Крещение Руси: что думали соседи
О посольстве веры и скандальной женитьбе князя Владимира. Свидетельства современников.
Крещение Руси, состоявшееся при князе Владимире в конце X века, — важнейшее событие в истории древнерусской государственности, определившее на века вперед ее культурное и духовное развитие. Естественно, что оно нашло отражение не только в древнерусских письменных памятниках, но и в свидетельствах зарубежных авторов.
А было ли посольство?
В «Повести временных лет» рассказу о крещении предшествует полулегендарное повествование об «испытании вер» киевским князем Владимиром. В частности, в статье под 987 годом сказано об отправке русских посольств к другим народам с целью изучения их богослужения. Эти сведения, некоторыми исследователями считавшиеся недостоверными, находят неожиданное подтверждение в труде средневекового арабского ученого-естествоведа и врача аль-Марвази (XI-XII века):
…Направили послов к правителю Хорезма, группой в четыре человека из [числа] приближенных царя. У них [есть] независимый царь, [который] называет сам себя и титулуется буладмир… Послал к ним [хорезмшах учителей], чтобы научить их закону ислама и обратить в ислам.
По сведениям аль-Марвази, русское посольство посещало Волжскую Булгарию для ознакомления с практикой мусульманского вероисповедания. Из Булгара русские послы могли отправиться и дальше на восток — в Хорезм, с которым у волжских булгар были тесные связи и куда они сами нередко обращались по религиозным вопросам.
Завершает рассказ о русах сообщение об их успешных нападениях на различные причерноморские и прикаспийские города, о чем имеются свидетельства целого ряда арабских и персидских источников.
Крещение Руси? Не новость!
Как известно, религиозный выбор Древней Руси в конечном итоге был сделан в пользу христианства. Экономически («путь из варяг в греки») и культурно Русь была связана именно с Византией. Кроме того, Византия в X веке была самой могущественной державой из соседей Руси — наследницей Римской империи с прекрасными храмами, многолюдными городами, развитым ремеслом. Да и в самой Руси уже были христиане, крестившиеся здесь, — дружинники князя Игоря и княгиня Ольга.
Собственно, поэтому сведения о крещении русов появляются в византийских источниках еще в IX веке, на сто лет раньше всеобщей христианизации. А крещение Руси князем Владимиром предстает как очередной (и далеко не первый) этап.
Скандальная женитьба
С крещением князя Владимира был связан и его брак с византийской принцессой Анной, сестрой императоров Василия II и Константина VIII — брак, мягко говоря, нехарактерный для матримониальной практики империи, ибо надменные византийцы соглашались породниться с «варварами» только в совершенно исключительных обстоятельствах.
Об этих-то обстоятельствах повествует хронист XI века Иоанн Скилица, объясняя «скандальный брак» острой необходимостью византийских императоров получить военную помощь русских дружин.
Похожую трактовку события дают и осведомленные восточные авторы. Наиболее подробные данные о крещении Руси и предшествовавших этому событию обстоятельствах мы находим у Яхьи Антиохийского (XI век). Он писал о том, что против византийского императора в 987 году поднял мятеж Варда Фока и положение правителя стало столь опасным, что он вынужден был обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру, платой за которую и стала женитьба Владимира на Анне:
«И стало опасным дело его [императора Василия II], и был озабочен царь Василий по причине силы его [мятежника Варды Фоки] войск и победы над ним. И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей в Хрисополь [город на Босфоре недалеко от Константинополя]. И победили они Фоку…».
Сходное описание событий содержится в сочинении вазира халифа аль-Муктади (XI век) Абу Шуджа ар-Рудравари:
Когда их положение поколебалось [византийских императоров Василия II и его брата Константина VIII], они вступили в переговоры с царем русов и попросили у него помощи. На это он предложил им выдать за него замуж их сестру. Они оба на это согласились. Но женщина воспротивилась отдать себя тому, кто разнится с ней в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство. Тогда брак был заключен, и женщина была подарена ему. Он послал им обоим на помощь великое множество своей дружины, причем все были большой силы и отваги.
Западная Европа обижена
Европейские дворы Владимиром были недовольны. Современник событий, епископ Титмар Мерзебургский в своей «Хронике» причину этого определил так:
«…коснусь несправедливости, содеянной королем Руси Владимиром. Он взял жену из Греции по имени Елена, ранее просватанную за Оттона III, но коварным образом у него восхищенную. По ее настоянию он принял святую христианскую веру, которую добрыми делами не украсил, ибо был безудержным и жестоким распутником и чинил великие насилия над слабыми данайцами [византийцами]».
Хронист тут явно перепутал имена: назвал Еленою Анну и Оттона III вместо правильного Оттона II, но в остальном все верно. Еще в 967 году то ли к Анне, тогда совсем еще девочке, то ли к ее старшей сестре сватал своего сына Оттона II германский император Оттон I Великий, но получил категорический и очень обидный отказ, который даже стал причиной войны между Германией и Византией на юге Италии.
В итоге стороны пошли на компромисс: германцы вынуждены были удовлетвориться племянницей византийских императоров Феофано, которая и стала женой Оттона II.
В династическом отношении разница между Феофано и Анной была огромной: первая была «всего лишь» одной из родственниц византийского императора, тогда как Анна — порфирородной принцессой.
Кстати, как раз тогда, в 989 году, попытать счастья с византийским браком собирался и французский король Гуго Капет, но был вынужден отменить сватовство своего сына Роберта II.
Впрочем, не все европейцы были настроены недружелюбно к происходящему. Например, сверстник и родственник вышеупомянутого Титмара Мерзебургского Бруно (в монашестве Бонифаций) Кверфуртский, напротив, остался в совершенном восхищении от личности русского князя, о чем и поведал в послании германскому королю Генриху II.
Этот Бруно был и сам во многих отношениях личностью незаурядной: происходил из знатного рода, был хорошо образован и горел желанием проповедовать христианство, причем в самых опасных местах — среди «черных венгров» (мадьяр. — Прим. ред.), пруссов и печенегов. Как раз во время своей миссионерской поездки к кочевникам-печенегам Бруно и посетил Киев, лично встретившись там с великим князем. «Правитель Руси, великий властью и богатством» — так отозвался о нем Бруно. Между прочим, архиепископ отметил, что князь Владимир для обороны от печенегов обнес южные рубежи русских земель «крепчайшей и длиннейшей оградой». Никакой конфессиональной или культурной настороженности по отношению к Руси у Бруно не проявлялось, более того, под его пером киевский князь оказывался в числе тех образцовых правителей, которые все делают «ради успеха Божьего дела».
В материале использованы данные из Хрестоматии (5 т.) выпущенной в 2009—2010 году Университетом Дмитрия Пожарского и книги «Древняя Русь в свете зарубежных источников» (2015).
Т. А. Егерева, кандидат исторических наук, преподаватель, исследователь истории русской общественно-политической мысли, автор около четырех десятков работ по истории России XVIII—XIX вв.еков, лектор культурно-просветительского центра «Архэ».
news.mail.ru/society/36020529/?frommail=1
«Бог не любит «контрольных закупок»: какая вода на Крещение святая
МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Алексей Михеев. Сегодня у православных верующих — крещенский сочельник, день, когда во всех храмах в первый раз совершается великое освящение воды (второе будет в сам праздник Крещения Господня). В народе этой воде приписывают и способность исцелять от всех болезней, и чудесное свойство не портиться. А еще считают, что ночью после сочельника вся вода — и в кранах, и в водоемах — освящается сама собой.
Так ли это и к чему приведут попытки проверить ее святость — в материале РИА Новости.
Фонтан святой Софии
Праздник Крещения Господня, или Богоявления — воспоминание дня, когда Иисус Христос пришел на реку Иордан, где принял крещение от пророка Иоанна — в России традиционно предваряется «навечерием», или крещенским сочельником. С древних времен в оба эти дня совершается Великое освящение воды. Сегодня ей окропляют жилища и пьют натощак, а раньше в этой воде крестили новых членов Церкви. Просто купаться в крещенской воде, как заведено в наши дни, было немыслимо — к ней относились как к великой святыне.
Изначально воду на Богоявление просто набирали для питья. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил об особом знамении — эта вода не портилась. Традиция совершения особой молитвы на освящение воды в этот день появилась в Антиохии в V веке и постепенно распространилась по всему христианскому миру, хотя еще век спустя в Константинополе богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из фонтана перед храмом святой Софии. По этим свидетельствам видно, что воду набирали для питья, а не купались в ней.
Иеромонах Геннадий (Войтишко)
руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата
Море, полное рыб
Практика освящения морских и речных вод, распространенная сегодня в России, также не имеет ничего общего с традициями древней Церкви. «В чине освящения воды ничего не говорится о погружении в эту воду, купании в ней — только о питье и окроплении домов. Поэтому и вода для такого освящения должна быть питьевой — не соленой морской, не болотной или грязной речной», — отмечает священнослужитель.
Купания в крещенской воде неоднократно осуждались церковными авторами и специалистами по богослужебному уставу. Отец Геннадий напоминает, что ныряние в водоем за крестом, брошенным туда священником (обычай, распространенный сегодня в Греции), тоже не несет духовной пользы, а оправдывать освящение морей тем, что в них плавают рыбы, которых потом можно съесть, совершенно дико.
«Ни о каких рыбах в воде, освященных на Богоявление, и прочей чепухе речи нет ни в одном источнике. После ныряния за крестом освящение морской воды с целью освящения рыбы — очередная греческая богословская новость», — убежден иеромонах.
Не ждать манны с неба
Но обязательно ли каждый год заново освящать воду и нельзя ли освятить все источники раз и навсегда? Чем отличается вода крещенского сочельника от воды, освященной на само Крещение, и обе они — от той воды, которая каждую неделю освящается в храмах в течение всего года? Ничем. Дело только в отношении к событию, которое произошло в Палестине на заре новой истории.
«Вся наша жизнь наполнена повторяющимися событиями. Так, мы вынуждены изо дня в день есть, работать, напоминать другим о том, что мы их любим, ходить каждый год на дни рождения. Но мы всегда знаем, что день рождения своего ребенка куда важнее. Так же и тут — есть великое освящение воды, когда мы вспоминаем: сам Христос показал, как нужно креститься, освятил Своим естеством воды. Но при этом оно нисколько не умаляет обычного водосвятного молебна», — размышляет клирик Свято-Пантелеимоновского храма города Орска священник Александр Курсаков.
К утверждению, что в ночь на праздник Богоявления вода таинственным образом освящается сама собой, он относится с изрядным скепсисом и призывает «не искушать Господа Бога попусту». «Для евреев в пустыне чудом была манна, падавшая с неба, а для их детей, кроме манны другой еды не видевших, чудом было то, что еду надо закопать в землю, чтобы вырастить новую. Но это не повод идти в пустыню, чтобы посмотреть, дадут ли тебе манну, когда нечего есть», — продолжает он.
Почему вода портится
«Мои бабушки рассказывали, как в военные годы набирали святую воду в родниках, водоемах… И она действительно не портилась и творила чудеса, потому что Бог желал утешить Своих детей в тяжелые времена. Но если сейчас набрать воды из крана, который не меняли 50 лет, и сказать: “вот я сейчас проверю, как Господь воду освящает и будет ли она святой”, — ну есть такие, которые ставят эксперименты и через полгода получают протухшую воду. Только где тут вера?» — недоумевает отец Александр.
Бог, по его словам, творит чудеса для верующих. Или для неверующих — в том случае, если им это полезно.
А на «контрольную закупку» Он не подписывался. Поэтому так делать не надо. Нет ни одного случая, когда человек искушал Бога и это закончилось чем-то позитивным.
«И нас, грешных, освятит»
Настоятель одного из храмов российского юга накануне сочельника с горькой иронией написал на своей страничке в фейсбуке, что «правильное смешение» воды, освященной за два крещенских дня, стало куда важнее воспоминания о том, как зародилось одно из главных таинств христианской веры. Но в то же время без праздничного чина освящения воды обойтись сложно, считает бывший ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз). По его мнению, заниматься «важными смыслами» без напоминаний и действия сложно:
Вот пришли мы за водичкой, услышали в храме слова пророков о пришествии Христа, молимся, прославляем сошедшего в воды иорданские Иисуса, сделавшего это нас ради и нашего ради спасения, понесли в дом водичку, благодаря которой целый год будем помнить о Его к нам снисхождении, — и так верим, что эта водичка, которую освятил Христос, и нас, грешных, освятит.
news.mail.ru/society/36017738/?frommail=1
О посольстве веры и скандальной женитьбе князя Владимира. Свидетельства современников.
Крещение Руси, состоявшееся при князе Владимире в конце X века, — важнейшее событие в истории древнерусской государственности, определившее на века вперед ее культурное и духовное развитие. Естественно, что оно нашло отражение не только в древнерусских письменных памятниках, но и в свидетельствах зарубежных авторов.
А было ли посольство?
В «Повести временных лет» рассказу о крещении предшествует полулегендарное повествование об «испытании вер» киевским князем Владимиром. В частности, в статье под 987 годом сказано об отправке русских посольств к другим народам с целью изучения их богослужения. Эти сведения, некоторыми исследователями считавшиеся недостоверными, находят неожиданное подтверждение в труде средневекового арабского ученого-естествоведа и врача аль-Марвази (XI-XII века):
…Направили послов к правителю Хорезма, группой в четыре человека из [числа] приближенных царя. У них [есть] независимый царь, [который] называет сам себя и титулуется буладмир… Послал к ним [хорезмшах учителей], чтобы научить их закону ислама и обратить в ислам.
По сведениям аль-Марвази, русское посольство посещало Волжскую Булгарию для ознакомления с практикой мусульманского вероисповедания. Из Булгара русские послы могли отправиться и дальше на восток — в Хорезм, с которым у волжских булгар были тесные связи и куда они сами нередко обращались по религиозным вопросам.
Завершает рассказ о русах сообщение об их успешных нападениях на различные причерноморские и прикаспийские города, о чем имеются свидетельства целого ряда арабских и персидских источников.
Крещение Руси? Не новость!
Как известно, религиозный выбор Древней Руси в конечном итоге был сделан в пользу христианства. Экономически («путь из варяг в греки») и культурно Русь была связана именно с Византией. Кроме того, Византия в X веке была самой могущественной державой из соседей Руси — наследницей Римской империи с прекрасными храмами, многолюдными городами, развитым ремеслом. Да и в самой Руси уже были христиане, крестившиеся здесь, — дружинники князя Игоря и княгиня Ольга.
Собственно, поэтому сведения о крещении русов появляются в византийских источниках еще в IX веке, на сто лет раньше всеобщей христианизации. А крещение Руси князем Владимиром предстает как очередной (и далеко не первый) этап.
Скандальная женитьба
С крещением князя Владимира был связан и его брак с византийской принцессой Анной, сестрой императоров Василия II и Константина VIII — брак, мягко говоря, нехарактерный для матримониальной практики империи, ибо надменные византийцы соглашались породниться с «варварами» только в совершенно исключительных обстоятельствах.
Об этих-то обстоятельствах повествует хронист XI века Иоанн Скилица, объясняя «скандальный брак» острой необходимостью византийских императоров получить военную помощь русских дружин.
Похожую трактовку события дают и осведомленные восточные авторы. Наиболее подробные данные о крещении Руси и предшествовавших этому событию обстоятельствах мы находим у Яхьи Антиохийского (XI век). Он писал о том, что против византийского императора в 987 году поднял мятеж Варда Фока и положение правителя стало столь опасным, что он вынужден был обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру, платой за которую и стала женитьба Владимира на Анне:
«И стало опасным дело его [императора Василия II], и был озабочен царь Василий по причине силы его [мятежника Варды Фоки] войск и победы над ним. И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей в Хрисополь [город на Босфоре недалеко от Константинополя]. И победили они Фоку…».
Сходное описание событий содержится в сочинении вазира халифа аль-Муктади (XI век) Абу Шуджа ар-Рудравари:
Когда их положение поколебалось [византийских императоров Василия II и его брата Константина VIII], они вступили в переговоры с царем русов и попросили у него помощи. На это он предложил им выдать за него замуж их сестру. Они оба на это согласились. Но женщина воспротивилась отдать себя тому, кто разнится с ней в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство. Тогда брак был заключен, и женщина была подарена ему. Он послал им обоим на помощь великое множество своей дружины, причем все были большой силы и отваги.
Западная Европа обижена
Европейские дворы Владимиром были недовольны. Современник событий, епископ Титмар Мерзебургский в своей «Хронике» причину этого определил так:
«…коснусь несправедливости, содеянной королем Руси Владимиром. Он взял жену из Греции по имени Елена, ранее просватанную за Оттона III, но коварным образом у него восхищенную. По ее настоянию он принял святую христианскую веру, которую добрыми делами не украсил, ибо был безудержным и жестоким распутником и чинил великие насилия над слабыми данайцами [византийцами]».
Хронист тут явно перепутал имена: назвал Еленою Анну и Оттона III вместо правильного Оттона II, но в остальном все верно. Еще в 967 году то ли к Анне, тогда совсем еще девочке, то ли к ее старшей сестре сватал своего сына Оттона II германский император Оттон I Великий, но получил категорический и очень обидный отказ, который даже стал причиной войны между Германией и Византией на юге Италии.
В итоге стороны пошли на компромисс: германцы вынуждены были удовлетвориться племянницей византийских императоров Феофано, которая и стала женой Оттона II.
В династическом отношении разница между Феофано и Анной была огромной: первая была «всего лишь» одной из родственниц византийского императора, тогда как Анна — порфирородной принцессой.
Кстати, как раз тогда, в 989 году, попытать счастья с византийским браком собирался и французский король Гуго Капет, но был вынужден отменить сватовство своего сына Роберта II.
Впрочем, не все европейцы были настроены недружелюбно к происходящему. Например, сверстник и родственник вышеупомянутого Титмара Мерзебургского Бруно (в монашестве Бонифаций) Кверфуртский, напротив, остался в совершенном восхищении от личности русского князя, о чем и поведал в послании германскому королю Генриху II.
Этот Бруно был и сам во многих отношениях личностью незаурядной: происходил из знатного рода, был хорошо образован и горел желанием проповедовать христианство, причем в самых опасных местах — среди «черных венгров» (мадьяр. — Прим. ред.), пруссов и печенегов. Как раз во время своей миссионерской поездки к кочевникам-печенегам Бруно и посетил Киев, лично встретившись там с великим князем. «Правитель Руси, великий властью и богатством» — так отозвался о нем Бруно. Между прочим, архиепископ отметил, что князь Владимир для обороны от печенегов обнес южные рубежи русских земель «крепчайшей и длиннейшей оградой». Никакой конфессиональной или культурной настороженности по отношению к Руси у Бруно не проявлялось, более того, под его пером киевский князь оказывался в числе тех образцовых правителей, которые все делают «ради успеха Божьего дела».
В материале использованы данные из Хрестоматии (5 т.) выпущенной в 2009—2010 году Университетом Дмитрия Пожарского и книги «Древняя Русь в свете зарубежных источников» (2015).
Т. А. Егерева, кандидат исторических наук, преподаватель, исследователь истории русской общественно-политической мысли, автор около четырех десятков работ по истории России XVIII—XIX вв.еков, лектор культурно-просветительского центра «Архэ».
news.mail.ru/society/36020529/?frommail=1
«Бог не любит «контрольных закупок»: какая вода на Крещение святая
МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Алексей Михеев. Сегодня у православных верующих — крещенский сочельник, день, когда во всех храмах в первый раз совершается великое освящение воды (второе будет в сам праздник Крещения Господня). В народе этой воде приписывают и способность исцелять от всех болезней, и чудесное свойство не портиться. А еще считают, что ночью после сочельника вся вода — и в кранах, и в водоемах — освящается сама собой.
Так ли это и к чему приведут попытки проверить ее святость — в материале РИА Новости.
Фонтан святой Софии
Праздник Крещения Господня, или Богоявления — воспоминание дня, когда Иисус Христос пришел на реку Иордан, где принял крещение от пророка Иоанна — в России традиционно предваряется «навечерием», или крещенским сочельником. С древних времен в оба эти дня совершается Великое освящение воды. Сегодня ей окропляют жилища и пьют натощак, а раньше в этой воде крестили новых членов Церкви. Просто купаться в крещенской воде, как заведено в наши дни, было немыслимо — к ней относились как к великой святыне.
Изначально воду на Богоявление просто набирали для питья. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил об особом знамении — эта вода не портилась. Традиция совершения особой молитвы на освящение воды в этот день появилась в Антиохии в V веке и постепенно распространилась по всему христианскому миру, хотя еще век спустя в Константинополе богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из фонтана перед храмом святой Софии. По этим свидетельствам видно, что воду набирали для питья, а не купались в ней.
Иеромонах Геннадий (Войтишко)
руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата
Море, полное рыб
Практика освящения морских и речных вод, распространенная сегодня в России, также не имеет ничего общего с традициями древней Церкви. «В чине освящения воды ничего не говорится о погружении в эту воду, купании в ней — только о питье и окроплении домов. Поэтому и вода для такого освящения должна быть питьевой — не соленой морской, не болотной или грязной речной», — отмечает священнослужитель.
Купания в крещенской воде неоднократно осуждались церковными авторами и специалистами по богослужебному уставу. Отец Геннадий напоминает, что ныряние в водоем за крестом, брошенным туда священником (обычай, распространенный сегодня в Греции), тоже не несет духовной пользы, а оправдывать освящение морей тем, что в них плавают рыбы, которых потом можно съесть, совершенно дико.
«Ни о каких рыбах в воде, освященных на Богоявление, и прочей чепухе речи нет ни в одном источнике. После ныряния за крестом освящение морской воды с целью освящения рыбы — очередная греческая богословская новость», — убежден иеромонах.
Не ждать манны с неба
Но обязательно ли каждый год заново освящать воду и нельзя ли освятить все источники раз и навсегда? Чем отличается вода крещенского сочельника от воды, освященной на само Крещение, и обе они — от той воды, которая каждую неделю освящается в храмах в течение всего года? Ничем. Дело только в отношении к событию, которое произошло в Палестине на заре новой истории.
«Вся наша жизнь наполнена повторяющимися событиями. Так, мы вынуждены изо дня в день есть, работать, напоминать другим о том, что мы их любим, ходить каждый год на дни рождения. Но мы всегда знаем, что день рождения своего ребенка куда важнее. Так же и тут — есть великое освящение воды, когда мы вспоминаем: сам Христос показал, как нужно креститься, освятил Своим естеством воды. Но при этом оно нисколько не умаляет обычного водосвятного молебна», — размышляет клирик Свято-Пантелеимоновского храма города Орска священник Александр Курсаков.
К утверждению, что в ночь на праздник Богоявления вода таинственным образом освящается сама собой, он относится с изрядным скепсисом и призывает «не искушать Господа Бога попусту». «Для евреев в пустыне чудом была манна, падавшая с неба, а для их детей, кроме манны другой еды не видевших, чудом было то, что еду надо закопать в землю, чтобы вырастить новую. Но это не повод идти в пустыню, чтобы посмотреть, дадут ли тебе манну, когда нечего есть», — продолжает он.
Почему вода портится
«Мои бабушки рассказывали, как в военные годы набирали святую воду в родниках, водоемах… И она действительно не портилась и творила чудеса, потому что Бог желал утешить Своих детей в тяжелые времена. Но если сейчас набрать воды из крана, который не меняли 50 лет, и сказать: “вот я сейчас проверю, как Господь воду освящает и будет ли она святой”, — ну есть такие, которые ставят эксперименты и через полгода получают протухшую воду. Только где тут вера?» — недоумевает отец Александр.
Бог, по его словам, творит чудеса для верующих. Или для неверующих — в том случае, если им это полезно.
А на «контрольную закупку» Он не подписывался. Поэтому так делать не надо. Нет ни одного случая, когда человек искушал Бога и это закончилось чем-то позитивным.
«И нас, грешных, освятит»
Настоятель одного из храмов российского юга накануне сочельника с горькой иронией написал на своей страничке в фейсбуке, что «правильное смешение» воды, освященной за два крещенских дня, стало куда важнее воспоминания о том, как зародилось одно из главных таинств христианской веры. Но в то же время без праздничного чина освящения воды обойтись сложно, считает бывший ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз). По его мнению, заниматься «важными смыслами» без напоминаний и действия сложно:
Вот пришли мы за водичкой, услышали в храме слова пророков о пришествии Христа, молимся, прославляем сошедшего в воды иорданские Иисуса, сделавшего это нас ради и нашего ради спасения, понесли в дом водичку, благодаря которой целый год будем помнить о Его к нам снисхождении, — и так верим, что эта водичка, которую освятил Христос, и нас, грешных, освятит.
news.mail.ru/society/36017738/?frommail=1