28.02.2007, №35 (1809)Американские и российские чиновники немало потрудились, чтобы снизить накал страстей вокруг планов Вашингтона разместить элементы системы противоракетной обороны в Восточной Европе и мюнхенской речи Владимира Путина.
Международному сообществу не нужны ни новая холодная война, ни риторика холодной войны в эпоху, когда такое множество глобальных вызовов требует тесного сотрудничества между Вашингтоном и Москвой. Сотрудничество между США, Россией и Китаем в переговорах с КНДР по поводу ее ядерной программы ясно показало, что ведущие державы много выигрывают, взаимодействуя по вопросам безопасности. А учитывая разрастающийся кризис на Ближнем Востоке, нужно отдавать себе отчет, что все, что там необходимо реализовать, может быть сделано только совместными усилиями.
Вашингтону пора признать, что его политика односторонних действий в области безопасности повсюду возбуждает подозрения. Вполне логично, что у России появляются вопросы к США по поводу планов размещения баз для ракет-перехватчиков в Польше и Чехии. Американские чиновники доказывают, что эти меры направлены не против России, а против стран-“изгоев” вроде Ирана, на днях объявившего о запуске ракеты в космос. Но Москва полностью права, продолжая интересоваться этой темой, особенно учитывая сомнения как в способности “изгоев” наладить производство действующих межконтинентальных ракет, так и в способности США их сбивать.
Как и любая другая страна, США склонны отдавать вопросам собственной безопасности безусловный приоритет. Никто не отнимает у них права отвечать на возникающие угрозы, используя свои огромные военные и технологические ресурсы. Но нельзя забывать, что действия без оглядки на интересы безопасности других государств, особенно России, бывшей супердержавы, усиливают нестабильность и в итоге мир может стать менее безопасным для всех, включая США. Борьба с терроризмом, спонсируемым другими странами, — вот что должно объединить США и Россию.
Но Москва — непростой партнер. Она пытается оправиться от развала советской империи, утверждая свою власть в регионе. Она не только использует энергоносители как политическое оружие, но и прибегает к жестким средствам вроде недавних заявлений о перенацеливании ядерного оружия на вышеупомянутые базы в Чехии и Польше. Угрозы выйти из договора о сокращении ракет средней дальности вряд ли могут кого-нибудь успокоить. Как может Москва рассчитывать на совместное противостояние угрозам, исходящим из неевропейских регионов (например, международному терроризму), и одновременно углублять противоречия между собой и Европой?
Нестабильность порождает и внутренняя политика Кремля. Демократия — наиболее стабильная и безопасная форма правления в мире. Наступление Путина на российскую демократию, включая его явное намерение передать власть выбранному им преемнику, — серьезная потенциальная угроза для России и ее соседей.
Тем не менее, хотя Россия далека от того, чтобы быть идеальным партнером, США должны сделать все возможное, чтобы взаимодействовать с Россией в вопросах международной безопасности. Реальная политика, а не риторика — вот в чем выход. (Редакционная статья FT, 27.02.2007, Антон Осипов)