Дайджест катастрофы
Большая занимательная книга-альбом о 1917 годе
Ольга Кабанова
Ведомости
17.01.2007, №6 (1780)В серии “Россия. ХХ век”, которая осуществляется издательской программой “Интерроса”, вышел том “1917” — собрание документов, день за днем освещающих исторические события 90-летней давности. Свидетельства очевидцев начала новой для России эпохи убеждают, что никто не понимал, что творится вокруг и к чему все идет, но страшно было всем.
Эта новая большая книга про ключевой, главный, роковой для русского ушедшего века год состоит только из расположенных в строгом хронологическом порядке документов. Фрагменты газетных и журнальных статей, тексты листовок, воззваний, отречения императора, приказов Временного правительства и декретов Совета народных комиссаров никак не комментируются и не оцениваются. Так что читатель, он же рассматриватель этого в высшей степени респектабельного (хорошая бумага и печать, сотни иллюстраций, в том числе полосных, элегантный дизайн каждой страницы) тома, остается, как говорится, наедине с историей.
Но это вполне комфортное одиночество, составители книги читателя благоразумно не перегружали — иллюстрации красивые и красочные, фрагменты текстов, касающихся многих аспектов тогдашней повседневной, политической и культурной жизни, коротки.
Жанр развлекательной истории, смешивающий политические события с бытовыми, который так удачно был освоен приснопамятными телесериалами Леонида Парфенова, удался и издательской программе “Россия. ХХ век”. Но в книге была возможность избежать главного порока всех исторических телепередач — использования кинематографа, от подлинности очень далекого. Поэтому комизма, который вызывали в “Намедни” российские императоры с лицами народных артистов СССР, здесь нет. Единственный упрек по части иллюстрирования тома “1917” — избыток живописи и графики.
Собранных архивных фотоматериалов оказалось недостаточно, чтобы уравновесить избыточную праздничность работ гениальных и замечательных русских художников того времени. Отчего книга выглядит слишком уж нарядно. Но роковой для русской истории год пришелся на расцвет национальной культуры. Постановка “Маскарада” Мейерхольда в Александринском театре и московская выставка “Бубнового валета” остались событиями исторически важными, хотя и были беспощадно разруганы газетными рецензентами как слишком далекие от насущных проблем зрителей.
Но как ни радуют глаз иллюстрации, в текстах — о чем бы они ни были — трагизма, растерянности, ужаса и пафоса достаточно. Многие собранные в архивах документы перепечатываются в книге впервые после того, как они были изданы 90 лет назад. Ничего принципиально нового о 1917 годе они нам не рассказывают, зато, сгруппированные не по темам, а по дням, создают картину ежедневного напряжения и отчаянного недоумения, в котором жили русские люди во время грандиозного исторического слома.
Мучительные вопросы: “Что происходит со страной? Куда она идет?” — задавали авторы большинства использованных текстов. Их отчаяние от военных тягот, хаоса, уличной стрельбы, неустроенности и голода сменяется надеждой — на Временное правительство, большевиков, Учредительное собрание. Но нам-то хорошо известно, что никто не смог даже в самых общих чертах предсказать будущее, масштаб ждущих страну и людей испытаний. Впрочем, счастье, что они этого не знали.
Как всегда в документальных сборниках, здесь особо занимательны бытовые зарисовки, которые бойкие газетные хроникеры того времени исправно поставляли в печать: на какие деньги люди жили, как праздновали Масленицу и постились в голодном Петрограде, как заселялись после национализации в квартиры, как туго пришлось дамам-“одиночкам”, когда домовые комитеты запретили им приводить в квартиры мужчин. Или как, например, жители дома на Широкой улице пытались в сентябре выселить семейство Елизаровых, потому что им “не хотелось иметь таких опасных соседей, как товарищ Ленин и его семья”.
Главное же читательское впечатление от красивой книги “1917” — какое счастье, что мы в этом году не жили. И эта обывательская эмоция хоть как-то компенсирует отрицательный ответ на поставленный составителями книги вопрос: “Существует ли свобода выбора?”
“1917”. Россия. ХХ век. Издательская программа “Интерроса”. Авторы концепции Ирина Остаркова, Арсений Мещеряков.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/17/119045
Большая занимательная книга-альбом о 1917 годе
Ольга Кабанова
Ведомости
17.01.2007, №6 (1780)В серии “Россия. ХХ век”, которая осуществляется издательской программой “Интерроса”, вышел том “1917” — собрание документов, день за днем освещающих исторические события 90-летней давности. Свидетельства очевидцев начала новой для России эпохи убеждают, что никто не понимал, что творится вокруг и к чему все идет, но страшно было всем.
Эта новая большая книга про ключевой, главный, роковой для русского ушедшего века год состоит только из расположенных в строгом хронологическом порядке документов. Фрагменты газетных и журнальных статей, тексты листовок, воззваний, отречения императора, приказов Временного правительства и декретов Совета народных комиссаров никак не комментируются и не оцениваются. Так что читатель, он же рассматриватель этого в высшей степени респектабельного (хорошая бумага и печать, сотни иллюстраций, в том числе полосных, элегантный дизайн каждой страницы) тома, остается, как говорится, наедине с историей.
Но это вполне комфортное одиночество, составители книги читателя благоразумно не перегружали — иллюстрации красивые и красочные, фрагменты текстов, касающихся многих аспектов тогдашней повседневной, политической и культурной жизни, коротки.
Жанр развлекательной истории, смешивающий политические события с бытовыми, который так удачно был освоен приснопамятными телесериалами Леонида Парфенова, удался и издательской программе “Россия. ХХ век”. Но в книге была возможность избежать главного порока всех исторических телепередач — использования кинематографа, от подлинности очень далекого. Поэтому комизма, который вызывали в “Намедни” российские императоры с лицами народных артистов СССР, здесь нет. Единственный упрек по части иллюстрирования тома “1917” — избыток живописи и графики.
Собранных архивных фотоматериалов оказалось недостаточно, чтобы уравновесить избыточную праздничность работ гениальных и замечательных русских художников того времени. Отчего книга выглядит слишком уж нарядно. Но роковой для русской истории год пришелся на расцвет национальной культуры. Постановка “Маскарада” Мейерхольда в Александринском театре и московская выставка “Бубнового валета” остались событиями исторически важными, хотя и были беспощадно разруганы газетными рецензентами как слишком далекие от насущных проблем зрителей.
Но как ни радуют глаз иллюстрации, в текстах — о чем бы они ни были — трагизма, растерянности, ужаса и пафоса достаточно. Многие собранные в архивах документы перепечатываются в книге впервые после того, как они были изданы 90 лет назад. Ничего принципиально нового о 1917 годе они нам не рассказывают, зато, сгруппированные не по темам, а по дням, создают картину ежедневного напряжения и отчаянного недоумения, в котором жили русские люди во время грандиозного исторического слома.
Мучительные вопросы: “Что происходит со страной? Куда она идет?” — задавали авторы большинства использованных текстов. Их отчаяние от военных тягот, хаоса, уличной стрельбы, неустроенности и голода сменяется надеждой — на Временное правительство, большевиков, Учредительное собрание. Но нам-то хорошо известно, что никто не смог даже в самых общих чертах предсказать будущее, масштаб ждущих страну и людей испытаний. Впрочем, счастье, что они этого не знали.
Как всегда в документальных сборниках, здесь особо занимательны бытовые зарисовки, которые бойкие газетные хроникеры того времени исправно поставляли в печать: на какие деньги люди жили, как праздновали Масленицу и постились в голодном Петрограде, как заселялись после национализации в квартиры, как туго пришлось дамам-“одиночкам”, когда домовые комитеты запретили им приводить в квартиры мужчин. Или как, например, жители дома на Широкой улице пытались в сентябре выселить семейство Елизаровых, потому что им “не хотелось иметь таких опасных соседей, как товарищ Ленин и его семья”.
Главное же читательское впечатление от красивой книги “1917” — какое счастье, что мы в этом году не жили. И эта обывательская эмоция хоть как-то компенсирует отрицательный ответ на поставленный составителями книги вопрос: “Существует ли свобода выбора?”
“1917”. Россия. ХХ век. Издательская программа “Интерроса”. Авторы концепции Ирина Остаркова, Арсений Мещеряков.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/17/119045