Пилоты Ту-154 пытались пролететь над грозовым облаком на высоте 12 тыс. метровГлавным вопросом продолжает оставаться причина падения самолета. Основной версией остается плохая погода – гроза, ливень и ветер. Однако не исключено, что сыграл свою роль и человеческий фактор. Накануне директор филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения по РФ» Валерий Горбенко сказал, что экипаж Ту-154 еще на территории России был несколько раз предупрежден о грозовом фронте. «Метеобюллетень о грозовом фронте в зоне маршрута пролета самолета был вручен под расписку командиру экипажа перед вылетом из аэропорта Анапа. Кроме того, авиадиспетчеры юга России еще раз предупредили экипаж о грозовом фронте перед тем, как передать слежение за самолетом харьковским авиадиспетчерам», – отметил Горбенко.
Возможно, чтобы обойти грозовой фронт, экипаж пытался перелететь его на высоте. По крайней мере такое предположение выдвигает руководитель Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигация) Александр Нерадько. Он говорит, что метеорологическая обстановка в районе полета Ту-154 была крайне сложная. «В районе полета Ту-154 отмечалась крайне сложная метеорологическая обстановка, такие высокие грозы бывают очень и очень редко», – сказал Нерадько. По его данным, высота облаков достигала 13-15 км. «Подобная погода скорее характерна для районов Африки, Юго-Восточной Азии и крайне редко, буквально один раз за несколько десятков лет, встречается в европейских регионах», – подчеркнул глава Росаэронавигации.
Нерадько сообщил, что автоматизированная система управления воздушного движения во «Внуково» последний раз зафиксировала высоту нахождения самолета в 12400 метров. «Это очень большая высота», – отметил он. Согласно летно-техническим характеристикам, крейсерская высота полета Ту-154М – 11900 метров, практический потолок – 12100 метров.
«Возможно, экипаж сначала пробовал уклониться от грозового фронта, а затем попытался обойти его на высоте», – предположил Нерадько, добавив, что полную картину полета позволит воссоздать расшифровка бортовых самописцев. Оба самописца были найдены накануне и сейчас они уже доставлены в Москву, где их будет расшифровывать техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета, совместно с представителями России и Украины.
Предположение Нерадько разделяют и другие эксперты. «Летом на эшелоне между 11 и 12 тысячами метров проходит граница между тропосферой и стратосферой, – объяснил «Известиям» руководитель профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев, – так называемая тропопауза. Как правило, на этой высоте проходит граница грозового фронта. Но здесь же складывается дисбаланс различных по плотности слоев воздуха. Из-за этого в тропопаузе возникают скоростные воздушные потоки, которые могут достигать 200-300 километров в час. Попасть в этот слой для самолета все равно что очутиться между молотом и наковальней. Воздушный поток запросто может бросить его на грозовой фронт, развернуть и даже нанести мощный удар по фюзеляжу. В результате этого лайнер может в одно мгновение стать неуправляемым».