НДС и НСП: Легких путей не ищем
Наталья Акиндинова
25.09.2006, №179 (1706)Позиции сторонников замены НДС налогом с продаж усилились, когда в 2006 г. динамика доходов бюджета от НДС резко ухудшилась: за первые семь месяцев поступления от налога на товары отечественного производства по сравнению с прошлым годом увеличились всего на 3%, в то время как общий объем налоговых поступлений в бюджетную систему — на 26%. Причины этого — рост возмещения экспортерам и потери, связанные с введением общего порядка принятия к вычету затрат по капвложениям. Негативная динамика фактических поступлений от НДС поставила под сомнение реалистичность прогноза поступлений от него, заложенных в проект бюджета 2007 г.
Если недостатки НДС в российском исполнении достаточно очевидны — он обременителен для предприятий обработки, тяжело администрируется, а теперь к тому же совсем плохо собирается, — то достоинства рассматриваемого в качестве альтернативы налога с продаж — нет.
Подозрительно уже то, что, несмотря на поток критики, не утихающей десятилетиями, в большинстве стран мира применяется именно налог на добавленную стоимость. Например, в Ирландии — одной из наиболее конкурентоспособных европейских экономик — существование этого налога не препятствует высоким темпам экономического роста. США являются одной из немногих развитых стран, где вместо НДС используется налог с продаж. Однако в США роль косвенных налогов в принципе является ограниченной и основной вопрос налоговой политики — выбор не между НДС и налогом с продаж, а между прямым и косвенным налогообложением. Перейдя от НДС к налогу с продаж, Россия останется в меньшинстве, но это не будет такой уж проблемой, если представить, что властям удастся обеспечить приемлемый уровень собираемости налога с продаж и воспользоваться всеми преимуществами, которые он дает производителям.
Правительство пришло в отчаяние от того, что не может научиться администрировать НДС, но администрировать налог с продаж будет не проще, а сложнее.
НДС и налог с продаж относятся к одной разновидности налогов на потребление, включаемых в цену товара. Однако при сходстве объекта обложения состав налогоплательщиков отличается коренным образом. В то время как НДС платят в основном крупные и средние предприятия, производящие товары и услуги, налог с продаж придется собирать преимущественно с малых предприятий. А эта категория налогоплательщиков пока не готова платить много, о чем свидетельствуют объемы поступлений от налога, уплачиваемого с использованием упрощенной системы налогообложения: в 2005 г. — 32 млрд руб. против 888 млрд руб. от НДС.
Только по официальным данным 15% продовольственных и 23% непродовольственных товаров до сих пор реализуются на рынках. В этих условиях странно надеяться на высокую собираемость нового налога. Даже если все налогоплательщики будут подавать декларации, доказать факт реализации, так же как и объем выручки, практически невозможно. К тому же отмена упрощенной системы при введении 10%-ного налога с продаж безусловно ухудшит положение малого бизнеса, который в настоящее время платит максимум 6% доходов. Так что вместо легализации доходов такой шаг может спровоцировать новое увеличение доли теневого оборота.
Похоже, предвидя трудности при сборе налога с розничного оборота и непроизводственных расходов предприятий, авторы концепции нового налога с продаж предусмотрели обложение им также государственных закупок. Учитывая, что современная бюджетная политика направлена на увеличение госрасходов, доля этих поступлений будет существенна, тем более что именно здесь действительно можно надеяться на 100%-ную собираемость. Однако по сути поступление налога в консолидированный бюджет при осуществлении госзакупок — это не более чем двойной счет, сидящий как в доходной, так и в расходной части бюджета, хотя валовые показатели при этом будут выглядеть более прилично.
Кроме того, шансы сократить административные издержки с помощью введения налога с продаж не так уж и высоки. Учитывая, что декларации придется подавать всем налогоплательщикам независимо от наличия облагаемых оборотов, включая малые предприятия, документооборот вряд ли уменьшится. А если при этом будет одобрена идея переходного периода, в течение которого будет постепенно снижаться ставка НДС и увеличиваться ставка налога с продаж, то какое-то время — возможно, несколько лет — налоговой инспекции придется собирать, а предпринимателям — платить два налога одновременно, причем по часто меняющимся ставкам. В этих условиях от российских налоговиков и бухгалтеров потребуется не просто грамотность, которой якобы не хватает для того, чтобы платить НДС. Потребуются качества настоящих виртуозов налогового дела.
А о стабильности налоговых условий придется надолго забыть, хотя еще недавно казалось, что реформирование налоговой системы почти закончено.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/09/25/113117
НДС и НСП: Продать налог с продаж
Питер Уэстин
25.09.2006, №179 (1706)НДС и НСП: Продать налог с продаж
Питер Уэстин
25.09.2006, №179 (1706)
Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович предложил в 2009-2011 гг. заменить сегодняшнюю российскую систему НДС на 10%-ный налог с продаж (НсП). Несмотря на то что от уплаты НДС сложней уклониться, поскольку он собирается на каждой стадии производства, мы думаем, что НсП может оказаться лучше приспособлен к российской реальности, поскольку он гораздо проще в администрировании. По нашим подсчетам, 10-11%-ный НсП будет иметь такой же эффект для бюджета, как и введение 13%-ной ставки НДС, поэтому мы бы одобрили такое решение как меру улучшения неуклюжей (поскольку неэффективной и дорогой) российской налоговой системы.
Впервые Дворкович выдвинул эту идею в 2004 г. В настоящий момент это предложение находится на стадии подготовки, но в ближайшее время оно будет готово. Напомним, что налог с продаж — 5% — в России существовал до 2004 г. и собирался региональными властями.
Этот налог — предмет горячих споров внутри правительства. Премьер-министр Михаил Фрадков предлагал понизить ставку НДС с сегодняшних 18% до 13%, что, по его прогнозам, стоило бы бюджету $14 млрд. Это предложение создало конфликт между премьером и либеральной частью правительства — министром финансов Алексеем Кудриным и министром экономического развития Германом Грефом, которые посчитали, что такое снижение безответственно с бюджетной точки зрения, а потенциальный выигрыш экономики сомнителен. Между тем, по расчетам Дворковича, 10%-ный налог с продаж окажет такое же воздействие на бюджет, как и 13%-ная ставка НДС.
Основное различие в том, что НДС — это налог на разницу между ценой товара или услуги до налогообложения и себестоимостью этого товара или услуги, в то время как налог с продаж взимается с продажной цены. С точки зрения широты охвата НДС в основном считается более эффективным, поскольку взимается на всех стадиях производства. Однако с точки зрения собираемости замена НДС на налог с продаж, по нашему мнению, будет осмысленной, поскольку административные издержки по сбору НДС значительно выше и создают более высокий уровень бюрократизации.
Европейские государства облагают НДС гораздо большее количество товаров и услуг, чем, например, это делают США с помощью налога с продаж. Это значит, что введение последнего должно привести к сокращению издержек множества компаний, задействованных в производственной цепочке (особенно тех, кто не связан с розничной продажей). Кроме того, благодаря более простой процедуре введение налога с продаж также означает снижение административных затрат для властей.
Но существуют две проблемы, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, при взимании налога с продаж нет таких возможностей проверки собираемости, какие существуют при сборе НДС, что увеличивает вероятность масштабных злоупотреблений. Во-вторых, хотя и НДС, и налог с продаж практически платятся потребителями, НДС менее заметен. Потребители воспринимают НДС как налог, приходящийся в большей степени на производителей, в то время как налог с продаж собирается на уровне розницы и непосредственно бьет по карману каждого потребителя.
Сегодня весь НДС поступает в федеральный бюджет. В 2005 г. Россия собрала 1,47 трлн руб. ($52 млрд) НДС, или 46% от всех федеральных налоговых поступлений и 6,8% ВВП, что делает его наиболее важным налогом для федерального бюджета. Текущая ставка НДС составляет 18%, но также существует пониженная ставка в 10% для социально значимых товаров. Представим, что вводится налог с продаж с плоской шкалой, т. е. не будет никаких скидок; примем прошлогодний номинальный уровень потребления (10,153 трлн руб., или $358,7 млрд) за базу налогообложения, и мы сможем высчитать бюджетный эффект от различных ставок налога с продаж (см. таблицу).
10%-ный налог с продаж принесет 1,015 трлн руб. ($35,9 млрд). Между тем понижение НДС с 18% до 13%, по нашим подсчетам, приведет к бюджетным потерям на уровне $14 млрд (по данным за 2005 г.). Вычтя $14 млрд из прошлогодних доходов от НДС ($52 млрд), мы получим сумму в $38 млрд, что означает, что замена НДС на 10-11%-ный налог с продаж, как предлагает Дворкович, будет иметь такой же эффект для бюджета, как и понижение НДС до 13%. Учитывая, что сейчас ставка НДС составляет 18%, нейтральным для бюджета будет НсП на уровне 14-15%.
Суммируя, можно сказать: наши черновые подсчеты показывают, что введение НсП даст такой же эффект, как и 13%-ный НДС, предлагаемый Фрадковым. Тем не менее введение налога с продаж приведет к сокращению бумажной работы как для бизнеса, так и для власти. И хоть в чисто теоретическом плане предпочтительнее НДС, поскольку его база шире, мы думаем, что России чрезвычайно необходима более эффективная и управляемая налоговая система и налог с продаж будет хорошим шагом в этом направлении.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/09/25/113118
Наталья Акиндинова
25.09.2006, №179 (1706)Позиции сторонников замены НДС налогом с продаж усилились, когда в 2006 г. динамика доходов бюджета от НДС резко ухудшилась: за первые семь месяцев поступления от налога на товары отечественного производства по сравнению с прошлым годом увеличились всего на 3%, в то время как общий объем налоговых поступлений в бюджетную систему — на 26%. Причины этого — рост возмещения экспортерам и потери, связанные с введением общего порядка принятия к вычету затрат по капвложениям. Негативная динамика фактических поступлений от НДС поставила под сомнение реалистичность прогноза поступлений от него, заложенных в проект бюджета 2007 г.
Если недостатки НДС в российском исполнении достаточно очевидны — он обременителен для предприятий обработки, тяжело администрируется, а теперь к тому же совсем плохо собирается, — то достоинства рассматриваемого в качестве альтернативы налога с продаж — нет.
Подозрительно уже то, что, несмотря на поток критики, не утихающей десятилетиями, в большинстве стран мира применяется именно налог на добавленную стоимость. Например, в Ирландии — одной из наиболее конкурентоспособных европейских экономик — существование этого налога не препятствует высоким темпам экономического роста. США являются одной из немногих развитых стран, где вместо НДС используется налог с продаж. Однако в США роль косвенных налогов в принципе является ограниченной и основной вопрос налоговой политики — выбор не между НДС и налогом с продаж, а между прямым и косвенным налогообложением. Перейдя от НДС к налогу с продаж, Россия останется в меньшинстве, но это не будет такой уж проблемой, если представить, что властям удастся обеспечить приемлемый уровень собираемости налога с продаж и воспользоваться всеми преимуществами, которые он дает производителям.
Правительство пришло в отчаяние от того, что не может научиться администрировать НДС, но администрировать налог с продаж будет не проще, а сложнее.
НДС и налог с продаж относятся к одной разновидности налогов на потребление, включаемых в цену товара. Однако при сходстве объекта обложения состав налогоплательщиков отличается коренным образом. В то время как НДС платят в основном крупные и средние предприятия, производящие товары и услуги, налог с продаж придется собирать преимущественно с малых предприятий. А эта категория налогоплательщиков пока не готова платить много, о чем свидетельствуют объемы поступлений от налога, уплачиваемого с использованием упрощенной системы налогообложения: в 2005 г. — 32 млрд руб. против 888 млрд руб. от НДС.
Только по официальным данным 15% продовольственных и 23% непродовольственных товаров до сих пор реализуются на рынках. В этих условиях странно надеяться на высокую собираемость нового налога. Даже если все налогоплательщики будут подавать декларации, доказать факт реализации, так же как и объем выручки, практически невозможно. К тому же отмена упрощенной системы при введении 10%-ного налога с продаж безусловно ухудшит положение малого бизнеса, который в настоящее время платит максимум 6% доходов. Так что вместо легализации доходов такой шаг может спровоцировать новое увеличение доли теневого оборота.
Похоже, предвидя трудности при сборе налога с розничного оборота и непроизводственных расходов предприятий, авторы концепции нового налога с продаж предусмотрели обложение им также государственных закупок. Учитывая, что современная бюджетная политика направлена на увеличение госрасходов, доля этих поступлений будет существенна, тем более что именно здесь действительно можно надеяться на 100%-ную собираемость. Однако по сути поступление налога в консолидированный бюджет при осуществлении госзакупок — это не более чем двойной счет, сидящий как в доходной, так и в расходной части бюджета, хотя валовые показатели при этом будут выглядеть более прилично.
Кроме того, шансы сократить административные издержки с помощью введения налога с продаж не так уж и высоки. Учитывая, что декларации придется подавать всем налогоплательщикам независимо от наличия облагаемых оборотов, включая малые предприятия, документооборот вряд ли уменьшится. А если при этом будет одобрена идея переходного периода, в течение которого будет постепенно снижаться ставка НДС и увеличиваться ставка налога с продаж, то какое-то время — возможно, несколько лет — налоговой инспекции придется собирать, а предпринимателям — платить два налога одновременно, причем по часто меняющимся ставкам. В этих условиях от российских налоговиков и бухгалтеров потребуется не просто грамотность, которой якобы не хватает для того, чтобы платить НДС. Потребуются качества настоящих виртуозов налогового дела.
А о стабильности налоговых условий придется надолго забыть, хотя еще недавно казалось, что реформирование налоговой системы почти закончено.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/09/25/113117
НДС и НСП: Продать налог с продаж
Питер Уэстин
25.09.2006, №179 (1706)НДС и НСП: Продать налог с продаж
Питер Уэстин
25.09.2006, №179 (1706)
Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович предложил в 2009-2011 гг. заменить сегодняшнюю российскую систему НДС на 10%-ный налог с продаж (НсП). Несмотря на то что от уплаты НДС сложней уклониться, поскольку он собирается на каждой стадии производства, мы думаем, что НсП может оказаться лучше приспособлен к российской реальности, поскольку он гораздо проще в администрировании. По нашим подсчетам, 10-11%-ный НсП будет иметь такой же эффект для бюджета, как и введение 13%-ной ставки НДС, поэтому мы бы одобрили такое решение как меру улучшения неуклюжей (поскольку неэффективной и дорогой) российской налоговой системы.
Впервые Дворкович выдвинул эту идею в 2004 г. В настоящий момент это предложение находится на стадии подготовки, но в ближайшее время оно будет готово. Напомним, что налог с продаж — 5% — в России существовал до 2004 г. и собирался региональными властями.
Этот налог — предмет горячих споров внутри правительства. Премьер-министр Михаил Фрадков предлагал понизить ставку НДС с сегодняшних 18% до 13%, что, по его прогнозам, стоило бы бюджету $14 млрд. Это предложение создало конфликт между премьером и либеральной частью правительства — министром финансов Алексеем Кудриным и министром экономического развития Германом Грефом, которые посчитали, что такое снижение безответственно с бюджетной точки зрения, а потенциальный выигрыш экономики сомнителен. Между тем, по расчетам Дворковича, 10%-ный налог с продаж окажет такое же воздействие на бюджет, как и 13%-ная ставка НДС.
Основное различие в том, что НДС — это налог на разницу между ценой товара или услуги до налогообложения и себестоимостью этого товара или услуги, в то время как налог с продаж взимается с продажной цены. С точки зрения широты охвата НДС в основном считается более эффективным, поскольку взимается на всех стадиях производства. Однако с точки зрения собираемости замена НДС на налог с продаж, по нашему мнению, будет осмысленной, поскольку административные издержки по сбору НДС значительно выше и создают более высокий уровень бюрократизации.
Европейские государства облагают НДС гораздо большее количество товаров и услуг, чем, например, это делают США с помощью налога с продаж. Это значит, что введение последнего должно привести к сокращению издержек множества компаний, задействованных в производственной цепочке (особенно тех, кто не связан с розничной продажей). Кроме того, благодаря более простой процедуре введение налога с продаж также означает снижение административных затрат для властей.
Но существуют две проблемы, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, при взимании налога с продаж нет таких возможностей проверки собираемости, какие существуют при сборе НДС, что увеличивает вероятность масштабных злоупотреблений. Во-вторых, хотя и НДС, и налог с продаж практически платятся потребителями, НДС менее заметен. Потребители воспринимают НДС как налог, приходящийся в большей степени на производителей, в то время как налог с продаж собирается на уровне розницы и непосредственно бьет по карману каждого потребителя.
Сегодня весь НДС поступает в федеральный бюджет. В 2005 г. Россия собрала 1,47 трлн руб. ($52 млрд) НДС, или 46% от всех федеральных налоговых поступлений и 6,8% ВВП, что делает его наиболее важным налогом для федерального бюджета. Текущая ставка НДС составляет 18%, но также существует пониженная ставка в 10% для социально значимых товаров. Представим, что вводится налог с продаж с плоской шкалой, т. е. не будет никаких скидок; примем прошлогодний номинальный уровень потребления (10,153 трлн руб., или $358,7 млрд) за базу налогообложения, и мы сможем высчитать бюджетный эффект от различных ставок налога с продаж (см. таблицу).
10%-ный налог с продаж принесет 1,015 трлн руб. ($35,9 млрд). Между тем понижение НДС с 18% до 13%, по нашим подсчетам, приведет к бюджетным потерям на уровне $14 млрд (по данным за 2005 г.). Вычтя $14 млрд из прошлогодних доходов от НДС ($52 млрд), мы получим сумму в $38 млрд, что означает, что замена НДС на 10-11%-ный налог с продаж, как предлагает Дворкович, будет иметь такой же эффект для бюджета, как и понижение НДС до 13%. Учитывая, что сейчас ставка НДС составляет 18%, нейтральным для бюджета будет НсП на уровне 14-15%.
Суммируя, можно сказать: наши черновые подсчеты показывают, что введение НсП даст такой же эффект, как и 13%-ный НДС, предлагаемый Фрадковым. Тем не менее введение налога с продаж приведет к сокращению бумажной работы как для бизнеса, так и для власти. И хоть в чисто теоретическом плане предпочтительнее НДС, поскольку его база шире, мы думаем, что России чрезвычайно необходима более эффективная и управляемая налоговая система и налог с продаж будет хорошим шагом в этом направлении.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/09/25/113118