День «Ч» Сегодня президентом Турции может стать исламистСегодня в турецком парламенте состоится третий тур президентских выборов. Победитель голосования уже известен – это действующий министр иностранных дел страны Абдулла Гюль. Его кандидатура уже расколола турецкое общество и политическую элиту государства – дело в том, что г-н Гюль является активистом правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которую небезосновательно подозревают в желании превратить Турцию из светской республики в теократическое исламское государство.
Несмотря на то что ПСР, возглавляемая нынешним премьером Турции Реджепом Эрдоганом, имеет большинство в парламенте страны (341 мандат из 550), единодушной поддержки в турецком обществе у нее нет. Главным противником умеренных исламистов, а именно так декларируют себя члены ПСР, является турецкая армия, официальный гарант светской модели государственного устройства Турции. За время новейшей истории страны военные не раз корректировали политический курс правительств, с помощью военных переворотов отстраняя от власти слишком радикальных политиков.
О вновь возникшей опасности исламизации государства военные упомянули и на этот раз. На состоявшейся в воскресенье пресс-конференции руководство вооруженных сил ясно дало понять, что воспротивится любым шагам со стороны премьера и президента, направленным на усиление роли религии в жизни республики. Одновременно с этим практически во всех крупных городах страны состоялись многотысячные митинги, участники которых высказались в поддержку продолжения курса отца нынешнего турецкого государства Кемаля Ататюрка, являвшегося последовательным противником исламского клерикализма.
Надо сказать, что г-да Гюль и Эрдоган решительно отвергают все подозрения по поводу грядущей исламизации Турции. Правда, делают они это не слишком убедительно – около 40% граждан страны, как показывают социологические опросы, уверены, что тандем президент-премьер обещаний не сдержит. Чем это грозит и без того не слишком стабильной Турции, предсказать довольно легко – приход Гюля на должность президента может спровоцировать жесткие действия армейского командования, после чего в Турции возможны не только новые парламентские выборы, но и введение чрезвычайного положения на неограниченный период времени.
Тем более странно на фоне такой ситуации в Турции прозвучали вчерашние слова президента Франции Николя Саркози о том, что он не против возобновления переговоров с Анкарой о вступлении в Евросоюз. Примечательно, что во время недавней предвыборной кампании г-н Саркози не раз заявлял, что будет выступать против присоединения Турции к ЕС. Свое мнение глава Франции, судя по всему, изменил после недавнего визита в Вашингтон. Очевидно, что актуализация сложного вопроса об отношениях Анкары и Брюсселя, по которому у ЕС нет однозначной позиции, выгодна в первую очередь именно США. Таким образом, внимание европейской дипломатии будет отвлечено на новый раунд бесплодных и неэффективных переговоров с Анкарой, которые лучше всего описать выражением «топтание на месте». Характерно, эту идею озвучил именно Николя Саркози – европейский политик, известный своими симпатиями к США.