“Вавилон” не зря строился
“Золотой глобус” отметил всемирную отзывчивость
Евгений Гусятинский
Для Ведомостей
17.01.2007, №6 (1780) Главным героем прошедшей вчера 64-й церемонии вручения “Золотых глобусов”, присуждаемых Голливудской ассоциацией иностранной прессы (HFPA), стал мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту. Его “Вавилон” (Babel) был назван лучшим фильмом. Раздачу “Глобусов” упорно считают репетицией “Оскара”, но эти премии сближают не столько списки номинантов и лауреатов, сколько принципы награждения.
В “Вавилоне” и впрямь смешалось все. Страны, континенты и этносы. Глобализм и антиглобализм. Третий мир и “сильные мира сего”. Американские туристы в Марокко, мексиканские нелегалы в Америке и, простите, японские граждане в Японии. Все эти герои одинаково несчастны, все страдают от безличного рока и власти случая, все испытывают на себе тяжесть, несовершенство и несправедливость современной цивилизации. Парадоксальным образом в “Вавилоне” есть все и одновременно нет ничего.
Почему так? Рискну предположить, что из-за смазанности авторского взгляда, позиции, высказывания. Когда четкости нет, даже самые злободневные, острые проблемы отшелушиваются до общих мест и абстрактных обобщений. В предыдущих фильмах Иньярриту — “Сука-любовь”, “21 грамм” — разные человеческие судьбы тоже сплетались в клубок. Но те картины строились на частностях и подробностях, в них был нерв, драйв, темперамент. Теперь взгляд мексиканского режиссера охладел, а фирменный реализм, густой и резкий, отстоялся до чистой технологии. Даже мексиканские эпизоды отдают расхожей этнографией. Больше всего это напоминает туризм — “экстремальный”, но безопасный. Чего в “Вавилоне” в избытке, так это гуманистического пафоса и озабоченности судьбами мира. За них, наверное, и “Золотой глобус”.
А поскольку мнение о том, что “Глобус” хотя бы отчасти предсказывает оскаровский расклад, устойчиво, можно вспомнить “Столкновение”, получившее в прошлом году “Оскар” за лучший фильм. Там фатальные случайности тоже объединяли массу несчастливцев — бедных и богатых, иноземных и пришлых, проявляющих слепую ненависть и нетерпимость на расовой и классовой почве. Картину называли “политкорректной” и “конъюнктурной”. Раз так, то у “Вавилона”, фильма куда как более совершенного и амбициозного, есть все шансы на “Оскар”.
Сразу два “Золотых глобуса” получила англичанка Хелен Миррен за перекрестные роли. Она с блеском сыграла не только Елизавету Первую в одноименном телефильме, но и Елизавету Вторую в “Королеве” Стивена Фрирса (эта лента удостоена еще и “Золотого глобуса” за лучший сценарий). Две королевские роли подряд! — это тянуло бы на курьез и самоповтор, но по тончайшей работе Миррен, в обоих фильмах играющей в первую очередь личность, а не статус и фигуру власти, можно рассуждать об отличиях престольных нравов XVI века от XX и XXI.
Лучшим драматическим актером признан Форест Уайтекер (картина “Последний король Шотландии”), обошедший в этой номинации дважды номинированного Леонардо Ди Каприо (за роли в “Отступниках” и “Кровавом алмазе”). Постановщик “Отступников” Мартин Скорсезе получил “Глобус” за режиссуру, что, однако, вряд ли обещает ему желанного “Оскара”: американские академики исправно номинируют, но раз за разом не награждают мирового классика.
В номинации “лучшая комедия или мюзикл” победили “Девушки мечты”, а сыгравшие в этом “чернокожем” мюзикле Эдди Мерфи и Дженнифер Хадсон стали лучшими актерами второго плана. За комедийный “первый план” наградили Мерил Стрип, утрировавшую образ гламурной стервы в сатире “Дьявол носит Prada”. Лучшим комедийным актером выбран пересмешник, шут и “разоблачитель политкорректности” Саша Бэрон Коэн за роль в собственном “Борате”. Чествование его дикого казаха, с издевкой открывающего Новый Свет, еще раз доказало, что никакой “антиамериканизм” Америке не страшен.
Некоторая странность связана с “лучшим иностранным фильмом”. Наравне с немецкой “Жизнью других”, испанскими “Возвращением” и “Лабиринтом Фавна” в этой номинации числился стопроцентно голливудский “Апокалипсис” Мела Гибсона, а выиграл американец Клинт Иствуд с “Письмами с Иводзимы” — военной драмой об американо-японском сражении во время Второй мировой, увиденном, однако, с точки зрения противников. Но “американская версия” битвы при Иводзиме тоже имеется. Ее Иствуд почти одновременно воплотил в ленте “Флаги наших отцов”. Иностранная принадлежность этих фильмов определяется, видимо, не страной производства, а языком, на котором они сняты. У Гибсона говорят на наречии майя, у Иствуда — на японском. Английские субтитры не в счет. Смешение языков — тоже своеобразный Вавилон.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/17/119043
“Золотой глобус” отметил всемирную отзывчивость
Евгений Гусятинский
Для Ведомостей
17.01.2007, №6 (1780) Главным героем прошедшей вчера 64-й церемонии вручения “Золотых глобусов”, присуждаемых Голливудской ассоциацией иностранной прессы (HFPA), стал мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту. Его “Вавилон” (Babel) был назван лучшим фильмом. Раздачу “Глобусов” упорно считают репетицией “Оскара”, но эти премии сближают не столько списки номинантов и лауреатов, сколько принципы награждения.
В “Вавилоне” и впрямь смешалось все. Страны, континенты и этносы. Глобализм и антиглобализм. Третий мир и “сильные мира сего”. Американские туристы в Марокко, мексиканские нелегалы в Америке и, простите, японские граждане в Японии. Все эти герои одинаково несчастны, все страдают от безличного рока и власти случая, все испытывают на себе тяжесть, несовершенство и несправедливость современной цивилизации. Парадоксальным образом в “Вавилоне” есть все и одновременно нет ничего.
Почему так? Рискну предположить, что из-за смазанности авторского взгляда, позиции, высказывания. Когда четкости нет, даже самые злободневные, острые проблемы отшелушиваются до общих мест и абстрактных обобщений. В предыдущих фильмах Иньярриту — “Сука-любовь”, “21 грамм” — разные человеческие судьбы тоже сплетались в клубок. Но те картины строились на частностях и подробностях, в них был нерв, драйв, темперамент. Теперь взгляд мексиканского режиссера охладел, а фирменный реализм, густой и резкий, отстоялся до чистой технологии. Даже мексиканские эпизоды отдают расхожей этнографией. Больше всего это напоминает туризм — “экстремальный”, но безопасный. Чего в “Вавилоне” в избытке, так это гуманистического пафоса и озабоченности судьбами мира. За них, наверное, и “Золотой глобус”.
А поскольку мнение о том, что “Глобус” хотя бы отчасти предсказывает оскаровский расклад, устойчиво, можно вспомнить “Столкновение”, получившее в прошлом году “Оскар” за лучший фильм. Там фатальные случайности тоже объединяли массу несчастливцев — бедных и богатых, иноземных и пришлых, проявляющих слепую ненависть и нетерпимость на расовой и классовой почве. Картину называли “политкорректной” и “конъюнктурной”. Раз так, то у “Вавилона”, фильма куда как более совершенного и амбициозного, есть все шансы на “Оскар”.
Сразу два “Золотых глобуса” получила англичанка Хелен Миррен за перекрестные роли. Она с блеском сыграла не только Елизавету Первую в одноименном телефильме, но и Елизавету Вторую в “Королеве” Стивена Фрирса (эта лента удостоена еще и “Золотого глобуса” за лучший сценарий). Две королевские роли подряд! — это тянуло бы на курьез и самоповтор, но по тончайшей работе Миррен, в обоих фильмах играющей в первую очередь личность, а не статус и фигуру власти, можно рассуждать об отличиях престольных нравов XVI века от XX и XXI.
Лучшим драматическим актером признан Форест Уайтекер (картина “Последний король Шотландии”), обошедший в этой номинации дважды номинированного Леонардо Ди Каприо (за роли в “Отступниках” и “Кровавом алмазе”). Постановщик “Отступников” Мартин Скорсезе получил “Глобус” за режиссуру, что, однако, вряд ли обещает ему желанного “Оскара”: американские академики исправно номинируют, но раз за разом не награждают мирового классика.
В номинации “лучшая комедия или мюзикл” победили “Девушки мечты”, а сыгравшие в этом “чернокожем” мюзикле Эдди Мерфи и Дженнифер Хадсон стали лучшими актерами второго плана. За комедийный “первый план” наградили Мерил Стрип, утрировавшую образ гламурной стервы в сатире “Дьявол носит Prada”. Лучшим комедийным актером выбран пересмешник, шут и “разоблачитель политкорректности” Саша Бэрон Коэн за роль в собственном “Борате”. Чествование его дикого казаха, с издевкой открывающего Новый Свет, еще раз доказало, что никакой “антиамериканизм” Америке не страшен.
Некоторая странность связана с “лучшим иностранным фильмом”. Наравне с немецкой “Жизнью других”, испанскими “Возвращением” и “Лабиринтом Фавна” в этой номинации числился стопроцентно голливудский “Апокалипсис” Мела Гибсона, а выиграл американец Клинт Иствуд с “Письмами с Иводзимы” — военной драмой об американо-японском сражении во время Второй мировой, увиденном, однако, с точки зрения противников. Но “американская версия” битвы при Иводзиме тоже имеется. Ее Иствуд почти одновременно воплотил в ленте “Флаги наших отцов”. Иностранная принадлежность этих фильмов определяется, видимо, не страной производства, а языком, на котором они сняты. У Гибсона говорят на наречии майя, у Иствуда — на японском. Английские субтитры не в счет. Смешение языков — тоже своеобразный Вавилон.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/17/119043
@музыка: ТНМК "Вавилон"