Квоты промигрировали мимо правительства
// ФМС не смогла предоставить приезжим из СНГ трудовую свободуВчера на совещании в Белом доме под председательством премьер-министра Михаила Фрадкова должно было обсуждаться радикальное предложение Федеральной миграционной службы (ФМС) – отмена на 2008 год квот на выдачу разрешений на работу иностранных граждан из стран СНГ. ФМС в последний момент объявила инициативу "технической ошибкой", однако аргументы ведомства в материалах к совещанию выглядят обоснованными.
Вчера Федеральная миграционная служба, Минзравсоцразвития и Роструд представили на совещании у Михаила Фрадкова свои предложения по совершенствованию процессов внешней трудовой миграции. Накануне совещания в распоряжении Ъ оказались материалы, подготовленные ведомствами к совещанию, в основном посвященному процессу квотирования разрешений на трудовую миграцию из-за пределов России. В них Ъ обнаружил радикальное предложение ФМС – служба предлагала отменить все квоты на выдачу разрешений на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию без виз.
Безвизовый режим у России существует со всеми странами СНГ, кроме Грузии и Туркмении. ФМС отмечает, что 87% обращений за квотами происходит именно в отношении жителей СНГ, ищущих работу в России. Таким образом, речь должна была идти о фактическом демонтаже системы квот – значимыми они оставались лишь для рабочих из Китая и Вьетнама.
Причины отказа ФМС – запутанность системы квотирования. В пояснительной записке, подписанной замдиректора ФМС Вячеславом Поставниным 22 июня 2007 года, констатируется, что выполнение постановления правительства #783 (именно оно определяет порядок формирования квот) столкнулось с серьезными проблемами. "Практика показывает несовершенство механизма определения потребности в привлечении иностранных работников",– сказано в документе.
Господин Поставнин приводит данные, что по Москве, где в 2006 году работало 355 тыс. иностранных работников, а на 14 июня 2007 года выдано свыше 363 тыс. разрешений, официальная потребность в привлечении иностранных работников на 2008 год составляет 31 тыс. человек, "что явно не соответствует действительности". "Аналогичная картина характерна и для многих других субъектов РФ",– говорится в документе. Наконец, заместитель главы ФМС констатирует, что любой работодатель сейчас легко нанимает "безвизовую" рабочую силу без всякого участия ФМС.
ФМС предложила на этом основании вообще не включать "безвизовых" сотрудников в квоты. А при формировании квоты на выдачу разрешений на работу "визовых" иностранцев с 2008 года предусмотреть ее резерв в размере не менее 50% от определенной субъектами федерации (сейчас этот резерв составляет 10%). Также ФМС предлагает предоставить ей право перераспределять уже установленный резерв квоты на основании предложений субъектов с мая текущего года. "Существующий механизм корректировки квоты за счет перераспределения ее резерва громоздкий и продолжительный по времени",– констатируется в документе.
По информации Ъ от участников заседания, в Белом доме вчера революционные инициативы ФМС не обсуждали. "Мы не выступали за отмену квотирования, и никогда мы не настаивали на этом, это ерунда. Это техническая ошибка",– заявил после совещания Вячеслав Поставнин. Прокомментировать цитату из подписанного им же текста ("Квотирование привлечения иностранной рабочей силы из государств с безвизовым порядком въезда теряет смысл") он отказался.
Источник в Минздравсоцразвития пояснил Ъ, что буквально накануне совещания из аппарата правительства поступило указание ФМС снять этот вопрос с повестки. "У ФМС нет полной информации. Согласно постановлению #783, регионы обязаны предоставить сведения об определении потребностей по квотам до 15 июля. В ФМС явно поторопились с выводами",– сказал собеседник Ъ. Впрочем, пока неизвестно, что произойдет после 15 июля,– аргументы ФМС к отмене квот на импорт рабочей силы из СНГ выглядят, несмотря на свою ошибочность, достаточно убедительно.
ДАРЬЯ Ъ-НИКОЛАЕВА, ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН
--------------------------------------------------------------------------------
Как ужесточали миграционный контроль
история вопроса
16 октября 2001 года президент Владимир Путин передал функцию миграционного контроля от упраздняемого министерства национальной и миграционной политики МВД. 23 февраля 2002 года президентским указом при МВД была создана Федеральная миграционная служба (ФМС).
19 апреля 2002 года Госдума по инициативе президента приняла новый закон "О гражданстве", отменивший норму о получении российского гражданства жителями республик бывшего СССР "в результате признания". Претендентов на гражданство обязали прожить в стране не менее пяти лет со дня получения вида на жительство.
21 июня 2002 года Госдума по инициативе ФМС приняла закон "О правовом положении иностранных граждан". Иностранцев обязали при въезде в страну получать миграционные карты, было введено квотирование иностранной рабочей силы правительством на основании заявок от субъектов федерации. Кроме того, закон определил правила обязательной регистрации иностранных рабочих работодателем и правила депортации нелегальных мигрантов.
18 октября 2006 года Госдума приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие суммы штрафов за нарушение миграционного законодательства. За каждого нелегала работодатель должен заплатить штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. МРОТ (вместо 0,1-3 тыс. МРОТ), а сами незаконные мигранты должны платить 10-15 МРОТ (вместо 5-10 МРОТ).
15 ноября 2006 года после поручения Владимира Путина "защитить коренное население страны" правительство приняло постановление "Об установлении допустимой доли иностранных работников в сфере розничной торговли". Согласно документу, доля продавцов-мигрантов на рынках с 15 января 2007 года сократилась до 40%, а с 1 апреля был введен полный запрет на торговлю иностранцами
http://www.kommersant.ru/doc.html?D...p;IssueId=36315
// ФМС не смогла предоставить приезжим из СНГ трудовую свободуВчера на совещании в Белом доме под председательством премьер-министра Михаила Фрадкова должно было обсуждаться радикальное предложение Федеральной миграционной службы (ФМС) – отмена на 2008 год квот на выдачу разрешений на работу иностранных граждан из стран СНГ. ФМС в последний момент объявила инициативу "технической ошибкой", однако аргументы ведомства в материалах к совещанию выглядят обоснованными.
Вчера Федеральная миграционная служба, Минзравсоцразвития и Роструд представили на совещании у Михаила Фрадкова свои предложения по совершенствованию процессов внешней трудовой миграции. Накануне совещания в распоряжении Ъ оказались материалы, подготовленные ведомствами к совещанию, в основном посвященному процессу квотирования разрешений на трудовую миграцию из-за пределов России. В них Ъ обнаружил радикальное предложение ФМС – служба предлагала отменить все квоты на выдачу разрешений на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию без виз.
Безвизовый режим у России существует со всеми странами СНГ, кроме Грузии и Туркмении. ФМС отмечает, что 87% обращений за квотами происходит именно в отношении жителей СНГ, ищущих работу в России. Таким образом, речь должна была идти о фактическом демонтаже системы квот – значимыми они оставались лишь для рабочих из Китая и Вьетнама.
Причины отказа ФМС – запутанность системы квотирования. В пояснительной записке, подписанной замдиректора ФМС Вячеславом Поставниным 22 июня 2007 года, констатируется, что выполнение постановления правительства #783 (именно оно определяет порядок формирования квот) столкнулось с серьезными проблемами. "Практика показывает несовершенство механизма определения потребности в привлечении иностранных работников",– сказано в документе.
Господин Поставнин приводит данные, что по Москве, где в 2006 году работало 355 тыс. иностранных работников, а на 14 июня 2007 года выдано свыше 363 тыс. разрешений, официальная потребность в привлечении иностранных работников на 2008 год составляет 31 тыс. человек, "что явно не соответствует действительности". "Аналогичная картина характерна и для многих других субъектов РФ",– говорится в документе. Наконец, заместитель главы ФМС констатирует, что любой работодатель сейчас легко нанимает "безвизовую" рабочую силу без всякого участия ФМС.
ФМС предложила на этом основании вообще не включать "безвизовых" сотрудников в квоты. А при формировании квоты на выдачу разрешений на работу "визовых" иностранцев с 2008 года предусмотреть ее резерв в размере не менее 50% от определенной субъектами федерации (сейчас этот резерв составляет 10%). Также ФМС предлагает предоставить ей право перераспределять уже установленный резерв квоты на основании предложений субъектов с мая текущего года. "Существующий механизм корректировки квоты за счет перераспределения ее резерва громоздкий и продолжительный по времени",– констатируется в документе.
По информации Ъ от участников заседания, в Белом доме вчера революционные инициативы ФМС не обсуждали. "Мы не выступали за отмену квотирования, и никогда мы не настаивали на этом, это ерунда. Это техническая ошибка",– заявил после совещания Вячеслав Поставнин. Прокомментировать цитату из подписанного им же текста ("Квотирование привлечения иностранной рабочей силы из государств с безвизовым порядком въезда теряет смысл") он отказался.
Источник в Минздравсоцразвития пояснил Ъ, что буквально накануне совещания из аппарата правительства поступило указание ФМС снять этот вопрос с повестки. "У ФМС нет полной информации. Согласно постановлению #783, регионы обязаны предоставить сведения об определении потребностей по квотам до 15 июля. В ФМС явно поторопились с выводами",– сказал собеседник Ъ. Впрочем, пока неизвестно, что произойдет после 15 июля,– аргументы ФМС к отмене квот на импорт рабочей силы из СНГ выглядят, несмотря на свою ошибочность, достаточно убедительно.
ДАРЬЯ Ъ-НИКОЛАЕВА, ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН
--------------------------------------------------------------------------------
Как ужесточали миграционный контроль
история вопроса
16 октября 2001 года президент Владимир Путин передал функцию миграционного контроля от упраздняемого министерства национальной и миграционной политики МВД. 23 февраля 2002 года президентским указом при МВД была создана Федеральная миграционная служба (ФМС).
19 апреля 2002 года Госдума по инициативе президента приняла новый закон "О гражданстве", отменивший норму о получении российского гражданства жителями республик бывшего СССР "в результате признания". Претендентов на гражданство обязали прожить в стране не менее пяти лет со дня получения вида на жительство.
21 июня 2002 года Госдума по инициативе ФМС приняла закон "О правовом положении иностранных граждан". Иностранцев обязали при въезде в страну получать миграционные карты, было введено квотирование иностранной рабочей силы правительством на основании заявок от субъектов федерации. Кроме того, закон определил правила обязательной регистрации иностранных рабочих работодателем и правила депортации нелегальных мигрантов.
18 октября 2006 года Госдума приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, увеличивающие суммы штрафов за нарушение миграционного законодательства. За каждого нелегала работодатель должен заплатить штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. МРОТ (вместо 0,1-3 тыс. МРОТ), а сами незаконные мигранты должны платить 10-15 МРОТ (вместо 5-10 МРОТ).
15 ноября 2006 года после поручения Владимира Путина "защитить коренное население страны" правительство приняло постановление "Об установлении допустимой доли иностранных работников в сфере розничной торговли". Согласно документу, доля продавцов-мигрантов на рынках с 15 января 2007 года сократилась до 40%, а с 1 апреля был введен полный запрет на торговлю иностранцами
http://www.kommersant.ru/doc.html?D...p;IssueId=36315