В британских учебных заведениях, где готовят ювелиров (например в Королевском и Эдинбургском колледжах искусств), студенты давно уже не только изучают традиционные технологии, но и экспериментируют с новыми материалами и техниками. Современные ювелирные материалы — это не только драгоценные металлы и камни: это и дерево, и пластик, и перья, и даже электронные платы. А такие металлы, как титан или алюминий, давно уже бросают вызов золоту, платине и серебру. Как говорит своим студентам профессор Дэвид Уоткинс из Королевского колледжа искусств, “в конечном счете ювелирные украшения — это чувственность и грация, из чего бы они ни были сделаны”.
Осмолисты
Британец Питер Чен (р. 1944) начал учиться на скульптора, но потом переключился на ювелирку. Его любимые материалы — акриловое волокно, синтетические смолы и иногда серебро. Его вдохновляет и природа: бабочки, жуки, стручки и ракушки; и мир техники, детали машин. В The Scottish Gallery в Эдинбурге за $3500 можно приобрести брошь в виде рыбы, сверкающей так, словно ее только что выловили.
Адам Паксон родом из Шотландии представляет новое поколение дизайнеров, работающих с застывшей смолой. Он ее полирует до блеска, раскрашивает в разные цвета, заставляет двигаться: вещи Паксона снабжены пружинками и подвижными частями. Многое из того, что он создает, похоже на детские игрушки, но цена у них очень даже взрослая (до $1500).
Натуралисты
Зиглинд Карл-Спенс живет в Швеции и предпочитает использовать в своих работах прутья, стручки акации, чашечки цветков эвкалипта и другие натуральные материалы. Но эти изделия совсем не похожи на примитивные сувениры из экзотической страны. Например, ожерелья из прутьев с растущим на них лишайником.
Японский ювелир Томоми Мацунага (р. 1954) очень любит бамбук и дерево. “Конечно, может показаться, что такие материалы, как бамбук, выглядят не слишком-то нарядно, — говорит Мацунага. — Однако и они могут быть очень женственными”. Ее украшения на редкость изящны. Бамбук в ожерелье изгибается, повторяя линию женской шеи. Стоят такие украшения от $300 до $500.
А вот молодой британский дизайнер Линн Кирстин Мюррей склонна к гигантомании. Ее кулоны из дерева далеко не каждый осмелится повесить на шею. Пожалуй, самым большим оригиналом в этой группе выглядит Джо Понд. В своей работе он использует коконы шелкопряда. Серьги, колье и кулоны получаются просто воздушными.
Мистификаторы
Когда смотришь на работы немца Акселя Руссмейера, сложно догадаться, из чего они сделаны. Он берет бисер, венецианское стекло и наклеивает все это на маленькие деревянные сферы, чтобы создать шарики с геометрическим рисунком. Он делает сотни таких шариков, а затем насаживает их на нитку, и получаются бусы или серьги. Любимые цвета Руссмейера — алый, золотой, коралловый, бирюзовый.
Для японского ювелирного искусства традиционно не свойственно применение драгоценных камней, однако то, что делают местные мастера, заслуживает особого внимания. Каору Накано создает свои броши, кольца и ожерелья из рисовой бумаги и серебра. Такая несложная на первый взгляд комбинация обойдется в $500-800, а надеть подобное украшение будет уместно только к вечернему платью, но никак не к строгому костюму. А Кайо Саито сочетает ткань с серебром, чтобы получились ожерелья, похожие на букеты нежных цветов.