Давайте еще!
Британцы не хотели отпускать Большой
Майя Крылова
Для Ведомостей
20.08.2007, №154 (1928)ЛОНДОН — Показом балета “Светлый ручей” завершился трехнедельный марафон Большого театра. Успех гастрольного тура на сцене театра “Колизеум” нарастал к финалу: и “Ручей”, и “Дон Кихот”, и одноактные балеты удостоились многих похвал. Это были третьи гастроли Большого балета за четыре года. Новых показов лондонцам придется подождать — Большой намерен взять тайм-аут минимум на год.
Теперь кажется странным, что Большой поначалу отказывался от поездки. В театре всерьез боялись надоесть британской публике. “Выступать в Великобритании каждый год — значит обратиться в привычку, а мы хотим оставаться событием”, — говорит пресс-секретарь театра Катерина Новикова. Положение спасла настойчивость импресарио Виктора и Лилиан Хоххаузеров. По их мнению, репертуар гастролей содержал много сенсаций, а программа достаточно отличалась от того, что Большой привозил в 2004 и 2006 гг. Организаторы оказались провидцами: критик газеты Stage высказал общее мнение, закончив статью словами: “Давайте еще!”
За последние годы англичане, хотя подчас и строго критиковали, сильно полюбили балет Большого театра. Дорогого стоит получить от критика Клемента Криспа (FT) шесть звезд по пятибалльной системе за “Дон Кихота”, увидеть после “Класс-концерта” газетную фразу “аудитория обессилена от восхищения и наслаждения” и прочесть про “Светлый ручей” реплику “скорее хватайте билет, если у вас есть такая возможность”. Худрука Большого балета Алексея Ратманского назвали “мастерским жонглером, умеющим одновременно удерживать в воздухе все многочисленные "шары" Большого — старые и новые, академические и театральные, советские и имперские”.
Условия выступлений заставили кое-что поменять в спектаклях. В “Дон Кихоте”, например, не было ни лошадки, ни ослика для рыцаря и Санчо — такое слишком дорого обходится, к тому же в условиях “Колизеума” животные не могут попасть на сцену — нет специальных лифтов. Впрочем, в гастрольном “Дон Кихоте” было не до лошадей. Суперэкспрессивный спектакль с Натальей Осиповой и Иваном Васильевым потряс публику и прессу, и маститым исполнителям пришлось постараться, чтобы приблизиться к триумфу молодых коллег. Светлана Захарова очень старалась не просто танцевать, но и сыграть дочь трактирщика, а Денис Матвиенко фирменно проделывал трюки, крутясь в пируэтах до восхищенных охов в зале. Обозреватели все же сделали выбор в пользу молодежи, как и публика, по многу раз вызывавшая солистов на поклоны. Публика в Лондоне смотрит очень внимательно, замечая не только прим и премьеров. Многие в первом акте специально вглядывались в правый угол сцены, где располагается трактир, и надрывали животы от проделок уморительного Гамаша (Денис Савин) и до упаду импровизирующей комической парочки — Санчо (Александр Петухов) и трактирщика Лоренцо (Егор Симачев).
Тройчатку одноактных балетов восприняли неоднозначно. Особенно понравился — и по хореографии, и по исполнению — “Класс-концерт”, кристально ясный гимн профессии танцовщика. Меньше вдохновил смутный по смыслу “Эльсинор” — продукция Кристофера Уилдона, хотя танец Дмитрия Гуданова и Марии Александровой произвел впечатление. А в “Комнате наверху” — продукте американки Твайлы Тарп — заслугой труппы надо считать умение скрыть усталость, накопившуюся к концу гастролей.
Под занавес снова показали “Корсара”, удостоенного похвал в начале гастрольного тура, и в нем царили Светлана Лунькина (сплошная женственность с балластом технических недоделок) и Анастасия Яценко (женственность и исполнительская точность). Финал же гастролей с балетом “Светлый ручей” прозвучал как мощный залп. Первый из трех “Ручьев” отдали великолепной четверке — Наталье Осиповой, Сергею Филину, Екатерине Крысановой и Андрею Меркурьеву. Англичане хохотали, наблюдая любовные гэги колхозников, клоунские примочки Филина, переодетого в сильфиду, и перепляс юных женских дарований Большого.
Деятельные британцы умеют ценить творческий динамизм. В
90-е гг. и в начале 2000-х они видели коллектив с однобоким репертуаром, застывший от умиления собственным превосходством. Теперь пресса и публика с энтузиазмом приняли Большой, почувствовавший вкус к обновлению.
--------------------------------------------------------------------------------
В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ
Как демонстрация чисто физических возможностей все это очень захватывает. Танцовщики Большого делают пируэты, безусловно, выставляя мастерство на показ — но в то же время обнаруживая и ту победительную дерзость, какой всегда отличалась особая московская удаль. Тут есть еще и что-то от “атлетов веры”, “акробатов Бога” — утверждение духовной стороны танца как такового, о которой так часто забывают.
Клемент Крисп, Financial Times
В прошлые годы мы были уверены, что Киров-балет с мягкими спинами его девушек и лиризмом петербургской школы легко задвинет Большой. Это уже не так. Сейчас бал правит Москва, а Мариинский театр, чахнущий под хаотичным и невнимательным руководством Валерия Гергиева, состоит из лоскутков и заплат.
Люк Дженнингс, The Observer
Театр с потрясающими артистами, которые пробуждаются к новой хореографии и сохраняют при этом великолепные традиции, выглядит сейчас самой здоровой балетной труппой в мире.
Исмена Браун, The Daily Telegraph
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...
Британцы не хотели отпускать Большой
Майя Крылова
Для Ведомостей
20.08.2007, №154 (1928)ЛОНДОН — Показом балета “Светлый ручей” завершился трехнедельный марафон Большого театра. Успех гастрольного тура на сцене театра “Колизеум” нарастал к финалу: и “Ручей”, и “Дон Кихот”, и одноактные балеты удостоились многих похвал. Это были третьи гастроли Большого балета за четыре года. Новых показов лондонцам придется подождать — Большой намерен взять тайм-аут минимум на год.
Теперь кажется странным, что Большой поначалу отказывался от поездки. В театре всерьез боялись надоесть британской публике. “Выступать в Великобритании каждый год — значит обратиться в привычку, а мы хотим оставаться событием”, — говорит пресс-секретарь театра Катерина Новикова. Положение спасла настойчивость импресарио Виктора и Лилиан Хоххаузеров. По их мнению, репертуар гастролей содержал много сенсаций, а программа достаточно отличалась от того, что Большой привозил в 2004 и 2006 гг. Организаторы оказались провидцами: критик газеты Stage высказал общее мнение, закончив статью словами: “Давайте еще!”
За последние годы англичане, хотя подчас и строго критиковали, сильно полюбили балет Большого театра. Дорогого стоит получить от критика Клемента Криспа (FT) шесть звезд по пятибалльной системе за “Дон Кихота”, увидеть после “Класс-концерта” газетную фразу “аудитория обессилена от восхищения и наслаждения” и прочесть про “Светлый ручей” реплику “скорее хватайте билет, если у вас есть такая возможность”. Худрука Большого балета Алексея Ратманского назвали “мастерским жонглером, умеющим одновременно удерживать в воздухе все многочисленные "шары" Большого — старые и новые, академические и театральные, советские и имперские”.
Условия выступлений заставили кое-что поменять в спектаклях. В “Дон Кихоте”, например, не было ни лошадки, ни ослика для рыцаря и Санчо — такое слишком дорого обходится, к тому же в условиях “Колизеума” животные не могут попасть на сцену — нет специальных лифтов. Впрочем, в гастрольном “Дон Кихоте” было не до лошадей. Суперэкспрессивный спектакль с Натальей Осиповой и Иваном Васильевым потряс публику и прессу, и маститым исполнителям пришлось постараться, чтобы приблизиться к триумфу молодых коллег. Светлана Захарова очень старалась не просто танцевать, но и сыграть дочь трактирщика, а Денис Матвиенко фирменно проделывал трюки, крутясь в пируэтах до восхищенных охов в зале. Обозреватели все же сделали выбор в пользу молодежи, как и публика, по многу раз вызывавшая солистов на поклоны. Публика в Лондоне смотрит очень внимательно, замечая не только прим и премьеров. Многие в первом акте специально вглядывались в правый угол сцены, где располагается трактир, и надрывали животы от проделок уморительного Гамаша (Денис Савин) и до упаду импровизирующей комической парочки — Санчо (Александр Петухов) и трактирщика Лоренцо (Егор Симачев).
Тройчатку одноактных балетов восприняли неоднозначно. Особенно понравился — и по хореографии, и по исполнению — “Класс-концерт”, кристально ясный гимн профессии танцовщика. Меньше вдохновил смутный по смыслу “Эльсинор” — продукция Кристофера Уилдона, хотя танец Дмитрия Гуданова и Марии Александровой произвел впечатление. А в “Комнате наверху” — продукте американки Твайлы Тарп — заслугой труппы надо считать умение скрыть усталость, накопившуюся к концу гастролей.
Под занавес снова показали “Корсара”, удостоенного похвал в начале гастрольного тура, и в нем царили Светлана Лунькина (сплошная женственность с балластом технических недоделок) и Анастасия Яценко (женственность и исполнительская точность). Финал же гастролей с балетом “Светлый ручей” прозвучал как мощный залп. Первый из трех “Ручьев” отдали великолепной четверке — Наталье Осиповой, Сергею Филину, Екатерине Крысановой и Андрею Меркурьеву. Англичане хохотали, наблюдая любовные гэги колхозников, клоунские примочки Филина, переодетого в сильфиду, и перепляс юных женских дарований Большого.
Деятельные британцы умеют ценить творческий динамизм. В
90-е гг. и в начале 2000-х они видели коллектив с однобоким репертуаром, застывший от умиления собственным превосходством. Теперь пресса и публика с энтузиазмом приняли Большой, почувствовавший вкус к обновлению.
--------------------------------------------------------------------------------
В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ
Как демонстрация чисто физических возможностей все это очень захватывает. Танцовщики Большого делают пируэты, безусловно, выставляя мастерство на показ — но в то же время обнаруживая и ту победительную дерзость, какой всегда отличалась особая московская удаль. Тут есть еще и что-то от “атлетов веры”, “акробатов Бога” — утверждение духовной стороны танца как такового, о которой так часто забывают.
Клемент Крисп, Financial Times
В прошлые годы мы были уверены, что Киров-балет с мягкими спинами его девушек и лиризмом петербургской школы легко задвинет Большой. Это уже не так. Сейчас бал правит Москва, а Мариинский театр, чахнущий под хаотичным и невнимательным руководством Валерия Гергиева, состоит из лоскутков и заплат.
Люк Дженнингс, The Observer
Театр с потрясающими артистами, которые пробуждаются к новой хореографии и сохраняют при этом великолепные традиции, выглядит сейчас самой здоровой балетной труппой в мире.
Исмена Браун, The Daily Telegraph
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...