КС не защитил малышей Анна Николаева Анастасия Корня Ведомости 17.07.2007, №130 (1904)Конституционный суд (КС) не согласился с доводами малых партий, которые возмущались высокой планкой по численности. Суд решил, что “количественные критерии не носят дискриминационного характера”, и посоветовал членам ликвидированных партий переходить в другие политструктуры.
Вчера КС огласил решение по запросу Виктора Тюлькина, лидера Российской коммунистической рабочей партии (РКРП), ликвидированной в мае из-за недостаточного количества партийцев. Закон обязывает политические партии с 2006 г. иметь не менее 50 000 членов и региональные отделения численностью не менее 500 человек в половине регионов. Тюлькин указывал на Конституцию, которая не предусматривает таких ограничений, зато предусматривает право граждан на объединение.
КС уже спустя месяц после принятия жалобы к рассмотрению назначил слушания и через три недели поставил в этом вопросе точку. Суд решил, что “законодатель вправе устанавливать требования по численному составу политических партий исходя из конкретно-исторических условий развития” России. Количественные критерии, по мнению КС, “не носят дискриминационного характера, поскольку не препятствуют выдвижению разнообразных политических программ”. Членам ликвидированных партий КС напомнил о возможности создать новую политическую структуру, а в качестве альтернативы посоветовал вступить в другую партию. Тюлькин этим советом готов воспользоваться. После заседания суда он заявил, что его соратники могут пойти на выборы по спискам КПРФ.
Представитель президента в КС Михаил Кротов, довольный решением суда, заметил, что сейчас партии обладают серьезными правами — формируют парламенты, утверждают кандидатуры губернаторов, поэтому логично, что для них предусмотрены ограничения.
Решение было предсказуемым, говорит политолог Алексей Макаркин, но оперативность суда говорит о том, что вопрос не хотели откладывать в долгий ящик, чтобы не ставить под сомнение легитимность выборов в Госдуму. Политолог считает, что с юридической точки зрения решение оправданно, “но в политическом смысле новый закон не только отсек "мертвые" партии, но и ликвидировал реальные организации, например РКРП или Республиканскую партию, тем самым смягчив оппозиционность в стране”.