МТС будет внедрять японских «тамагочи»Крупнейший российский оператор мобильной связи подписал соглашение с японской компанией DoCoMo о предоставлении в России услуг на основе технологии i-mode
Компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) объявила в пятницу о подписании соглашения об эксклюзивном стратегическом партнерстве с японской компанией NTT DoCoMo. Данное соглашение позволит МТС запустить в России услуги на основе технологии i-mode. NTT DoCoMo обеспечит МТС технологией, а также передаст лицензию на использование бренда i-mode. По словам президента МТС Василия Сидорова, сумма контракта держится в секрете. Компания «МТС» надеется на то, что запуск дополнительной услуги позволит ей увеличить прибыль на одного абонента или, по крайней мере, избежать ее падения. Аналитики, впрочем, не уверены в полном успехе данной услуги в России.
Технология i-mode предполагает, что абоненты смогут получить постоянный доступ к Интернету через специальный портал, содержащий ссылки на различный контент, как развлекательный, так и информационный (игры, прогнозы погоды, телефонные справочники, электронные магазины и прочее). Каждый абонент автоматически получает адрес электронной почты, с которого он может обмениваться сообщениями с другими устройствами i-mode, а также с обычными портативными и настольными компьютерами. «I-mode по сути представляет из себя максимально адаптированный под нужды потребителей аналог WAP и GPRS, – сказала RBC daily аналитик ИГ «АТОН» Елена Баженова. – Услуги WAP и GPRS не пользуются особой популярностью именно из-за сложности их настройки. В i-mode этот недостаток отсутствует». В Японии, как сообщили представители компании DoCoMo, популярность i-mode весьма велика: количество абонентов составляет почти 42 млн человек. «В Японии данная услуга развивается уже много лет, хотя я затрудняюсь сказать, что стало причиной такой популярности, – говорит Елена Баженова. – В Европе эта услуга гораздо менее развита. Ею пользуются несколько миллионов человек». По данным компании DoCoMo, в Европе насчитывается около 3 млн абонентов i-mode. Видимо, все дело в любви японцев к различным тамагочи.
В России внедрение i-mode, как сообщил Василий Сидоров, начнется с двух ключевых рынков – Москвы и Санкт-Петербурга. Ожидается, что услуга на этих рынках появится в четвертом квартале 2005 года. «Мы рассчитываем в первой фазе предложить i-mode высокодоходным абонентам, – сказал Василий Сидоров. – Но в то же время мы уже будем иметь в виду абонентов со средним доходом, предложить услугу которым мы планируем во второй фазе, когда она появится в городах-миллионниках». Предполагается, что в городах-миллионниках услуга будет внедряться в 2006-2008 гг. Начиная с 2008 г. i-mode начнет появляться в других населенных пунктах и будет рассчитана уже на массового потребителя. Как сообщил RBC daily руководитель департамента внешних связей МТС Андрей Брагинский, под высокодоходными абонентами подразумеваются те клиенты, которые приносят МТС в месяц от 35 до 50 долл. В следующем году, пока услуга будет внедряться только в Москве и Санкт-Петербурге, продажи будут осуществляться через офисы МТС. В 2006 г. i-mode смогут продавать дилеры. Контракт с DoCoMo подразумевает, что МТС будет предоставлять услуги i-mode не только в России, но и на Украине, в Белоруссии и Узбекистане. Кроме того, МТС имеет право в течение нескольких лет расширить действие контракта на другие страны СНГ. Исполнительный президент NTT DoCoMo Кей-ичи Эноки подтвердил в пятницу, что контракт является эксклюзивным и DoCoMo не намерена заключать подобных договоров с конкурирующими «ВымпелКомом» и «МегаФоном».
Василий Сидоров не смог назвать ориентировочную стоимость услуги. Пока известно, что для ее подключения необходим специальный смартфон, стоимость которого будет находиться в пределах 150-300 долл. В настоящее время в России такие смартфоны не продают, но и услуги пока нет. Василий Сидоров полагает, что введение новой технологии позволит существенно повысить долю прибыли от предоставления дополнительных услуг в общей прибыли компании. В настоящее время доля дополнительных услуг в прибыли МТС составляет 10%. Впрочем, эксперты полагают, что если новая технология и увеличит прибыль компании, то очень незначительно – в первую очередь, из-за того что услуга вряд ли будет пользоваться массовым спросом. «Скорее всего, рентабельность МТС расти не будет, – считает Елена Баженова. – А если будет, то очень незначительно. Дополнительные услуги приносят не очень много прибыли российским мобильным операторам». По мнению Елены Баженовой, количество абонентов i-mode в России вряд ли превысит 2% от общего количества абонентов МТС. «В Европе приблизительно такой процент пользуется i-mode, а Россия по потребительскому поведению ближе, конечно, к Европе, нежели к Японии», – считает она.
Впрочем, как сообщил RBC daily Андрей Брагинский, основной целью введения i-mode является удержание уровня ARPU (прибыли на одного абонента в месяц). В настоящее время ARPU МТС составляет 14 долларов. Это несколько выше, чем у конкурентов. Например, ARPU «ВымпелКома», по данным аналитиков, составляет 10 долларов. «В настоящее время наблюдается процесс падения ARPU, – сказал RBC daily аналитик Банка ЗЕНИТ Иван Карачинский. – Это связано со снижением тарифов и проникновением мобильной связи в массы. Сейчас единственной возможностью повысить ARPU или хотя бы избежать его снижения является внедрение новых услуг. Для МТС высокое значение ARPU является более важной задачей, чем удержание доли рынка. Этим, кстати, и объясняется тот факт, что в последнее время МТС сдает свои позиции». В любом случае, по мнению аналитиков, заключение данного соглашения является стратегически верным шагом МТС, поскольку создает базу для предоставления услуг третьего поколения.
Отдел компаний РБК
Елена Тофанюк, 20.12.2004
Компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) объявила в пятницу о подписании соглашения об эксклюзивном стратегическом партнерстве с японской компанией NTT DoCoMo. Данное соглашение позволит МТС запустить в России услуги на основе технологии i-mode. NTT DoCoMo обеспечит МТС технологией, а также передаст лицензию на использование бренда i-mode. По словам президента МТС Василия Сидорова, сумма контракта держится в секрете. Компания «МТС» надеется на то, что запуск дополнительной услуги позволит ей увеличить прибыль на одного абонента или, по крайней мере, избежать ее падения. Аналитики, впрочем, не уверены в полном успехе данной услуги в России.
Технология i-mode предполагает, что абоненты смогут получить постоянный доступ к Интернету через специальный портал, содержащий ссылки на различный контент, как развлекательный, так и информационный (игры, прогнозы погоды, телефонные справочники, электронные магазины и прочее). Каждый абонент автоматически получает адрес электронной почты, с которого он может обмениваться сообщениями с другими устройствами i-mode, а также с обычными портативными и настольными компьютерами. «I-mode по сути представляет из себя максимально адаптированный под нужды потребителей аналог WAP и GPRS, – сказала RBC daily аналитик ИГ «АТОН» Елена Баженова. – Услуги WAP и GPRS не пользуются особой популярностью именно из-за сложности их настройки. В i-mode этот недостаток отсутствует». В Японии, как сообщили представители компании DoCoMo, популярность i-mode весьма велика: количество абонентов составляет почти 42 млн человек. «В Японии данная услуга развивается уже много лет, хотя я затрудняюсь сказать, что стало причиной такой популярности, – говорит Елена Баженова. – В Европе эта услуга гораздо менее развита. Ею пользуются несколько миллионов человек». По данным компании DoCoMo, в Европе насчитывается около 3 млн абонентов i-mode. Видимо, все дело в любви японцев к различным тамагочи.
В России внедрение i-mode, как сообщил Василий Сидоров, начнется с двух ключевых рынков – Москвы и Санкт-Петербурга. Ожидается, что услуга на этих рынках появится в четвертом квартале 2005 года. «Мы рассчитываем в первой фазе предложить i-mode высокодоходным абонентам, – сказал Василий Сидоров. – Но в то же время мы уже будем иметь в виду абонентов со средним доходом, предложить услугу которым мы планируем во второй фазе, когда она появится в городах-миллионниках». Предполагается, что в городах-миллионниках услуга будет внедряться в 2006-2008 гг. Начиная с 2008 г. i-mode начнет появляться в других населенных пунктах и будет рассчитана уже на массового потребителя. Как сообщил RBC daily руководитель департамента внешних связей МТС Андрей Брагинский, под высокодоходными абонентами подразумеваются те клиенты, которые приносят МТС в месяц от 35 до 50 долл. В следующем году, пока услуга будет внедряться только в Москве и Санкт-Петербурге, продажи будут осуществляться через офисы МТС. В 2006 г. i-mode смогут продавать дилеры. Контракт с DoCoMo подразумевает, что МТС будет предоставлять услуги i-mode не только в России, но и на Украине, в Белоруссии и Узбекистане. Кроме того, МТС имеет право в течение нескольких лет расширить действие контракта на другие страны СНГ. Исполнительный президент NTT DoCoMo Кей-ичи Эноки подтвердил в пятницу, что контракт является эксклюзивным и DoCoMo не намерена заключать подобных договоров с конкурирующими «ВымпелКомом» и «МегаФоном».
Василий Сидоров не смог назвать ориентировочную стоимость услуги. Пока известно, что для ее подключения необходим специальный смартфон, стоимость которого будет находиться в пределах 150-300 долл. В настоящее время в России такие смартфоны не продают, но и услуги пока нет. Василий Сидоров полагает, что введение новой технологии позволит существенно повысить долю прибыли от предоставления дополнительных услуг в общей прибыли компании. В настоящее время доля дополнительных услуг в прибыли МТС составляет 10%. Впрочем, эксперты полагают, что если новая технология и увеличит прибыль компании, то очень незначительно – в первую очередь, из-за того что услуга вряд ли будет пользоваться массовым спросом. «Скорее всего, рентабельность МТС расти не будет, – считает Елена Баженова. – А если будет, то очень незначительно. Дополнительные услуги приносят не очень много прибыли российским мобильным операторам». По мнению Елены Баженовой, количество абонентов i-mode в России вряд ли превысит 2% от общего количества абонентов МТС. «В Европе приблизительно такой процент пользуется i-mode, а Россия по потребительскому поведению ближе, конечно, к Европе, нежели к Японии», – считает она.
Впрочем, как сообщил RBC daily Андрей Брагинский, основной целью введения i-mode является удержание уровня ARPU (прибыли на одного абонента в месяц). В настоящее время ARPU МТС составляет 14 долларов. Это несколько выше, чем у конкурентов. Например, ARPU «ВымпелКома», по данным аналитиков, составляет 10 долларов. «В настоящее время наблюдается процесс падения ARPU, – сказал RBC daily аналитик Банка ЗЕНИТ Иван Карачинский. – Это связано со снижением тарифов и проникновением мобильной связи в массы. Сейчас единственной возможностью повысить ARPU или хотя бы избежать его снижения является внедрение новых услуг. Для МТС высокое значение ARPU является более важной задачей, чем удержание доли рынка. Этим, кстати, и объясняется тот факт, что в последнее время МТС сдает свои позиции». В любом случае, по мнению аналитиков, заключение данного соглашения является стратегически верным шагом МТС, поскольку создает базу для предоставления услуг третьего поколения.
Отдел компаний РБК
Елена Тофанюк, 20.12.2004