Есть ли жизнь в Москве?
На фестивале “Арх Москва” придумывали, как сделать наш город безопасным, человечным, уютным — словом, похожим на хорошую квартиру На фестивале “Арх Москва” придумывали, как сделать наш город безопасным, человечным, уютным — словом, похожим на хорошую квартиру
Москва, к сожалению, не самый уютный город на свете. Мы стараемся как можно быстрее преодолеть пространство, отделяющее дом от офиса, торгового центра, кино, спортивного клуба. В столице все больше мегамоллов — но все меньше дворов и переулков, по которым когда-то было так приятно гулять. Москва больна болезнью всех мегаполисов мира — растущим взаимным отчуждением жителей. Возможное следствие этой болезни — окончательное превращение города из уютной среды обитания в выморочное безжизненное пространство, застроенное закрытыми для посторонних жилыми комплексами. А все общественные пространства будут заняты либо торговыми площадями, либо транспортными развязками. А дышать-то где?
Городское пространство было главной темой состоявшегося на прошлой неделе Первого московского международного фестиваля “Арх Москва” (раньше это событие имело статус выставки). В Центральном доме художника можно было узнать, как новые здания влияют на окружающую их городскую среду (чаще всего ухудшают ее) и каким образом удается добиться ощущения комфортности этой самой среды в некоторых других странах, о которых так часто вспоминают туристы. А еще можно было выяснить, какие градостроительные решения позволят горожанину найти общественное пространство, где он смог бы почувствовать себя почти как дома, уголок, где хотелось бы остановиться, почувствовать себя в безопасности, полюбоваться красивой архитектурой, встретиться с друзьями.
Городские гостиные
Внутренний двор — своеобразный буфер между городом и жильем, он соразмерен человеку, но при этом доступен для многих. Это своеобразная гостиная города
Организаторы фестиваля наглядно продемонстрировали, что такие пространства создать не слишком сложно. Например, достаточно было открыть для публики вечно запертый внутренний двор здания ЦДХ. Там обнаружился сад, в котором разместился уютный чайный павильон, спроектированный архитектором Тотаном Кузембаевым, а под деревьями расставили деревянные каркасы с подвешенными гамаками. Посетители быстро оценили приятность предложенных условий, переместившись из вечно забитого местного кафе на улицу. Так куратор фестиваля, издатель авторитетного архитектурного журнала “Проект Россия” голландец Барт Голдхоорн воплотил актуальную градостроительную идею: природа, проникающая внутрь здания. Внутренний двор — своеобразный буфер между городом и жильем, он соразмерен человеку, но при этом доступен для многих. Это своеобразная гостиная города.
Больше деревьев у воды
Еще одна такая гостиная появилась на временно открытой для всеобщего доступа стрелке “Шоколадного острова” (на нем находится кондитерская фабрика “Красный Октябрь”). На стрелке поставили деревянные кресла, стол и качели, выполненные по проектам нескольких архитекторов и художников мастерами из деревни Николо-Ленивец в Калужской области. Деревня прославилась благодаря московскому художнику Николаю Полисскому. Когда-то он стал строить здесь различные объекты современного искусства из экологических материалов: “вавилонские башни” из веток, хвороста и досок. Именно на стрелке, в оазисе, неожиданно возникшем среди каменных фабричных джунглей, становилось понятно, чего именно не хватает сердцу горожанина — деревьев и воды.
Свободный доступ
В фестивале “Арх Москва” принимали участие трое известных иностранных мастеров ландшафтной архитектуры. Они провели семинары, на которых были сделаны градостроительные предложения разной степени радикальности. Итальянец Чино Дзукки настаивает на том, что необходимо создать “пешеходные коридоры”, которые свяжут основные улицы в районе между Остоженкой и Пречистенской набережной. По его мнению, благодаря этим новым связям (а вдоль этих “коридоров” установят скамейки, откроют кафе и магазинчики) здесь почувствуют себя хорошо не только жители дорогих квартир, которыми изобилует район, но и простые горожане. Что думают по поводу этой идеи те самые жители дорогих квартир, пока не известно, но вообще-то в Москве можно скорее наблюдать прямо противоположную тенденцию — стремление к созданию замкнутых, отгороженных огромных жилых комплексов, настоящих микрорайонов, куда нет доступа посторонним.
Функциональные зоны
Команда архитекторов, которую курировал представитель голландского бюро Maxwan, структурировала Парк искусств, который окружает здание ЦДХ. Вместо беспорядочно раскиданных скамеек, скульптур и парковок они создали набор небольших функциональных зон: пляж, территорию для занятий спортом и даже место для размышлений и медитации — в тихом скверике рядом с церковью Николы в Голутвине разместились скульптуры на религиозные сюжеты. А группа архитекторов под началом француза Мишеля Девиня решила, что на месте реконструируемой фабрики “Красный Октябрь” должен быть парк с небольшими вкраплениями жилых домов, иначе разорвется “зеленая линия”, проходящая вдоль реки и переходящая с берега на берег.
А значит, город будет вызывать у его обитателей все большее раздражение и стресс.
Мария Фадеева
Для Пятницы
№ 21 (58) 08 июня 2007
http://friday.vedomosti.ru/article....2007/06/08/9839
На фестивале “Арх Москва” придумывали, как сделать наш город безопасным, человечным, уютным — словом, похожим на хорошую квартиру На фестивале “Арх Москва” придумывали, как сделать наш город безопасным, человечным, уютным — словом, похожим на хорошую квартиру
Москва, к сожалению, не самый уютный город на свете. Мы стараемся как можно быстрее преодолеть пространство, отделяющее дом от офиса, торгового центра, кино, спортивного клуба. В столице все больше мегамоллов — но все меньше дворов и переулков, по которым когда-то было так приятно гулять. Москва больна болезнью всех мегаполисов мира — растущим взаимным отчуждением жителей. Возможное следствие этой болезни — окончательное превращение города из уютной среды обитания в выморочное безжизненное пространство, застроенное закрытыми для посторонних жилыми комплексами. А все общественные пространства будут заняты либо торговыми площадями, либо транспортными развязками. А дышать-то где?
Городское пространство было главной темой состоявшегося на прошлой неделе Первого московского международного фестиваля “Арх Москва” (раньше это событие имело статус выставки). В Центральном доме художника можно было узнать, как новые здания влияют на окружающую их городскую среду (чаще всего ухудшают ее) и каким образом удается добиться ощущения комфортности этой самой среды в некоторых других странах, о которых так часто вспоминают туристы. А еще можно было выяснить, какие градостроительные решения позволят горожанину найти общественное пространство, где он смог бы почувствовать себя почти как дома, уголок, где хотелось бы остановиться, почувствовать себя в безопасности, полюбоваться красивой архитектурой, встретиться с друзьями.
Городские гостиные
Внутренний двор — своеобразный буфер между городом и жильем, он соразмерен человеку, но при этом доступен для многих. Это своеобразная гостиная города
Организаторы фестиваля наглядно продемонстрировали, что такие пространства создать не слишком сложно. Например, достаточно было открыть для публики вечно запертый внутренний двор здания ЦДХ. Там обнаружился сад, в котором разместился уютный чайный павильон, спроектированный архитектором Тотаном Кузембаевым, а под деревьями расставили деревянные каркасы с подвешенными гамаками. Посетители быстро оценили приятность предложенных условий, переместившись из вечно забитого местного кафе на улицу. Так куратор фестиваля, издатель авторитетного архитектурного журнала “Проект Россия” голландец Барт Голдхоорн воплотил актуальную градостроительную идею: природа, проникающая внутрь здания. Внутренний двор — своеобразный буфер между городом и жильем, он соразмерен человеку, но при этом доступен для многих. Это своеобразная гостиная города.
Больше деревьев у воды
Еще одна такая гостиная появилась на временно открытой для всеобщего доступа стрелке “Шоколадного острова” (на нем находится кондитерская фабрика “Красный Октябрь”). На стрелке поставили деревянные кресла, стол и качели, выполненные по проектам нескольких архитекторов и художников мастерами из деревни Николо-Ленивец в Калужской области. Деревня прославилась благодаря московскому художнику Николаю Полисскому. Когда-то он стал строить здесь различные объекты современного искусства из экологических материалов: “вавилонские башни” из веток, хвороста и досок. Именно на стрелке, в оазисе, неожиданно возникшем среди каменных фабричных джунглей, становилось понятно, чего именно не хватает сердцу горожанина — деревьев и воды.
Свободный доступ
В фестивале “Арх Москва” принимали участие трое известных иностранных мастеров ландшафтной архитектуры. Они провели семинары, на которых были сделаны градостроительные предложения разной степени радикальности. Итальянец Чино Дзукки настаивает на том, что необходимо создать “пешеходные коридоры”, которые свяжут основные улицы в районе между Остоженкой и Пречистенской набережной. По его мнению, благодаря этим новым связям (а вдоль этих “коридоров” установят скамейки, откроют кафе и магазинчики) здесь почувствуют себя хорошо не только жители дорогих квартир, которыми изобилует район, но и простые горожане. Что думают по поводу этой идеи те самые жители дорогих квартир, пока не известно, но вообще-то в Москве можно скорее наблюдать прямо противоположную тенденцию — стремление к созданию замкнутых, отгороженных огромных жилых комплексов, настоящих микрорайонов, куда нет доступа посторонним.
Функциональные зоны
Команда архитекторов, которую курировал представитель голландского бюро Maxwan, структурировала Парк искусств, который окружает здание ЦДХ. Вместо беспорядочно раскиданных скамеек, скульптур и парковок они создали набор небольших функциональных зон: пляж, территорию для занятий спортом и даже место для размышлений и медитации — в тихом скверике рядом с церковью Николы в Голутвине разместились скульптуры на религиозные сюжеты. А группа архитекторов под началом француза Мишеля Девиня решила, что на месте реконструируемой фабрики “Красный Октябрь” должен быть парк с небольшими вкраплениями жилых домов, иначе разорвется “зеленая линия”, проходящая вдоль реки и переходящая с берега на берег.
А значит, город будет вызывать у его обитателей все большее раздражение и стресс.
Мария Фадеева
Для Пятницы
№ 21 (58) 08 июня 2007
http://friday.vedomosti.ru/article....2007/06/08/9839