10.05.2007, №83 (1857)На прошлой неделе министр транспорта России Игорь Левитин инспектировал федеральную трассу М-4 “Дон”. В интервью журналистам он заявил, что столичный отрезок “Дона” его не разочаровал, хотя стандартам дорога соответствует лишь на 58%, тульский же участок является более проблемным. Но трассу “Дон” приведут в порядок к 2009 г., заверил министр, на что выделено 60 млрд руб.
Добавлю, что, по официальным данным, лишь 37% этой трассы находится в нормативном состоянии. Ростовский участок (342 км) не соответствует требованиям по следующим показателям: по ровности дорожного покрытия — на 45%, прочности — на 54% и коэффициенту сцепления — на 48%. Тут не знаешь, как реагировать. Расстраиваться из-за того, что министра не разочаровал столичный отрезок, лишь на 58% соответствующий стандарту? Или радоваться тому, что тульский участок еще хуже, зато за трассу теперь наконец-то взялись и приведут ее в порядок в 2009 г. (читай — после выборов)?
Отметим, что “Дон” — одна из самых аварийно-опасных дорог в стране. Только за три месяца 2007 г. на тульском участке трассы М-4 произошло 45 происшествий, в результате которых 12 человек погибли и 67 получили травмы. Совсем недавно, 1 мая, под Воронежем случилась еще одна трагедия — столкнулись грузовик и пассажирская “Газель”, в салоне которой находились 15 человек, 13 из них погибли сразу. Водитель грузовика выехал на встречную полосу. Возможно, заснул: столкновение произошло в 3 часа 40 минут.
Выступая на рабочем совещании в Воронеже, министр сообщил, что “сейчас в стране реализуется программа модернизации транспортной системы на 2002-2010 гг., по которой новые объекты практически не строятся”. Таким образом, в ближайшие три года смертность мы планируем снижать увеличением штрафов и модернизацией того, что есть, а современные дороги, в том числе с разделительными барьерами, появятся в светлом будущем.
По данным газеты “Жэнминь Жибао”, Китай занимает второе место в мире по протяженности скоростных дорог. Причина? За 2000-2005 гг. в дороги инвестировано более $270 млрд. В России в 2006 г. на дороги бюджет дал $136 млрд руб. (около $5,2 млрд). Это на 5% больше, чем в 2005 г., и на 20%, чем в 2004 г. В “Перспективах развития автодорожного и водного транспорта страны в свете всестороннего построения среднезажиточного общества”, обнародованных министерством коммуникаций КНР, сказано, что в Китае к 2010 г. будет в основном сформирована дорожная сеть для скоростных пассажирских и грузовых перевозок, а общая протяженность автодорог достигнет 2,3 млн км.
У нас, увы, к тому времени только закончится программа модернизации, о которой сказал министр Левитин в Воронеже, хотя уже сегодня при потребности в 1,5 млн км дорог мы обеспечены ими примерно наполовину. Более 50% китайских дорог построены после 1999 г., и ежегодно строится 50 000 км. В России, как рассказал в своем недавнем докладе глава Росавтодора Олег Белозерчев, в 2006 г. на федеральных дорогах введено в эксплуатацию 395 км новых дорог. Сегодня у нас федеральных дорог с четырьмя и более полосами движения лишь 8%, а количество населенных пунктов без дорог с твердым покрытием уже превысило 33%. Правительство в Китае смотрит дальше и выделяет больше денег или воруют меньше? Или есть какие-то другие версии?