понедельник, 25 июня 2007
Зачем нам нужно, чтобы Сергей Иванов оказался лучшим провидцем, чем чикагский экономист Роберт ФогельЧитаешь иногда футурологов — и зависть берет. Особенно если сравнить их профессию с деловой журналистикой. Ни тебе добывания свежих фактов, ни штудирования корпоративной отчетности, ни утомительного общения с отдельными источниками, которые что-нибудь интересное скажут, а потом начинают отрицать, и т. д. То ли дело записаться в кассандры — что ни придумаешь, то сенсация, а ответственности никакой.
Взять хотя бы свежую работу профессора Высшей школы бизнеса Чикагского университета Роберта Фогеля о капитализме и демократии в 2040 г.* Для Фогеля-футуролога это сравнительно свежая тема. Когда относительно недавно брал у Фогеля интервью (см. статью “Век живи” в номере за 28 февраля этого года), профессор рассуждал в основном о том, что мешает людям жить долго, и сделал яркий, запоминающийся прогноз: в самых развитых странах в 2050 г. средняя продолжительность жизни граждан достигнет 100 лет. Честно скажу, мне — да, наверное, и всем вам, уважаемые читатели, — очень хотелось бы убедиться в истинности данного замечательного предсказания лично.
Проблема, однако, не только в том, что для этого необходимо прожить еще 43 года. Вовсе не факт, если верить последним изысканиям Роберта Фогеля, что Россия-2050 будет относиться к числу самых развитых стран, пусть даже это и несколько противоречит прогнозам первого вице-премьера Сергея Иванова, который на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге заявил, что уже в 2020 г. наша экономика “может и должна” войти в пятерку самых мощных экономик мира. Чикагский профессор убежден, что по темпам роста вплоть до 2040 г. всех будет бить Китай, причем абсолютно и с большим отрывом.
Россию, собственно, в своих выкладках Фогель вообще специально не выделяет. Что же касается основных мировых центров экономической силы, то профессор приводит следующие цифры. В 2000 г. население США составляло 5% от населения всего земного шара, Евросоюза — 6%, Китая — 22%. При этом на Штаты приходилось 22% мирового ВВП, на ЕС — 21%, на Поднебесную — 11%. В 2040 г. картина радикально поменяется, предвидит Фогель. Доля Америки в мировом населении останется прежней, объединенная Европа потеряет 1 процентный пункт, а родина Конфуция — целых 5 процентных пунктов. В экономике же Китай натурально задаст всем перцу. Доля США в мировом ВВП снизится до 14%, а доля Евросоюза — до жалких 5%. И все в пользу Китая, на который будет приходиться аж 40% стоимости товаров и услуг, произведенных человечеством. Сейчас-то уже от китайских товаров нет спасения, а представляете, что будет, если Роберт Фогель окажется прав?
Лучше бы он в данном случае ошибся. По счастью, надежда на это имеется, и немалая. Чтобы Китай завоевал такую долю в мировом ВВП, какую предсказывает Фогель, китайский ВВП должен расти на 8,4% в год в течение всех оставшихся до 2040 г. лет. Знавала ли история подобные прецеденты? Обратимся к данным, которые собрал британский архивариус экономической информации Ангус Мэддисон (поискам сведений об экономике разных стран в разные времена он отдал десятки лет жизни). С 1820 г. ничего подобного вроде бы не было. Чтобы Фогель оказался прав, должно произойти чудо. Чудеса случаются, бывает, — но все же не с такой вероятностью. Даже прогноз Сергея Иванова правдоподобнее. С чем давайте себя и поздравим.
Александр Малютин
23 (64) 25 июня 2007
http://www.smoney.ru/article.shtml?2007/06/25/3183