Время собирать чеки
Росстат обещает сделать калькулятор для недовольных уровнем инфляции
Александра Петрачкова
Ведомости
24.01.2007, №11 (1785)Недоверие граждан к официальной российской статистике и зарубежный опыт заставили Росстат задуматься о создании калькулятора инфляции. Как только статистики разработают методику, любой желающий на сайте Росстата сможет рассчитать, насколько именно для него поднялись цены. Это будет популярная игрушка, но реальную картину трудно будет получить, в том числе из-за безответственности россиян, говорят эксперты.
Россияне не согласны с официальной статистикой роста цен. По данным Росстата, инфляция в 2006 г. составила 9%. А в свежем опросе “Левада-центра” почти половина респондентов ответили, что цены в 2006 г. для них выросли на 20% и более, и только шестая часть опрошенных — что все подорожало на 10% и меньше.
“Статистикам нигде в мире не верят”, — не расстраивается руководитель Росстата Владимир Соколин.
Недоверие граждан побудило министерство национальной статистики Великобритании разместить на сайте персональный инфляционный калькулятор. В нем используются те же компоненты, что в индексе потребительских цен. Желающий посчитать собственную инфляцию может ввести данные о своих расходах: месячных — на еду, бензин и проч., годовых — на коммунальные услуги, выплаты по ипотеке и т. д., за три года — на мебель, бытовую технику и др., а также данные о месте жительства.
“Это интересный опыт, мы его тоже через какое-то время сможем реализовать”, — обещает Соколин и объясняет, что немало времени займет разработка методологии, британцам понадобилось для этого полтора года.
Корзина у индивидуального счетчика будет та же, что и для расчета общего индекса, продолжает руководитель Росстата: структура среднестатистической корзины на 42,7% состоит из расходов на еду, на треть — на непродовольственные товары, остальное — на оплату услуг. Отслеживать собственную инфляцию нужно будет по конкретным товарам, рассказывает Соколин: “Надо будет смотреть, насколько подорожал не просто майонез, а майонез Calve легкий, и не просто маршрутка, а маршрутка из пункта А в пункт Б”. Россиянам, уверен он, в отличие от тех же британцев, будет сложнее: “Они не помнят своих расходов и не следят за ними”.
К тому же люди склонны занижать свои расходы на некоторые товары, например на табак и алкоголь, сетует Соколин, а одинокие мужчины в графе “прочее” всегда пишут ноль.
Сам Росстат не будет использовать счетчик в статистических целях, а россиян он, возможно, научит считать деньги, заключает он.
Методологические сложности будут, полагает и начальник исследовательского отдела ING Bank Юлия Цепляева: “Один раз можно купить "туфли женские кожаные" за 450 руб. и эту сумму указать в калькуляторе, а в другой раз — за 16 000 руб. — это же не будет инфляцией”. К тому же спрос на такой калькулятор будет прежде всего со стороны людей с достаточно высокими доходами, уверена Цепляева, а они для Росстата — самая непознанная аудитория. Например, в корзине есть строчка “пальто отечественные”. “Часто ли средний класс их покупает?” — задается вопросом экономист.
Но технически калькулятор сделать возможно, уверена она.
Главная проблема пользователей калькулятора будет в том, чтобы вспомнить, куда они дели деньги: наши люди расходы не записывают, убежден начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев, а это сразу скажется на результатах.
На сайте британского министерства статистики специально сказано: “Помните: показания калькулятора будут тем более точными, чем более точные данные о своих расходах вы введете”.
На Западе у людей есть привычка к учету расходов, соглашается Цепляева. Например, в Скандинавии граждане коллекционируют чеки за транспорт, потому что потом они могут получить налоговый вычет.
У нас калькулятор будет популярен прежде всего среди оппозиционно настроенных граждан, для которых жизнь невыносима, иронизирует Кащеев.
Индивидуальный счетчик инфляции — очень полезная вещь для экономического образования населения, возражает экономист банка “Траст” Евгений Надоршин. “Сейчас они сначала наберут кредитов, а потом удивляются, какие проценты приходится платить, а тут им будет сначала любопытно, а потом они тоже начнут собирать чеки”, — полагает он и заключает, что это станет первым шагом к нормальной организации личных финансов.
Инфляция важна не сама по себе, а для расчета сбережений и инвестиций, замечает старший экономист IMSG Александр Уточкин. Для него лично как для потребителя гораздо полезнее были бы расчеты инфляции, произведенные независимым агентством, причем инфляции, характерной для среднего класса.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/24/119428
Цифра недели: 25%. Личная инфляция
Андрей Панов
24.01.2007, №11 (1785) Цифра недели: 25%. Личная инфляция
Андрей Панов
24.01.2007, №11 (1785)
Мой брат уехал учиться во Францию 10 лет назад. Общались мы тогда в основном по e-mail — минута телефонного разговора стоила больше доллара. Лет пять назад появились альтернативные операторы, которые, используя IP-телефонию, постепенно снизили стоимость минуты до 7 центов. Ну а сейчас родители звонят брату через Skype, совершенно себя не ограничивая, — еще бы, всего 2 евроцента за минуту! Падение стоимости в 50 раз за 10 лет — неплохой вклад в сдерживание семейной инфляции.
К сожалению, не все цены падают. Если верить Росстату, в прошлом году они выросли на 9%. Но большинство россиян официальной статистике не верят. Судя по опросу “Левада-центра”, инфляция, по ощущениям граждан, составила в прошлом году 25%.
Где же правда? Не знаю. Сам я инфляцию в России не считал и не верю, что кто-нибудь, кроме официальных статистиков, готов потратить миллионы долларов в год на мониторинг роста цен на все товары и услуги во всех регионах. Не готов я оценить и корректность подсчетов. Но несколько слов в защиту статистиков все-таки скажу.
Все последние годы бытовая техника и компьютеры дешевеют, а значит, сдерживают общий рост индекса потребительских цен. Поборники 20%-ной инфляции в ответ на этот аргумент обычно возражают так: это не цены падают, это растут потребительские качества товаров и стиральная машина за $600 что три года назад, что сейчас по сути один и тот же товар. Неправда. Вне зависимости от производительности, купить новый ноутбук за $1000 шесть лет назад было нельзя. Сейчас можно. Можно купить, к примеру, джинсы приличной марки чуть ли не за 500 руб. — раньше так дешево даже китайские подделки на Черкизовском рынке не стоили. Этот удар по личной инфляции тысяч москвичей нанесли настоящие новогодние распродажи — явление для России сравнительно новое. Точно такое же, как и строительство гипермаркетов вдоль МКАД. Расходы моей семьи на продукты с началом эпохи “Ашана” одномоментно сократились на 10-20%.
Если судить по отчетности X5 Retail Group, средний чек в петербургских магазинах “Пятерочки” вырос на 8% — похоже на официальную инфляцию, не правда ли? Почему же, несмотря на подобные примеры, большинство не верит в снижение инфляции?
Любое повышение цен раздражает и запоминается, поскольку на удовлетворение всех потребностей денег обычно не хватает. К тому же цены обычно растут неравномерно — всегда есть возможность выбрать товар и, схватившись за голову, возмущенно заявить: “Ты посмотри, цены на бензин только за месяц выросли на рубль!” — забыв, что 95-й бензин сейчас стоит 21 руб. Но ведь 21 месяц назад литр бензина не стоил 0 руб.
Есть и объективная причина несовпадения ощущений и статистики — при подсчете инфляции Росстат исключает цены на жилье. Вот уж что выросло, так выросло. Но и здесь статистики не виноваты, цены на квартиры в инфляцию не включают многие страны, например Великобритания.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/24/119434
Росстат обещает сделать калькулятор для недовольных уровнем инфляции
Александра Петрачкова
Ведомости
24.01.2007, №11 (1785)Недоверие граждан к официальной российской статистике и зарубежный опыт заставили Росстат задуматься о создании калькулятора инфляции. Как только статистики разработают методику, любой желающий на сайте Росстата сможет рассчитать, насколько именно для него поднялись цены. Это будет популярная игрушка, но реальную картину трудно будет получить, в том числе из-за безответственности россиян, говорят эксперты.
Россияне не согласны с официальной статистикой роста цен. По данным Росстата, инфляция в 2006 г. составила 9%. А в свежем опросе “Левада-центра” почти половина респондентов ответили, что цены в 2006 г. для них выросли на 20% и более, и только шестая часть опрошенных — что все подорожало на 10% и меньше.
“Статистикам нигде в мире не верят”, — не расстраивается руководитель Росстата Владимир Соколин.
Недоверие граждан побудило министерство национальной статистики Великобритании разместить на сайте персональный инфляционный калькулятор. В нем используются те же компоненты, что в индексе потребительских цен. Желающий посчитать собственную инфляцию может ввести данные о своих расходах: месячных — на еду, бензин и проч., годовых — на коммунальные услуги, выплаты по ипотеке и т. д., за три года — на мебель, бытовую технику и др., а также данные о месте жительства.
“Это интересный опыт, мы его тоже через какое-то время сможем реализовать”, — обещает Соколин и объясняет, что немало времени займет разработка методологии, британцам понадобилось для этого полтора года.
Корзина у индивидуального счетчика будет та же, что и для расчета общего индекса, продолжает руководитель Росстата: структура среднестатистической корзины на 42,7% состоит из расходов на еду, на треть — на непродовольственные товары, остальное — на оплату услуг. Отслеживать собственную инфляцию нужно будет по конкретным товарам, рассказывает Соколин: “Надо будет смотреть, насколько подорожал не просто майонез, а майонез Calve легкий, и не просто маршрутка, а маршрутка из пункта А в пункт Б”. Россиянам, уверен он, в отличие от тех же британцев, будет сложнее: “Они не помнят своих расходов и не следят за ними”.
К тому же люди склонны занижать свои расходы на некоторые товары, например на табак и алкоголь, сетует Соколин, а одинокие мужчины в графе “прочее” всегда пишут ноль.
Сам Росстат не будет использовать счетчик в статистических целях, а россиян он, возможно, научит считать деньги, заключает он.
Методологические сложности будут, полагает и начальник исследовательского отдела ING Bank Юлия Цепляева: “Один раз можно купить "туфли женские кожаные" за 450 руб. и эту сумму указать в калькуляторе, а в другой раз — за 16 000 руб. — это же не будет инфляцией”. К тому же спрос на такой калькулятор будет прежде всего со стороны людей с достаточно высокими доходами, уверена Цепляева, а они для Росстата — самая непознанная аудитория. Например, в корзине есть строчка “пальто отечественные”. “Часто ли средний класс их покупает?” — задается вопросом экономист.
Но технически калькулятор сделать возможно, уверена она.
Главная проблема пользователей калькулятора будет в том, чтобы вспомнить, куда они дели деньги: наши люди расходы не записывают, убежден начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев, а это сразу скажется на результатах.
На сайте британского министерства статистики специально сказано: “Помните: показания калькулятора будут тем более точными, чем более точные данные о своих расходах вы введете”.
На Западе у людей есть привычка к учету расходов, соглашается Цепляева. Например, в Скандинавии граждане коллекционируют чеки за транспорт, потому что потом они могут получить налоговый вычет.
У нас калькулятор будет популярен прежде всего среди оппозиционно настроенных граждан, для которых жизнь невыносима, иронизирует Кащеев.
Индивидуальный счетчик инфляции — очень полезная вещь для экономического образования населения, возражает экономист банка “Траст” Евгений Надоршин. “Сейчас они сначала наберут кредитов, а потом удивляются, какие проценты приходится платить, а тут им будет сначала любопытно, а потом они тоже начнут собирать чеки”, — полагает он и заключает, что это станет первым шагом к нормальной организации личных финансов.
Инфляция важна не сама по себе, а для расчета сбережений и инвестиций, замечает старший экономист IMSG Александр Уточкин. Для него лично как для потребителя гораздо полезнее были бы расчеты инфляции, произведенные независимым агентством, причем инфляции, характерной для среднего класса.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/24/119428
Цифра недели: 25%. Личная инфляция
Андрей Панов
24.01.2007, №11 (1785) Цифра недели: 25%. Личная инфляция
Андрей Панов
24.01.2007, №11 (1785)
Мой брат уехал учиться во Францию 10 лет назад. Общались мы тогда в основном по e-mail — минута телефонного разговора стоила больше доллара. Лет пять назад появились альтернативные операторы, которые, используя IP-телефонию, постепенно снизили стоимость минуты до 7 центов. Ну а сейчас родители звонят брату через Skype, совершенно себя не ограничивая, — еще бы, всего 2 евроцента за минуту! Падение стоимости в 50 раз за 10 лет — неплохой вклад в сдерживание семейной инфляции.
К сожалению, не все цены падают. Если верить Росстату, в прошлом году они выросли на 9%. Но большинство россиян официальной статистике не верят. Судя по опросу “Левада-центра”, инфляция, по ощущениям граждан, составила в прошлом году 25%.
Где же правда? Не знаю. Сам я инфляцию в России не считал и не верю, что кто-нибудь, кроме официальных статистиков, готов потратить миллионы долларов в год на мониторинг роста цен на все товары и услуги во всех регионах. Не готов я оценить и корректность подсчетов. Но несколько слов в защиту статистиков все-таки скажу.
Все последние годы бытовая техника и компьютеры дешевеют, а значит, сдерживают общий рост индекса потребительских цен. Поборники 20%-ной инфляции в ответ на этот аргумент обычно возражают так: это не цены падают, это растут потребительские качества товаров и стиральная машина за $600 что три года назад, что сейчас по сути один и тот же товар. Неправда. Вне зависимости от производительности, купить новый ноутбук за $1000 шесть лет назад было нельзя. Сейчас можно. Можно купить, к примеру, джинсы приличной марки чуть ли не за 500 руб. — раньше так дешево даже китайские подделки на Черкизовском рынке не стоили. Этот удар по личной инфляции тысяч москвичей нанесли настоящие новогодние распродажи — явление для России сравнительно новое. Точно такое же, как и строительство гипермаркетов вдоль МКАД. Расходы моей семьи на продукты с началом эпохи “Ашана” одномоментно сократились на 10-20%.
Если судить по отчетности X5 Retail Group, средний чек в петербургских магазинах “Пятерочки” вырос на 8% — похоже на официальную инфляцию, не правда ли? Почему же, несмотря на подобные примеры, большинство не верит в снижение инфляции?
Любое повышение цен раздражает и запоминается, поскольку на удовлетворение всех потребностей денег обычно не хватает. К тому же цены обычно растут неравномерно — всегда есть возможность выбрать товар и, схватившись за голову, возмущенно заявить: “Ты посмотри, цены на бензин только за месяц выросли на рубль!” — забыв, что 95-й бензин сейчас стоит 21 руб. Но ведь 21 месяц назад литр бензина не стоил 0 руб.
Есть и объективная причина несовпадения ощущений и статистики — при подсчете инфляции Росстат исключает цены на жилье. Вот уж что выросло, так выросло. Но и здесь статистики не виноваты, цены на квартиры в инфляцию не включают многие страны, например Великобритания.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/24/119434