Несвободные В программах КПРФ и ЛДПР отсутствует слово «свобода». В 2003 г. этого слова не было и в программе «Единой России», но к нынешним выборам оно там появилось.
Ни одной из партий не удалось сформулировать внятный идеологический посыл — к такому выводу пришли эксперты. Обещают все примерно одно и то же — хорошую жизнь, говорит замдиректора Института общественного проектирования Александр Механик.
Россия станет мировым центром влияния, следуя курсу президента, и обновится, придя к суверенной демократии, говорится в программе «Единой России». КПРФ предлагает «прорваться» к «истинно единой и справедливой России», а «Яблоко» — построить «современное государство». Свободной, сильной и гуманной России требует СПС.
О социализме мечтают коммунисты и эсеры. КПРФ обещает советские льготы, бесплатную медицину. Эсеры — «новый социализм», при котором зарплаты вырастут втрое.
СПС обещает соцгарантии на уровне развитых стран. «Единая Россия» уверена, что при продолжении нацпроектов зарплаты с пенсиями подрастут вдвое. А ЛДПР предлагает сократить рабочий день до семи часов и сделать среду еще одним выходным.
Коммунисты и демократы объединились в борьбе против олигархов за преференции малому и среднему бизнесу. Крупный бизнес не защищает никто, даже правые.
Коммунисты включили в число противников «трех толстяков» — бюрократа, буржуя и бандита и предлагают ввести народный контроль над чиновниками и бизнесом. Единороссы обещают действенную административную реформу, а эсеры — сделать медиков, учителей и ученых госслужащими.
Проблема однообразия партийных программ в том, что существует разрыв между идеологией и реальностью, объясняет Вильям Смирнов из Института государства и права РАН. Но отсутствие идеологии грозит дезинтеграцией элит, предупреждает Смирнов. Партии смогут взять на себя роль идеологических лидеров, только если центром принятия решений будет парламент, настаивает член палаты Григорий Томчин, а пока таким центром остается Кремль