С 2005 г. доля компаний, где выездные проверки проходят чаще раза в год, сократилась с 40% до 12%. Улучшилось отношение к налоговикам (см. график). Выросло число респондентов, считающих налоговиков независимыми, компетентными, применяющими закон не формально, а по сути. Но оценки судов по-прежнему выше. Задержка в возмещении НДС сократилась с 7,6 до двух месяцев.
Изменилась мотивация споров с налоговиками. С 92% два года назад до 86% сократилась доля желающих «доказать несостоятельность налоговых претензий», с 72% до 63% — доля пытающихся сэкономить средства компании. Зато с 45% до 53% выросло число респондентов, в споре интересующихся созданием прецедента по неоднозначным вопросам.
Но международные компании по-прежнему уверены, что, если вы ведете бизнес в России, налоговые споры возникнут обязательно, отмечает партнер E&Y Рис Дженкинс.
Претензии налоговиков стали более предметны, говорит замдиректора судебного департамента «ТНК-ВР менеджмент» Эдуард Годзданкер: они перестали доначислять крупные необоснованные налоги. Раньше отказывали в возмещении НДС по любым основаниям. С 2007 г. упрощено декларирование НДС.
За последние несколько лет налоговики действительно стали работать лучше, считает замгендиректора завода ВМС Максим Ткач. Они теперь знают специфику работы компании, более квалифицированно подходят к делу. Но количество налоговых проверок возросло, говорит он: раньше проверяли раз в три года, теперь раз в два. Возможно, это потому, что само предприятие стало больше, говорит Ткач, главной проблемой в работе налоговой службы считающий постоянную ротацию кадров.
Возможно, респонденты E&Y опасались говорить правду, удивляется результатам исследования представитель компании-застройщика. По его мнению, с каждым годом у налоговиков растет ощущение, что они всесильны, а любая проверка заканчивается доначислением налогов — независимо от состояния отчетности. По опросу небольшого количества компаний не надо судить о работе налоговиков, полагает налоговый менеджер крупного холдинга. Выросла избирательность — в основном улучшение налогового администрирования чувствуют госкомпании и те, кто сумел наладить отношения с налоговиками, считает он.