Без шансов пересечься
На экраны выходят молодежный триллер Валерия Тодоровского «Тиски» — о легкомысленном наркодилере — и тяжелая взрослая драма «Ласточки прилетели» Аслана Галазова — о наркоманеНа экраны выходят молодежный триллер Валерия Тодоровского «Тиски» — о легкомысленном наркодилере — и тяжелая взрослая драма «Ласточки прилетели» Аслана Галазова — о наркомане
Затишье, наступившее после сенсационного открытия наркотемы поздним советским кино в фильме «Игла» (1988) с Виктором Цоем, затянулось: наркотики иногда мелькали в тех или иных картинах, но только в качестве второстепенного атрибута. В последние годы, когда мода на так называемую чернуху схлынула, сменившись тягой к «позитиву», стали появляться фильмы, созданные по благословению (или с прямым участием) Госнаркоконтроля, вроде боевика «Мужской сезон: Бархатная революция» или совсем недавней комедии «Антидурь». «Тиски» Валерия Тодоровского и «Ласточки прилетели» Аслана Галазова — запоздалое подключение России к важнейшей артерии (точнее, вене) мирового кинематографа.
Тодоровский, постановщик хладнокровный и разумный, знает, что нравоучениями публику, тем более молодую, можно только оттолкнуть, и потому сделал кино, в котором все: бешеная динамика, непрекращающийся танцевальный ритм (главный герой — диджей по основному роду занятий), молодые и привлекательные актеры, всегда готовые оказаться перед камерой неглиже, — все гарантирует, что многие могут и не заметить, сколько в фильме антинаркотической пропаганды. За многочисленными эпизодами, в которых бездумная молодежь толкает друг другу различную «дурь», забывая об основополагающих ценностях, кроется простая структура. Она сродни средневековой мистерии: за душу Просто Человека спорят Ангел (честный и пьющий милиционер, которого играет Алексей Серебряков) и Дьявол (самый влиятельный наркобарон города, герой Федора Бондарчука); в финале они сражают друг друга, оставляя героя на перепутье. Точно так же по идее должен совершить свой выбор зритель. Здесь всплывает единственный, но немаловажный вопрос: способен ли он на это? При всех «жесткостях» фильма — чего стоит сцена жуткого убийства одного из героев спятившим «торчком» — в нем звучит столь заводная музыка, да и снят он так стильно и живописно, что романтическая гламурность теневого мира скорее соблазнит, чем напугает иных неразумных потребителей. Уж больно симпатичным оказался антигерой: ну чистый Орландо Блум.
А «Ласточки прилетели» — фильм, где и намека нет на глянец: тягучие уродливые будни провинции, еще более гнетущие выходные… В центре повествования уже немолодой «торчок» в состоянии жесткой ломки: безденежный университетский преподаватель рассказывает безразличным студентам о перипетиях биографии Бодлера, а свободное время посвящает безнадежным поискам бесплатной дозы. Автор сценария и исполнитель главной роли Ирлан Хугаев (кстати, не актер, а настоящий профессор-филолог, хоть и не наркоман) создал вместе с Галазовым психологически безупречную симфонию одиночества. После такого зрелища — почти бессюжетного, построенного на тонких нюансах и беспощадной правде жизни, — никто и ни за что не сядет на иглу. Проблема лишь в том, что подростки-недоумки в жизни не пойдут смотреть такой фильм, а если случайно окажутся на подобном сеансе, не поймут ни кадра. Так что ценность картины никак не социальная.
Оба режиссера стараются раздвинуть тематические и географические границы Садового кольца: «Тиски» снимались в Ростове-на-Дону, «Ласточки прилетели» — во Владикавказе. Но все-таки есть опасение, что главным потребителем фильма Тодоровского окажется столичная молодежь, а картину Галазова будут смотреть в основном склонные к рефлексии столичные интеллигенты, никогда не нюхавшие «дури». Все останется по-прежнему: кино и наркотики — параллельные прямые без малейших шансов на пересечение.
«Ласточки прилетели»: с 8 ноября, Киноклуб «Эльдар», «Пять звезд» на Новокузнецкой; «Тиски»: с 15 ноября, «Пушкинский», «Ролан», «Романов Синема»
Автор — обозреватель газеты «Московские новости»
--------------------------------------------------------------------------------
5 фильмов об игле
«Аптечный ковбой»
Режиссер Гас Ван Сэнт (1989)
Фильм о социальной деградации: наркотики и криминал превращают компанейского симпатягу в загнанного одиночку.
--------------------------------------------------------------------------------
«На игле»
Режиссер Дэнни Бойл (1996)
Наркотики как причина психического и морального крушения: герой «кидает» лучших друзей. И он, и они ведут себя как абсолютные идиоты.
--------------------------------------------------------------------------------
«Реквием по мечте»
Режиссер Даррен Аронофски (2000)
Физическое самоуничтожение: мальчика-«торчка» съедает гангрена, его мама, подсевшая на таблетки для похудания, попадает в психушку.
--------------------------------------------------------------------------------
«Траффик»
Режиссер Стивен Содерберг (2000)
Фильм о тотальности наркобизнеса: глава антинаркотической службы США внезапно узнает, что его собственная дочь шляется по притонам в поисках героина.
--------------------------------------------------------------------------------
«Страна приливов»
Режиссер Терри Гиллиам (2005)
Наркоманы и их дети: сначала от героина умерла мама, потом папа, а в фантазиях их малолетней дочери главную роль играют оторванные головы кукол Барби.
Антон Долин
Для Пятницы
№ 43 (80) 09 ноября 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/11/09/10...
На экраны выходят молодежный триллер Валерия Тодоровского «Тиски» — о легкомысленном наркодилере — и тяжелая взрослая драма «Ласточки прилетели» Аслана Галазова — о наркоманеНа экраны выходят молодежный триллер Валерия Тодоровского «Тиски» — о легкомысленном наркодилере — и тяжелая взрослая драма «Ласточки прилетели» Аслана Галазова — о наркомане
Затишье, наступившее после сенсационного открытия наркотемы поздним советским кино в фильме «Игла» (1988) с Виктором Цоем, затянулось: наркотики иногда мелькали в тех или иных картинах, но только в качестве второстепенного атрибута. В последние годы, когда мода на так называемую чернуху схлынула, сменившись тягой к «позитиву», стали появляться фильмы, созданные по благословению (или с прямым участием) Госнаркоконтроля, вроде боевика «Мужской сезон: Бархатная революция» или совсем недавней комедии «Антидурь». «Тиски» Валерия Тодоровского и «Ласточки прилетели» Аслана Галазова — запоздалое подключение России к важнейшей артерии (точнее, вене) мирового кинематографа.
Тодоровский, постановщик хладнокровный и разумный, знает, что нравоучениями публику, тем более молодую, можно только оттолкнуть, и потому сделал кино, в котором все: бешеная динамика, непрекращающийся танцевальный ритм (главный герой — диджей по основному роду занятий), молодые и привлекательные актеры, всегда готовые оказаться перед камерой неглиже, — все гарантирует, что многие могут и не заметить, сколько в фильме антинаркотической пропаганды. За многочисленными эпизодами, в которых бездумная молодежь толкает друг другу различную «дурь», забывая об основополагающих ценностях, кроется простая структура. Она сродни средневековой мистерии: за душу Просто Человека спорят Ангел (честный и пьющий милиционер, которого играет Алексей Серебряков) и Дьявол (самый влиятельный наркобарон города, герой Федора Бондарчука); в финале они сражают друг друга, оставляя героя на перепутье. Точно так же по идее должен совершить свой выбор зритель. Здесь всплывает единственный, но немаловажный вопрос: способен ли он на это? При всех «жесткостях» фильма — чего стоит сцена жуткого убийства одного из героев спятившим «торчком» — в нем звучит столь заводная музыка, да и снят он так стильно и живописно, что романтическая гламурность теневого мира скорее соблазнит, чем напугает иных неразумных потребителей. Уж больно симпатичным оказался антигерой: ну чистый Орландо Блум.
А «Ласточки прилетели» — фильм, где и намека нет на глянец: тягучие уродливые будни провинции, еще более гнетущие выходные… В центре повествования уже немолодой «торчок» в состоянии жесткой ломки: безденежный университетский преподаватель рассказывает безразличным студентам о перипетиях биографии Бодлера, а свободное время посвящает безнадежным поискам бесплатной дозы. Автор сценария и исполнитель главной роли Ирлан Хугаев (кстати, не актер, а настоящий профессор-филолог, хоть и не наркоман) создал вместе с Галазовым психологически безупречную симфонию одиночества. После такого зрелища — почти бессюжетного, построенного на тонких нюансах и беспощадной правде жизни, — никто и ни за что не сядет на иглу. Проблема лишь в том, что подростки-недоумки в жизни не пойдут смотреть такой фильм, а если случайно окажутся на подобном сеансе, не поймут ни кадра. Так что ценность картины никак не социальная.
Оба режиссера стараются раздвинуть тематические и географические границы Садового кольца: «Тиски» снимались в Ростове-на-Дону, «Ласточки прилетели» — во Владикавказе. Но все-таки есть опасение, что главным потребителем фильма Тодоровского окажется столичная молодежь, а картину Галазова будут смотреть в основном склонные к рефлексии столичные интеллигенты, никогда не нюхавшие «дури». Все останется по-прежнему: кино и наркотики — параллельные прямые без малейших шансов на пересечение.
«Ласточки прилетели»: с 8 ноября, Киноклуб «Эльдар», «Пять звезд» на Новокузнецкой; «Тиски»: с 15 ноября, «Пушкинский», «Ролан», «Романов Синема»
Автор — обозреватель газеты «Московские новости»
--------------------------------------------------------------------------------
5 фильмов об игле
«Аптечный ковбой»
Режиссер Гас Ван Сэнт (1989)
Фильм о социальной деградации: наркотики и криминал превращают компанейского симпатягу в загнанного одиночку.
--------------------------------------------------------------------------------
«На игле»
Режиссер Дэнни Бойл (1996)
Наркотики как причина психического и морального крушения: герой «кидает» лучших друзей. И он, и они ведут себя как абсолютные идиоты.
--------------------------------------------------------------------------------
«Реквием по мечте»
Режиссер Даррен Аронофски (2000)
Физическое самоуничтожение: мальчика-«торчка» съедает гангрена, его мама, подсевшая на таблетки для похудания, попадает в психушку.
--------------------------------------------------------------------------------
«Траффик»
Режиссер Стивен Содерберг (2000)
Фильм о тотальности наркобизнеса: глава антинаркотической службы США внезапно узнает, что его собственная дочь шляется по притонам в поисках героина.
--------------------------------------------------------------------------------
«Страна приливов»
Режиссер Терри Гиллиам (2005)
Наркоманы и их дети: сначала от героина умерла мама, потом папа, а в фантазиях их малолетней дочери главную роль играют оторванные головы кукол Барби.
Антон Долин
Для Пятницы
№ 43 (80) 09 ноября 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/11/09/10...