Родина портов
В тундре проложат дороги
Антон Копылов
Ведомости
25.06.2007, №114 (1888)До 2020 г. в России могут появиться скоростные железные дороги, хабы и бюджетные авиаперевозчики. Сибирь станет новой Кремниевой долиной, а на Дальнем Востоке построят грандиозные порты и современные дороги. В долгосрочной концепции развития Минэкономразвития мечтает сократить региональное неравенство.
Концентрация отечественной экономики усиливается, констатирует Минэкономразвития в концепции развития до 2020 г., внесенной на согласование в ведомства. В столицах и богатых ресурсами сибирских регионах увеличиваются доходы населения и продолжительность жизни. Но в Туве, на юге Восточной Сибири, северо-западных и центральных областях население гораздо беднее, а продолжительность жизни меньше 60 лет.
Богатые регионы привлекают переселенцев, а население отстающих областей сокращается. Через 20 лет во Владивостоке, Хабаровске, Красноярске, Новосибирске и Иркутске число жителей уменьшится на 10-15%, прогнозирует Минэкономразвития. Волгоград потеряет статус города-миллионника. Та же участь ждет Самару и Урал, число городов-миллионников сократится вдвое, до Екатеринбурга и Уфы. Зато население Москвы к 2026 г. увеличится на 10%, прибавится жителей в Тюмени, Воронеже, Белгороде, Курске, в портовых городах на юге страны.
Чтобы несырьевые и удаленные от портов области догнали богатые регионы, Минэкономразвития предлагает повысить мобильность населения и бизнеса. Ставка сделана на развитие транспортной системы: появятся высокоскоростные железные дороги, бюджетные авиакомпании, вырастут объемы паромных перевозок на Балтике. По типу “эшелонного” порта Роттердама будут организованы порты Ленинградской области (порт + железнодорожные узлы и логистические комплексы). Будут модернизированы порты в Архангельске, азовско-черноморские, Астрахань и Ростов-на-Дону. На Дальнем Востоке построят портовые комплексы, похожие на гигантские порты “азиатских тигров”. К 2020 г. в России будет 10 аэропортов-хабов — в частности, в Москве, Новосибирске, Красноярске, Петербурге.
Стоимость этой программы Минэкономразвития не называет.
Развитие портов в Ленинградской области и Краснодарском крае необходимо, но они и так развиваются динамично, отмечает аналитик Standard & Poor's Борис Копейкин. Портовая программа в этих регионах больше скажется на их собственном благополучии, чем на экономическом регионов-соседей, полагает он.
Минэкономразвития планирует активно развивать Восточную Сибирь. Прирост производства энергии обеспечат Богучанская ГЭС, новый каскад ГЭС на Ангаре. В районах добычи угля (Красноярский край, Кузбасс) будут построены электросети, расширится сеть авто- и железных дорог на востоке и севере страны.
Развитие инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока перспективно: туда постепенно смещается центр добычи ресурсов, считает директор Института региональной политики Булат Столяров. Вес Красноярского края, Иркутской области, Якутии и Сахалина в добыче нефти и газа, цветной металлургии все больше, отмечает он. Но некоторые проекты — например, дорога Магадан — Якутск, дороги на Приполярном Урале и севере Сибири могут стать “закапыванием денег в тундре”, опасается Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики.
Сибирь перестанет быть исключительно сырьевым регионом, надеется Минэкономразвития. В Новосибирске, Тюмени и Кемеровской области будут построены технопарки, национальный университет откроется в Красноярске. Все это сгладит неравенство в развитии регионов, полагают чиновники.
Основными драйверами экономики останутся агломерации, сырьевые регионы, порты и транспортные узлы, считает Столяров. Поэтому цели, которые ставит Минэкономразвития, ему кажутся верными. Точки развития выбраны правильно, соглашается Зубаревич. Но у Минэкономразвития явно завышены ожидания, полагает она: меры, предусмотренные концепцией, не смогут сгладить региональные различия. Эти меры направлены на поддержку уже развитых территорий и создание новых зон развития в регионах, богатых ресурсами.
--------------------------------------------------------------------------------
РЕГИОНЫ И СЦЕНАРИИ
Неравенство регионов сохранится при любом сценарии экономического развития, рассматриваемом в концепции. В инерционном смены региональных лидеров не произойдет. Энергосырьевое “будущее” несколько сгладит региональные дисбалансы за счет открытия новых месторождений. Инновационный сценарий ускорит развитие городов европейской части и сибирских городов с образованным населением — Томска и Новосибирска
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/06/25/128063
В тундре проложат дороги
Антон Копылов
Ведомости
25.06.2007, №114 (1888)До 2020 г. в России могут появиться скоростные железные дороги, хабы и бюджетные авиаперевозчики. Сибирь станет новой Кремниевой долиной, а на Дальнем Востоке построят грандиозные порты и современные дороги. В долгосрочной концепции развития Минэкономразвития мечтает сократить региональное неравенство.
Концентрация отечественной экономики усиливается, констатирует Минэкономразвития в концепции развития до 2020 г., внесенной на согласование в ведомства. В столицах и богатых ресурсами сибирских регионах увеличиваются доходы населения и продолжительность жизни. Но в Туве, на юге Восточной Сибири, северо-западных и центральных областях население гораздо беднее, а продолжительность жизни меньше 60 лет.
Богатые регионы привлекают переселенцев, а население отстающих областей сокращается. Через 20 лет во Владивостоке, Хабаровске, Красноярске, Новосибирске и Иркутске число жителей уменьшится на 10-15%, прогнозирует Минэкономразвития. Волгоград потеряет статус города-миллионника. Та же участь ждет Самару и Урал, число городов-миллионников сократится вдвое, до Екатеринбурга и Уфы. Зато население Москвы к 2026 г. увеличится на 10%, прибавится жителей в Тюмени, Воронеже, Белгороде, Курске, в портовых городах на юге страны.
Чтобы несырьевые и удаленные от портов области догнали богатые регионы, Минэкономразвития предлагает повысить мобильность населения и бизнеса. Ставка сделана на развитие транспортной системы: появятся высокоскоростные железные дороги, бюджетные авиакомпании, вырастут объемы паромных перевозок на Балтике. По типу “эшелонного” порта Роттердама будут организованы порты Ленинградской области (порт + железнодорожные узлы и логистические комплексы). Будут модернизированы порты в Архангельске, азовско-черноморские, Астрахань и Ростов-на-Дону. На Дальнем Востоке построят портовые комплексы, похожие на гигантские порты “азиатских тигров”. К 2020 г. в России будет 10 аэропортов-хабов — в частности, в Москве, Новосибирске, Красноярске, Петербурге.
Стоимость этой программы Минэкономразвития не называет.
Развитие портов в Ленинградской области и Краснодарском крае необходимо, но они и так развиваются динамично, отмечает аналитик Standard & Poor's Борис Копейкин. Портовая программа в этих регионах больше скажется на их собственном благополучии, чем на экономическом регионов-соседей, полагает он.
Минэкономразвития планирует активно развивать Восточную Сибирь. Прирост производства энергии обеспечат Богучанская ГЭС, новый каскад ГЭС на Ангаре. В районах добычи угля (Красноярский край, Кузбасс) будут построены электросети, расширится сеть авто- и железных дорог на востоке и севере страны.
Развитие инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока перспективно: туда постепенно смещается центр добычи ресурсов, считает директор Института региональной политики Булат Столяров. Вес Красноярского края, Иркутской области, Якутии и Сахалина в добыче нефти и газа, цветной металлургии все больше, отмечает он. Но некоторые проекты — например, дорога Магадан — Якутск, дороги на Приполярном Урале и севере Сибири могут стать “закапыванием денег в тундре”, опасается Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики.
Сибирь перестанет быть исключительно сырьевым регионом, надеется Минэкономразвития. В Новосибирске, Тюмени и Кемеровской области будут построены технопарки, национальный университет откроется в Красноярске. Все это сгладит неравенство в развитии регионов, полагают чиновники.
Основными драйверами экономики останутся агломерации, сырьевые регионы, порты и транспортные узлы, считает Столяров. Поэтому цели, которые ставит Минэкономразвития, ему кажутся верными. Точки развития выбраны правильно, соглашается Зубаревич. Но у Минэкономразвития явно завышены ожидания, полагает она: меры, предусмотренные концепцией, не смогут сгладить региональные различия. Эти меры направлены на поддержку уже развитых территорий и создание новых зон развития в регионах, богатых ресурсами.
--------------------------------------------------------------------------------
РЕГИОНЫ И СЦЕНАРИИ
Неравенство регионов сохранится при любом сценарии экономического развития, рассматриваемом в концепции. В инерционном смены региональных лидеров не произойдет. Энергосырьевое “будущее” несколько сгладит региональные дисбалансы за счет открытия новых месторождений. Инновационный сценарий ускорит развитие городов европейской части и сибирских городов с образованным населением — Томска и Новосибирска
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/06/25/128063