30.08.2006, №161 (1688)Ливано-израильский конфликт приведет к росту антиизраильских настроений в России и в мире, прогнозируют социологи. По мнению экспертов, Израиль проиграл не только военную операцию, но и информационную войну.
В опросе Gallup International, Israeli/Lebanon Poll, который проводился на 2-й и 3-й неделях августа, участвовало 24 448 респондентов из 33 стран мира на пяти континентах. Опрос Аналитического центра Юрия Левады (“Левада-центра”) проводился в 44 субъектах РФ 18-21 августа. В нем участвовало 1600 человек.
Действия Израиля в военной операции против “Хезболлы” на территории Ливана только укрепили влияние и популярность этой организации. Такого мнения придерживается 51% респондентов, участвовавших в опубликованном вчера опросе Gallup International. В целом поддержку Израилю выразили 36% опрошенных, но еще больше — 47% затруднились определиться с симпатиями. Более того, несмотря на широкое освещение ближневосточных событий в мировых СМИ, более трети респондентов (31%) не смогли ответить на вопрос, кто же выступил в качестве инициатора конфликта. В 24 странах опрошенные склонялись к тому, что войну спровоцировал Израиль, и только в пяти странах (не считая самого Израиля) подавляющее число респондентов указали на “Хезболлу”. Этими странами оказались США, Великобритания, Германия, Канада и Люксембург. И большинство респондентов (57% против 31% несогласных) убеждены, что теперь конфликт станет разрастаться и вовлекать в себя другие страны.
Результаты опроса Gallup International перекликаются с данными августовского опроса, проведенного в России “Левада-центром”. Большинство (47%) считают, что военная операция Израиля на территории Ливана приведет к росту исламского терроризма во всем мире. Пострадает от этого и сам Израиль — 48% опрошенных полагают, что в результате конфликта в разных странах возрастут антиизраильские настроения. “Относительное большинство населения России рассматривает действия Израиля как агрессию в отношении Ливана, — констатирует замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин. — А потому в целом их симпатии на стороне ливанцев и арабов”.
Эксперты полагают, что Израиль не только не сумел добиться военной победы, но и потерпел поражение в информационной войне. “Мы объективно делали то, что не надо было делать. И к тому же неправильно объясняли и не хотели объяснять свои действия”, — говорит израильский политолог Алек Эпштейн. По его словам, тот факт, что Израиль бомбил именно Ливан, “самую беззащитную и вместе с тем самую демократичную, самую христианскую страну на Ближнем Востоке, плохо восприняли на Западе”. Не было скоординированной политики по разъяснению действий, МИД Израиля отказывался “заниматься пропагандой”. Противник же, напротив, информацией не пренебрегал. “По принадлежащему "Хезболле" каналу Al Manar информация о событиях в Ливане шла значительно быстрее, чем по израильскому телерадиовещанию”, — констатирует эксперт.
Отказ от политических методов и попытки полностью уничтожить такие группировки, как “Хезболла” и “Хамас”, пользующиеся поддержкой населения, неэффективны, поясняет Надим Шехади, эксперт по Ближнему Востоку из Лондонского аналитического института Chatham House. “Теперь "Хезболла" получила новый аргумент в споре с теми, кто настаивает на ее разоружении”. Вчера министр иностранных дел Италии Массимо Д'Алема назвал “Хезболлу” важной составляющей ливанского общества. “Мы надеемся, что "Хезболла" трансформируется в легитимное политическое движение”, — сказал он, выступая в ООН.