В октябре арестованы по подозрению в незаконном прослушивании телефонных переговоров и других преступлениях начальник департамента ФСКН Александр Бульбов и двое его коллег.
Эта статья появилась спустя неделю после того, как ФСБ задержала в аэропорту «Домодедово» начальника департамента Госнаркоконтроля, генерал-лейтенанта полиции Александра Бульбова и его подчиненных Юрия Гевала и Николая Донченко. А спустя несколько дней они были арестованы. Тогда появилась информация о том, что Черкесову удалось обсудить произошедшее с президентом Владимиром Путиным. Но ни в Кремле, ни в Госнаркоконтроле эту информацию не подтверждают. А в понедельник глава государства приезжал на Лубянку, в здание ФСБ, чтобы встретиться с директором службы Николаем Патрушевым, о чем сообщила президентская пресс-служба. Официальный повод для визита — ознакомление с новой антитеррористической техникой ФСБ.
В статье Черкесов возмущается претензиями в адрес арестованных коллег и недоумевает, «почему сотрудники наркоконтроля сгруппированы из числа тех, кто <...> участвовал в расследовании резонансных уголовных дел о так называемых “Трех китах” и “китайской” контрабанде». Кроме того, Черкесов полагает, что эти аресты говорят о зависимости от внешних сил недавно созданного Следственного комитета при прокуратуре. ФСБ в тексте ни разу не упомянута.
В Следственном комитете и ФСБ письмо Черкесова вчера не комментировали. По словам источника, близкого к Госнаркоконтролю, руководство ФСБ опасается, что Черкесов может сменить Патрушева, чем и вызваны аресты сотрудников Госнаркоконтроля и давление на Черкесова.
После такого письма возникают серьезные сомнения в том, что Черкесов может возглавить Совет безопасности, слухи о таком назначении ходили этим летом, полагает директор исследовательского центра «Агентура» Андрей Солдатов. Жанр открытого письма нетипичен для сотрудников спецслужб, это говорит о том, что Черкесову, возможно, не удалось в полной мере довести позицию до президента, соглашается источник, близкий к ФСБ. По его мнению, отсутствие публичной реакции Кремля на беспрецедентный конфликт спецслужб говорит о том, что вряд ли обращение Черкесова приведет к освобождению его сотрудников.
По словам политолога Алексея Макаркина, факт открытого посещения президентом ФСБ можно трактовать как поддержку одной из сторон. Ситуация вокруг Черкесова напоминает недавние аресты за взятки инспекторов Счетной палаты, за которых поначалу вступился ее председатель Сергей Степашин, а потом сам же добился увольнения их куратора, аудитора Сергея Абрамова, говорит еще один источник в спецслужбах. По его мнению, возможны дальнейшие операции против коррупционеров в других силовых органах, не исключая и саму ФСБ.
Удар сперва по Степашину, а потом по Черкесову может означать целенаправленное ослабление наиболее амбициозных руководителей важнейших органов в момент передачи власти преемнику с целью избежать их сговора, не исключает источник в правоохранительных органах.
Если арестованные сотрудники Госнаркоконтроля действительно пострадали из-за «Трех китов», это означает, что Путин не смог защитить людей, которые таскали каштаны из огня для него же, говорит экс-генпрокурор Юрий Скуратов. Конкуренция между спецслужбами была всегда, но генералов никогда не сажали за оперативную работу, добавляет он. Статья оказала медвежью услугу Путину, говорит политолог Ольга Крыштановская: она публично зафиксировала раскол президентской команды, что опасно для власти