понедельник, 04 декабря 2006
Вне конкуренции
Российские предприятия не замечают импорт
Татьяна Алешкина
Ведомости
04.12.2006, №228 (1755)Отечественных производителей перестала волновать конкуренция с импортом. Иностранные конкуренты не сдерживают, а, наоборот, стимулируют рост выпуска большинства промышленных предприятий.
По заказу Центра развития Центр экономической конъюнктуры при правительстве опросил в октябре руководителей 803 промышленных предприятий из всех отраслей. С 2004 г. доля предприятий, рост производства которых сдерживает импорт, сократилась с 16% до 7%. Больше половины (50-60%) предприятий утверждают, что рост импорта не влияет на объемы их выпуска. А вот доля предприятий, которых рост импорта стимулирует наращивать выпуск, выросла с 4% до 20%.
За январь — октябрь 2006 г. импорт вырос на 29% по сравнению с прошлогодним уровнем. Чиновников в отличие от производственников эти цифры пугают: президент Владимир Путин и министр финансов Алексей Кудрин неоднократно говорили о необходимости сдерживать укрепление реального курса рубля, чтобы защитить отечественных производителей.
Товары российских предприятий находятся в разных ценовых нишах с западными, говорит эксперт Центра развития Валерий Миронов, поэтому и не чувствуют конкуренции с импортом. “Спрос растет, и места хватает всем”, — отмечает экономист ЦМАКП Владимир Сальников.
Впрочем, именно из-за усиления конкуренции с импортом отечественные производители были вынуждены переориентироваться на потребителей с более низкими доходами, возражает научный руководитель ЦСР Ксения Юдаева. Вдобавок ослабление конкуренции временное. Конкуренцию сильно ощущают производители автомобилей и бытовой техники, а когда предприятия начнут выпускать спецоборудование, пошлины на которое весной 2006 г. были отменены, соперничество возрастет, прогнозирует Миронов.
Собственную конкурентоспособность, как следует из опроса, предприятия повышают за счет ввода новых мощностей. В 2006 г. обновили оборудование 68% опрошенных (в 2004 г. — лишь 23%). Снижением трудовых издержек занят 61% предприятий (два года назад — 36%), маркетингом и улучшением структуры управления — 43% (26%). А вот модернизацией существующих технологий занимается 47% компаний (55%). Некоторые отрасли, например металлургия и пищепром, уже полностью или частично модернизировали мощности, отмечает Сальников, а машиностроение и химпром работают на старых.
Металлурги действительно активно обновляют мощности. В 2000-2005 гг. в модернизацию и развитие мощностей Новолипецкого меткомбината было инвестировано $1,3 млрд, говорит сотрудник компании. “Мечел” в 2006-2010 гг. инвестирует $1,1 млрд, говорит сотрудник компании. “На станках, оставшихся от советской власти, делать современную продукцию проблематично”, — говорит директор по маркетингу “Эконики-техно” Дмитрий Игошев. Средний возраст станков, работающих на “Эконике”, — три-четыре года.
Сильнее всего конкурентоспособность промпредприятий ограничивает дороговизна энергоресурсов и сырья (на это жалуются 65% предприятий, а в 2004 г. — 53%).
--------------------------------------------------------------------------------
ИНДУСТРИЯ РАСТЕТ
Согласно опросу ИЭПП, в октябре промышленность быстро наращивала обороты. Быстро рос выпуск промпродукции, на высоком уровне остался платежеспособный спрос. Его уровень считали “нормальным” 62% предприятий (в сентябре был поставлен рекорд — 67%). Приостановилос сокращение прибыли,
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/12/04/116977