Памятники глубокого залегания
Московский метрополитен как объект созерцания
Ольга Кабанова
Ведомости
09.08.2007, №147 (1921)Путеводитель по московскому метро, выпущенный издательством “Книги WAM”, — издание практичное, в нем собраны описания 47 самых значительных — исторически и художественно — станций московской подземки. Одновременно это альбом, который интересно разглядывать, и занимательное чтение.
“Московское метро. Путеводитель” — облегченный вариант огромного тома “Московский метрополитен”, выпущенного в прошлом году в рамках издательской программы “Интерроса” “ХХ век”. Недостаток фундаментального издания — его физическая неподъемность, достоинство — самый полный и детальный подбор фотографий исторических станций, так что можно спокойно рассматривать отдыхающих в медальонах “Парка культуры” мраморных теннисисток и планеристов и любоваться профилями майоликовых офицеров разных родов войск на панно “Таганской-кольцевой”. Но только дома, положив гигантскую книгу на стол.
С легким путеводителем, в котором использована часть тех же иллюстраций, можно отправиться в путешествие по дворцам московской подземки. Не по привычному ежедневному маршруту, а по специально вычлененным пяти туристическим. Первый — “Лучшие из лучших” включает станции “Маяковская”, “Театральная”, “Площадь Революции” и “Кропоткинская”. Остальные четыре отмечают главные станции красной, коричневой, зеленой и синей веток.
Короткая, на страницу-две, статья рассказывает, как и когда каждая станция была построена, каковы ее конструктивные, архитектурные и декоративные особенности, отмечает изменения в ее убранстве (в основном исчезновение изображений Сталина) и приводит легенды и приметы, с ней связанные. Например, описывает старое детское развлечение пускать пятак по стальному желобу опоры на “Маяковской” с такой силой, что он поднимается вверх, описывает дугу и скатывается на противоположной стороне зала. Напоминает, что студенты перед экзаменом на удачу трут нос собаки пограничника на “Площади Революции”.
В статьях смешаны факты широко и мало известные. Вряд ли кто знает, что стекла для витражей “Новослободской-кольцевой” были привезены из кафедрального собора Риги и предназначались для латышских костелов. К сожалению, многие истории, приведенные в первой, большой, книге в путеводитель не вместились. Много говорит о 1952 г. рассказ, как Сталин, принимая “Комсомольскую-кольцевую”, волновался до тех пор, пока ему не сказали, что она находится на глубине, недоступной для действия атомной бомбы. Теперь атомной бомбы никто не боится, зато для террористов московские станции глубокого залегания со сложными и запутанными системами эвакуации — идеальное поле боя.
Мэр Москвы Юрий Лужков любит повторять, что памятники должны работать. Метро как раз такой памятник. Семь десятилетий оно исправно перевозит пассажиров и с каждым годом наращивает свою мемориальную ценность. Наземная историческая Москва за последнее десятилетие кардинально изменилась. Подземная осталась прежней. “Кропоткинскую” и “Арбатскую” мы видим такими, какими они и были в нашем и наших бабушек детстве. На земле вокруг Кремля идет многолетняя перестройка, но ни одну центральную станцию метрополитена за это время не закрыли, мозаики Александра Дейнеки не заменили на мозаики Зураба Церетели. На земле сталинская Москва уступает лужковской: гостиницы перестраиваются, коммерческие высотки соперничают с послевоенными, а под землей новая власть с пафосом отметилась только роскошным “Парком Победы” с самым длинным в мире эскалатором. Эта станция, как и новый выход “Маяковской”, построенный в диалоге с историческим, тоже отмечена в путеводителе.
Все станции московского метро достойны отдельного путешествия, даже самые неказистые — исторические свидетельства. Московских пятиэтажек скоро не останется, зато хрущевская борьба с архитектурными излишествами навсегда запечатлена в “сортирной” плитке “Новых Черемушек”. В нашей эклектично застроенной столице представление о стилевом единстве сегодня можно получить, только путешествуя по линиям метрополитена. Как и получить представление об архитектурных деталях. В конце путеводителя приводится словарь использованных терминов. Увидеть в натуре пилоны, метопы и каннелюры можно по пути из дома на работу, метро — культуроемкая среда. Жаль только, что путешествовать по Московскому метрополитену есть время только у зарубежных туристов. Для них выпущена англоязычная версия путеводителя.
“Московское метро. Путеводитель”. Книги WAM. 2007
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...
Московский метрополитен как объект созерцания
Ольга Кабанова
Ведомости
09.08.2007, №147 (1921)Путеводитель по московскому метро, выпущенный издательством “Книги WAM”, — издание практичное, в нем собраны описания 47 самых значительных — исторически и художественно — станций московской подземки. Одновременно это альбом, который интересно разглядывать, и занимательное чтение.
“Московское метро. Путеводитель” — облегченный вариант огромного тома “Московский метрополитен”, выпущенного в прошлом году в рамках издательской программы “Интерроса” “ХХ век”. Недостаток фундаментального издания — его физическая неподъемность, достоинство — самый полный и детальный подбор фотографий исторических станций, так что можно спокойно рассматривать отдыхающих в медальонах “Парка культуры” мраморных теннисисток и планеристов и любоваться профилями майоликовых офицеров разных родов войск на панно “Таганской-кольцевой”. Но только дома, положив гигантскую книгу на стол.
С легким путеводителем, в котором использована часть тех же иллюстраций, можно отправиться в путешествие по дворцам московской подземки. Не по привычному ежедневному маршруту, а по специально вычлененным пяти туристическим. Первый — “Лучшие из лучших” включает станции “Маяковская”, “Театральная”, “Площадь Революции” и “Кропоткинская”. Остальные четыре отмечают главные станции красной, коричневой, зеленой и синей веток.
Короткая, на страницу-две, статья рассказывает, как и когда каждая станция была построена, каковы ее конструктивные, архитектурные и декоративные особенности, отмечает изменения в ее убранстве (в основном исчезновение изображений Сталина) и приводит легенды и приметы, с ней связанные. Например, описывает старое детское развлечение пускать пятак по стальному желобу опоры на “Маяковской” с такой силой, что он поднимается вверх, описывает дугу и скатывается на противоположной стороне зала. Напоминает, что студенты перед экзаменом на удачу трут нос собаки пограничника на “Площади Революции”.
В статьях смешаны факты широко и мало известные. Вряд ли кто знает, что стекла для витражей “Новослободской-кольцевой” были привезены из кафедрального собора Риги и предназначались для латышских костелов. К сожалению, многие истории, приведенные в первой, большой, книге в путеводитель не вместились. Много говорит о 1952 г. рассказ, как Сталин, принимая “Комсомольскую-кольцевую”, волновался до тех пор, пока ему не сказали, что она находится на глубине, недоступной для действия атомной бомбы. Теперь атомной бомбы никто не боится, зато для террористов московские станции глубокого залегания со сложными и запутанными системами эвакуации — идеальное поле боя.
Мэр Москвы Юрий Лужков любит повторять, что памятники должны работать. Метро как раз такой памятник. Семь десятилетий оно исправно перевозит пассажиров и с каждым годом наращивает свою мемориальную ценность. Наземная историческая Москва за последнее десятилетие кардинально изменилась. Подземная осталась прежней. “Кропоткинскую” и “Арбатскую” мы видим такими, какими они и были в нашем и наших бабушек детстве. На земле вокруг Кремля идет многолетняя перестройка, но ни одну центральную станцию метрополитена за это время не закрыли, мозаики Александра Дейнеки не заменили на мозаики Зураба Церетели. На земле сталинская Москва уступает лужковской: гостиницы перестраиваются, коммерческие высотки соперничают с послевоенными, а под землей новая власть с пафосом отметилась только роскошным “Парком Победы” с самым длинным в мире эскалатором. Эта станция, как и новый выход “Маяковской”, построенный в диалоге с историческим, тоже отмечена в путеводителе.
Все станции московского метро достойны отдельного путешествия, даже самые неказистые — исторические свидетельства. Московских пятиэтажек скоро не останется, зато хрущевская борьба с архитектурными излишествами навсегда запечатлена в “сортирной” плитке “Новых Черемушек”. В нашей эклектично застроенной столице представление о стилевом единстве сегодня можно получить, только путешествуя по линиям метрополитена. Как и получить представление об архитектурных деталях. В конце путеводителя приводится словарь использованных терминов. Увидеть в натуре пилоны, метопы и каннелюры можно по пути из дома на работу, метро — культуроемкая среда. Жаль только, что путешествовать по Московскому метрополитену есть время только у зарубежных туристов. Для них выпущена англоязычная версия путеводителя.
“Московское метро. Путеводитель”. Книги WAM. 2007
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...