понедельник, 16 июля 2007
Чем “Роснефть” отличается от американских мошенников
Вравших, что они покупают PlayboyСпор между государственной “Роснефтью” и государственным же Банком развития (бывшим ВЭБом) о том, купил ли последний у первой акции “Томскнефти” за $3,4 млрд, порождает массу вопросов — простых, но довольно резонных. Например: не пьют ли в правительстве коньяк по утрам? Хорошо, что у нас есть рубрика для обсуждения подобных проблем, которые жизнь подкидывает нам каждую неделю. Читайте очередные “Детские вопросы” на с. 64 — там как раз про “Роснефть”, “Томскнефть” и ВЭБ, сиречь Банк развития.
Все-таки нужно быть объективным. Подумаешь, “Роснефть” — “Томскнефть”. До такого масштаба странных предложений о покупке активов на миллиарды долларов, какие встречаются на Западе, нам еще далеко. Мы ведь в глубине души осознаем, что глупостей в истории с “Томскнефтью” на самом деле нет — просто противоборствующие кланы по ходу передела сфер не договорились о том, как информировать общественность. Бывает, что поделать. А вот на Западе вокруг миллиардных активов порой такое творится, что уж действительно ни в какие ворота не лезет.
Две недели назад, 2 июля, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) разоблачила преступную группу под названием Hollingsworth, Rothwell & Roxford, которая злостно манипулировала фондовым рынком, объявляя ненастоящие оферты на покупку активов стоимостью в сотни миллионов и даже десятки миллиардов долларов. Основатель предприятия, некто Теодор Роксфорд, он же Лоуренс Дэвид Найрен, c 2003 г. безнаказанно делал ничем не подкрепленные оферты на покупку крупных пакетов акций известных торгуемых компаний — Sony, Zapata, Edgetech, PeopleSupport, Playboy. Стратегия фирмы Роксфорда, судя по описанию на ее сайте, была придумана грамотно: “Мы ищем компании, которые торгуются дешевле 5×EBITDA, не имеют долгов, зато имеют хорошие денежные потоки, ликвидные активы и растущие продажи”. Отлично сформулировано — как раз для начинающих инвесторов, которые, подобно гоголевскому судье Ляпкину-Тяпкину, “прочли пять-шесть книг и потому несколько вольнодумны”. Термины уже выучили, но сути предмета еще не поняли. Роксфорд использовал их четыре года.
В феврале 2003 г. контора Роксфорда объявила, что готова скупить 51% акций Sony, котировавшихся ниже $40, по $85 за штуку — на общую сумму $78 млрд. Затем Роксфорд и компания известили общественность о предложении Хью Хефнеру совместно выкупить 100% его знаменитого мужского журнала за $630 млн. Задним числом, конечно, каждый поймет, что это были всего лишь попытки поднять котировки акций известных фирм за счет ажиотажа доверчивых ляпкиных-тяпкиных. Но даже SEC, раскусившая Enron, вывела махинаторов из Hollingsworth, Rothwell & Roxford на чистую воду лишь две недели назад.
И случай ведь не первый. Почитайте интернет-форумы для игроков на американском фондовом рынке — там обсуждается, а не является ли Теодор Роксфорд тем самым таинственным Эдвардом Пасторини, который в минувшем апреле посадил в лужу знаменитое деловое информагентство Bloomberg. Этот самый Пасторини сообщил агентству по e-mail, что готов купить южноафриканскую золотодобывающую компанию Gold Fields (капитализация — $12,5 млрд), поскольку золото, как он рассчитывает, скоро резко подорожает. Информагентство купилось. А вскоре выяснилось: Edward Pastorini — всего лишь анаграмма выражения Top Insider Award, то есть “награда лучшему инсайдеру”.
А вы говорите “Томскнефть”. Учиться еще и учиться.
Александр Малютин
26 (67) 16 июля 2007
www.smoney.ru/article.shtml?2007/07/16/3327