них — это будет огромным успехом!
Авторский кинематограф опирается на людей, а они далеки от вымирания. Им необходимы эмоции, они любопытны…
Сегодня у нас 1700 экранов по всей Европе. И показывают они отнюдь не только кино той страны, где расположены, — доля ненациональных европейских фильмов достигает 37%. При том что на европейское кино в среднем приходится рыночная доля в 8-9%, не более. Например, в Копенгагене у нас есть один кинотеатр. Если бы его закрыли, в Дании перестали бы показывать русское, испанское, итальянское кино!
— А кто вступится за авторское кино, снятое за пределами Европы?
— Наши интересы обширны: я бываю и в Бразилии, и в Корее, и на Украине. Один бразильский продюсер сказал мне: «Вы молодцы, но как между европейскими и американскими фильмами найти место для латиноамериканского кинематографа?» Я ответил: «Напротив, если где-то и идут бразильские фильмы, то именно у нас». В среднем по Европе показывают не более 3% «другого» (то есть неевропейского и неамериканского) кино. А в наших кинотеатрах «другого» кино 13-14%. Таким образом, косвенно мы поддерживаем латиноамериканское, корейское или канадское кино: разнообразие европейских фильмов рождает разнообразие международное. И если мы исчезнем, с нами исчезнет не только арт-хаус, но и Голливуд! Сегодня Коппола существует, потому что его открыли фестивали и арт-хаусные прокатчики. Скорсезе — тоже. Я помню, как смотрел первый фильм Спилберга «Дуэль» в крошечном арт-хаусном кинотеатре.
— Способна ли Europa Cinemas помочь России, которая не является частью Евросоюза?
— У нас есть другая часть бюджета, которая идет от французского Министерства иностранных дел и направляется на поддержку кинотеатров за пределами Евросоюза. Россия — часть этого плана. Денег гораздо меньше, чем в случае с Европой, но мы все же реально помогаем кинотеатру «35 мм» в Москве, Дому кино в Петербурге, одному кинотеатру в Калининграде, одному в Нижнем Новгороде. Теперь вот к числу этих залов прибавится кинотеатр в Челябинске.
— Дистрибуция некассового европейского кино в России — какой она вам видится?
— Лет 15 назад мы впервые задались этим вопросом — и тут же узнали ответ: нет ни одного кинотеатра, который мог бы показывать такое «непопулярное» кино. Потом ситуация стала меняться, я лично наблюдал за появлением таких кинотеатров — помню открытие «35 мм» в Москве. Сегодня Россия мало чем отличается в этом отношении от остального цивилизованного мира: время от времени здесь встречаются энтузиасты, готовые взяться за это небезнадежное дело. Они превращают залы с таким «кино не для всех» в модные места. Конечно, сети европейских кинотеатров, как в Европе, в России не возникло, но отдельных залов появляется все больше.
Меняется многое и не только у вас. Уходит культура однозальных кинотеатров — скоро их полностью заменят мультиплексы. В России их сначала строили в Москве, а теперь по всей стране. И в этой динамике распространения есть позитивные стороны. Например, в дистрибуции французского кино сегодня русский кинобизнес достиг высшей точки и стал одним из мировых лидеров.
— Мультиплексы, с одной стороны, помогают «другому» кино: невозможно показывать «Пиратов Карибского моря» во всех пятнадцати залах сразу, и так появляются экраны для европейского или азиатского кинематографа. С другой стороны, они же пропагандируют иной тип отношения к кино: игровые автоматы, попкорн, расчет на молодежную аудиторию…
— Прежде всего констатирую факт: какое бы кино ни было вашей специализацией, сегодня вы обязаны показывать его на нескольких экранах, если не хотите немедленно оказаться в убытке. Поначалу у меня был однозальный кинотеатр в Анже, а сегодня — семь экранов. Иначе не выжить. Мой маленький мультиплекс специализируется исключительно на авторском кино из всех стран мира. Я и мне подобные не стремимся продавать попкорн, нам важнее прививать публике вкус к определенному кинематографу, но себе в убыток этого делать не будешь! Конечно, мы не можем ориентироваться на наиболее распространенный тип мультиплекса, где вокруг игровые автоматы, а в зал не входят без чипсов и кока-колы: в таких залах никогда и никто не будет показывать авторское кино. Есть, правда, исключения вроде гигантских парижских кинотеатров сети UGC — там по 20 залов, и в них идет вообще все, включая фестивальное кино. Хотя лично я против того, чтобы показывать авторские фильмы таким образом.
Однако Париж не показатель. Там живут киноманы, многие кинотеатры расположены в старейших кварталах, где обитает богема… Возьмем Румынию, где мы проводим в эти дни конференцию Europa Cinemas. В стране, ставшей сегодня мировым лидером в области авторского кино, до недавнего времени было всего два мультиплекса, в одном 5 залов, в другом — 7. Сейчас собираются открыть третий. Залов для неголливудского кино, считайте, нет. Что делать в такой ситуации? Только надеяться на власти. Государство должно сознательно и последовательно поддерживать те два-три зала, которые еще функционируют в центре Бухареста. В противном случае кинотеатр, показывающий авторское кино, обречен на проигрыш в соревновании с «Макдоналдсом» или любым торговым центром. Что будет дальше? Эти залы закроют, чтобы открыть новые в коммерческих центрах на окраинах, а туда авторское кино не проникнет ни при каких обстоятельствах.
— Что в такой ситуации будете делать вы?
— Помогать. Привлекать внимание государства к этой проблеме, финансировать такие залы из собственных средств. Ситуация не так уж безнадежна. В конце концов, существуют частные инвесторы, которые немало помогают делу авторского кино. Они любят такой кинематограф и знают, что не одиноки. Без этих людей тот же Александр Сокуров не будет иметь ни малейших шансов на выживание рядом с Томом Крузом.
— Получается, для коммерческого кино существуют жесткие законы рынка, работающие без сбоев, а для арт-хауса единственная надежда — человеческий фактор?
— Да, так и есть. Но ведь это гарантия дальнейшего существования авторского кино! Потому что оно опирается на людей, а люди далеки от вымирания. Им необходимы эмоции, они любопытны, они сентиментальны… Ролан Барт говорил: в кино зритель поддается двум волшебным соблазнам. Первый — соблазн экрана, второй — соблазн темного зала, который живет своей жизнью и прерывает вашу изоляцию, даже если вы чувствуете себя с экраном один на один. Так было полвека назад, и сегодня это осталось неизменным. Кино остается единственной социальной формой досуга, доступной всем. Поэтому я не боюсь, что Интернет убьет кинематограф. Поэтому я больше верю в нишу авторского кино, чем в индустрию. Кстати, пираты угрожают не нишевому кинематографу, а индустриальному. Они продают нелегальные копии Тома Круза, а не Сокурова…
— …в России и Сокуров становится жертвой пиратов.
— Это все же исключение, а не правило. Даже в России Том Круз пиратам нужнее, чем Сокуров.
Автор — обозреватель газеты «Московские новости»
--------------------------------------------------------------------------------
Досье
Europa Cinemas — первая в мире сеть кинотеатров, показывающих преимущественно европейское кино. Созданная в 1992 году при участии и на деньги Евросоюза, сейчас она объединяет более 1700 кинозалов в пределах Европы. Благодаря дополнительному финансированию французского МИД, Europa Cinemas оказывает организационную и денежную поддержку некоторым кинотеатрам стран, не входящих в ЕС, в том числе России. Europa Cinemas создала гильдию режиссеров и продюсеров разных стран, помогающих в пропаганде и распространении европейского кино.
Антон Долин
Для Пятницы
№ 44 (81) 16 ноября 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/11/16/11...
Глава Europa Cinemas Клод-Эрик Пуару рассказывает «Пятнице», в чем польза и вред мультиплексов и почему, если исчезнут авторские фильмы, исчезнет и ГолливудГлава Europa Cinemas Клод-Эрик Пуару рассказывает «Пятнице», в чем польза и вред мультиплексов и почему, если исчезнут авторские фильмы, исчезнет и Голливуд
Последний Каннский фестиваль показал, что самым модным в Европе (а то и во всем мире) становится румынский кинематограф. Поэтому влиятельная международная организация Europa Cinemas решила провести свою ежегодную конференцию именно в Бухаресте, она проходит там с 16 по 18 ноября. Накануне этого события обозреватель «Пятницы» встретился с руководителем Europa Cinemas Клод-Эриком Пуару в Москве, где тот побывал с кратким визитом, чтобы прибавить к международной сети залов, показывающих авторское кино, один челябинский кинотеатр.
— Как возникла структура Europa Cinemas?
— Все началось полтора десятилетия назад с программы Евросоюза Media (она оказывает помощь в производстве, прокате и рекламе европейских аудиовизуальных произведений, а также в подготовке профессиональных кадров). Когда эта программа создавалась, никто не знал, как осуществлять сколько-нибудь последовательную политику в области кино. Я в ту пору был независимым прокатчиком и продюсером. Я им, кстати, и остался: Евросоюз дает нам деньги, но мы независимая организация. А тогда я предложил ориентироваться на центральные кинотеатры крупных городов — их не так уж много, пять-шесть тысяч. Представьте, говорил я, мы возьмем под контроль тысячу из них — это будет огромным успехом!
Авторский кинематограф опирается на людей, а они далеки от вымирания. Им необходимы эмоции, они любопытны…
Сегодня у нас 1700 экранов по всей Европе. И показывают они отнюдь не только кино той страны, где расположены, — доля ненациональных европейских фильмов достигает 37%. При том что на европейское кино в среднем приходится рыночная доля в 8-9%, не более. Например, в Копенгагене у нас есть один кинотеатр. Если бы его закрыли, в Дании перестали бы показывать русское, испанское, итальянское кино!
— А кто вступится за авторское кино, снятое за пределами Европы?
— Наши интересы обширны: я бываю и в Бразилии, и в Корее, и на Украине. Один бразильский продюсер сказал мне: «Вы молодцы, но как между европейскими и американскими фильмами найти место для латиноамериканского кинематографа?» Я ответил: «Напротив, если где-то и идут бразильские фильмы, то именно у нас». В среднем по Европе показывают не более 3% «другого» (то есть неевропейского и неамериканского) кино. А в наших кинотеатрах «другого» кино 13-14%. Таким образом, косвенно мы поддерживаем латиноамериканское, корейское или канадское кино: разнообразие европейских фильмов рождает разнообразие международное. И если мы исчезнем, с нами исчезнет не только арт-хаус, но и Голливуд! Сегодня Коппола существует, потому что его открыли фестивали и арт-хаусные прокатчики. Скорсезе — тоже. Я помню, как смотрел первый фильм Спилберга «Дуэль» в крошечном арт-хаусном кинотеатре.
— Способна ли Europa Cinemas помочь России, которая не является частью Евросоюза?
— У нас есть другая часть бюджета, которая идет от французского Министерства иностранных дел и направляется на поддержку кинотеатров за пределами Евросоюза. Россия — часть этого плана. Денег гораздо меньше, чем в случае с Европой, но мы все же реально помогаем кинотеатру «35 мм» в Москве, Дому кино в Петербурге, одному кинотеатру в Калининграде, одному в Нижнем Новгороде. Теперь вот к числу этих залов прибавится кинотеатр в Челябинске.
— Дистрибуция некассового европейского кино в России — какой она вам видится?
— Лет 15 назад мы впервые задались этим вопросом — и тут же узнали ответ: нет ни одного кинотеатра, который мог бы показывать такое «непопулярное» кино. Потом ситуация стала меняться, я лично наблюдал за появлением таких кинотеатров — помню открытие «35 мм» в Москве. Сегодня Россия мало чем отличается в этом отношении от остального цивилизованного мира: время от времени здесь встречаются энтузиасты, готовые взяться за это небезнадежное дело. Они превращают залы с таким «кино не для всех» в модные места. Конечно, сети европейских кинотеатров, как в Европе, в России не возникло, но отдельных залов появляется все больше.
Меняется многое и не только у вас. Уходит культура однозальных кинотеатров — скоро их полностью заменят мультиплексы. В России их сначала строили в Москве, а теперь по всей стране. И в этой динамике распространения есть позитивные стороны. Например, в дистрибуции французского кино сегодня русский кинобизнес достиг высшей точки и стал одним из мировых лидеров.
— Мультиплексы, с одной стороны, помогают «другому» кино: невозможно показывать «Пиратов Карибского моря» во всех пятнадцати залах сразу, и так появляются экраны для европейского или азиатского кинематографа. С другой стороны, они же пропагандируют иной тип отношения к кино: игровые автоматы, попкорн, расчет на молодежную аудиторию…
— Прежде всего констатирую факт: какое бы кино ни было вашей специализацией, сегодня вы обязаны показывать его на нескольких экранах, если не хотите немедленно оказаться в убытке. Поначалу у меня был однозальный кинотеатр в Анже, а сегодня — семь экранов. Иначе не выжить. Мой маленький мультиплекс специализируется исключительно на авторском кино из всех стран мира. Я и мне подобные не стремимся продавать попкорн, нам важнее прививать публике вкус к определенному кинематографу, но себе в убыток этого делать не будешь! Конечно, мы не можем ориентироваться на наиболее распространенный тип мультиплекса, где вокруг игровые автоматы, а в зал не входят без чипсов и кока-колы: в таких залах никогда и никто не будет показывать авторское кино. Есть, правда, исключения вроде гигантских парижских кинотеатров сети UGC — там по 20 залов, и в них идет вообще все, включая фестивальное кино. Хотя лично я против того, чтобы показывать авторские фильмы таким образом.
Однако Париж не показатель. Там живут киноманы, многие кинотеатры расположены в старейших кварталах, где обитает богема… Возьмем Румынию, где мы проводим в эти дни конференцию Europa Cinemas. В стране, ставшей сегодня мировым лидером в области авторского кино, до недавнего времени было всего два мультиплекса, в одном 5 залов, в другом — 7. Сейчас собираются открыть третий. Залов для неголливудского кино, считайте, нет. Что делать в такой ситуации? Только надеяться на власти. Государство должно сознательно и последовательно поддерживать те два-три зала, которые еще функционируют в центре Бухареста. В противном случае кинотеатр, показывающий авторское кино, обречен на проигрыш в соревновании с «Макдоналдсом» или любым торговым центром. Что будет дальше? Эти залы закроют, чтобы открыть новые в коммерческих центрах на окраинах, а туда авторское кино не проникнет ни при каких обстоятельствах.
— Что в такой ситуации будете делать вы?
— Помогать. Привлекать внимание государства к этой проблеме, финансировать такие залы из собственных средств. Ситуация не так уж безнадежна. В конце концов, существуют частные инвесторы, которые немало помогают делу авторского кино. Они любят такой кинематограф и знают, что не одиноки. Без этих людей тот же Александр Сокуров не будет иметь ни малейших шансов на выживание рядом с Томом Крузом.
— Получается, для коммерческого кино существуют жесткие законы рынка, работающие без сбоев, а для арт-хауса единственная надежда — человеческий фактор?
— Да, так и есть. Но ведь это гарантия дальнейшего существования авторского кино! Потому что оно опирается на людей, а люди далеки от вымирания. Им необходимы эмоции, они любопытны, они сентиментальны… Ролан Барт говорил: в кино зритель поддается двум волшебным соблазнам. Первый — соблазн экрана, второй — соблазн темного зала, который живет своей жизнью и прерывает вашу изоляцию, даже если вы чувствуете себя с экраном один на один. Так было полвека назад, и сегодня это осталось неизменным. Кино остается единственной социальной формой досуга, доступной всем. Поэтому я не боюсь, что Интернет убьет кинематограф. Поэтому я больше верю в нишу авторского кино, чем в индустрию. Кстати, пираты угрожают не нишевому кинематографу, а индустриальному. Они продают нелегальные копии Тома Круза, а не Сокурова…
— …в России и Сокуров становится жертвой пиратов.
— Это все же исключение, а не правило. Даже в России Том Круз пиратам нужнее, чем Сокуров.
Автор — обозреватель газеты «Московские новости»
--------------------------------------------------------------------------------
Досье
Europa Cinemas — первая в мире сеть кинотеатров, показывающих преимущественно европейское кино. Созданная в 1992 году при участии и на деньги Евросоюза, сейчас она объединяет более 1700 кинозалов в пределах Европы. Благодаря дополнительному финансированию французского МИД, Europa Cinemas оказывает организационную и денежную поддержку некоторым кинотеатрам стран, не входящих в ЕС, в том числе России. Europa Cinemas создала гильдию режиссеров и продюсеров разных стран, помогающих в пропаганде и распространении европейского кино.
Антон Долин
Для Пятницы
№ 44 (81) 16 ноября 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/11/16/11...