Летние приключенияЕсли зайти на сайт http://www.virtual-festivals.com, который содержит информацию обо всех европейских музыкальных фестивалях, можно убедиться, что в один летний уик-энд в маленькой Великобритании проходит от трех до пяти оупен-эйров, и на большинство из них билетов не достать уже несколько месяцев. В России какое-то подобие такой ситуации начинает складываться только сейчас. Кстати, то что складывается, называется «фестивальной культурой». Нужна она нам для того, чтобы массивные музыкальные фестивали стали нормальным развлечением для всей семьи, хорошим времяпрепровождением, заслуживающим своих денег и усилий по добыче билета (как в Шотландии, где стодолларовые билеты на фестиваль в Гластонбери расходятся за час, а билетов – несколько сотен тысяч). Прелесть такого мероприятия – в многообразии выступающих музыкантов, и возможности за один вечер увидеть не один а десять концертов любимых артистов, плюс знакомство с новыми именами. В общем, речь идет о больших формах, которые должны быть точно так же, как и формы малые, и ничего плохого в них нет. Конечно, кому-то не нравится толпа, кого-то не устраивает лихорадочный темп выступлений, но эти претензии наверняка возникали и у посетителей легендарного «Вудстока». В конце концов, фестивали оздоравливают концертную индустрию: у артистов идет практика выступлений, а новые музыканты получают доступ к публике.
Организаторы фестиваля «Эммаус» - не новички. Андрей Матвеев, Леонид Ланда и Дмитрий Гройсман работали еще над первыми «Максидромами» в 1995 году. Тогда это было революционное событие: весь цвет русского рока на одной сцене выступает за семь часов. Прошло несколько лет, и соратник этих людей, Михаил Козырев переходит на станцию «Наше Радио». В ДК Горбунова проходит двухдневный фестиваль «Нашествие», который в 2000 году переезжает в Раменское, и уж там-то выступают практически все звезды гитарного мейнстрима. «Нашествие» в Раменском славилось мощной сценографией и внятным подбором участников, но, к сожалению, в 2003 году все кончилось. Районной администрации не хотелось возиться с фестивалем, а тут еще и теракт на «Крыльях» случился. Фестиваль был фактически отменен, но уже в 2004 году возобновился в Тверской области, недалеко от поселка Эммаус. И вот, этой весной, пути «Нашего Радио» и триумвирата Матвеев-Ланда-Гройсман расходятся. «Нашествие» переезжает в Тверь, а «Эммаус» остается на прежнем месте.
«Нашествие» всегда позиционировалось, как «главное приключение лета». Это справедливо: пережить такой оупенэйр могут только сильные духом. Переехав в Эммаус организаторы столкнулись с целым ворохом проблем: машины с питьевой водой завязли на подъездах к полю, туалеты были намертво засорены, освещения палаточного городка не было, а после дождя площадка превратилась в только что не болото. Майки «Я пережил Нашествие-2004» приобретали особую ценность. Испуганные такими проблемами посетители неохотно ехали на следующий фестиваль, после которого ругались уже музыканты: выступавшие на малых сценах артисты клялись и божились, что больше нипочем не поедут в Эммаус. Их понять можно, поскольку «Нашествие», к тому же, не платит гонорары музыкантам.
После раскола, организаторы попытались усвоить уроки прошлых лет. Новое место «Нашествия» окружено асфальтовыми дорогами, а «Эммаус» предлагает музыкантам деньги. Поэтому-то, все, кто зарекался выступать, передумали. Но не передумали ли зрители? На фестивалях выступают, по большому счету, одни и те же группы, и так уже несколько лет. Артистов, ради которых стоит ехать в дали дальние, в России сейчас нет: «Ленинград» запрещен лишь в Москве, Земфира опять в отпуске, а выступления остальных музыкантов не являются эксклюзивом и проходят по всей стране с определенной периодичностью. Со свежей кровью тоже проблемы, во многом, из-за поведения профильных радиостанций. Хорошие молодые группы недостаточно раскручены, чтобы привлекать публику, а неформатные проекты выпускаются на сцену с большой осторожностью. Одно отрадно – появляется набор групп, которые не звучат на радио, но активно колесят по фестивалям уже несколько лет. Может, они и помогут «оживить» ситуацию, но пока организаторы пытаются слепить что-то внятное из существующего ассортимента. «Эммаус», лишившись поддержки «Нашего Радио», смело пригласил артистов из противоборствующего лагеря радио «Максимум» («ГДР» и «ExNN»), а также выпускников откровенно попсового телешоу «Пять Звезд», девиц из команды «Р@машки». «Нашествие» продолжает разнообразить малые сцены, и дает простор электронным («Netslov», «Елочные Игрушки») и экспериментальным (рэпперы «2HCompany») проектам, доведя число выступающих до сотни. Впрочем, все это, конечно, не является сильными аргументами в пользу посещения фестиваля.
Аргументом является нормальная организация, которая, к сожалению, достигается только опытом. Российская милиция все еще воспринимает рок-фанатов, как стратегических противников, поставщики питания не намерены снижать цены, а тяжелый алкоголь удается проносить через сотни кордонов. Отрицательный опыт – тоже опыт. Поэтому, можно порадоваться за организаторов «Эммауса», которые прошли очередную закалку: их подвела погода и посетителей, по сведениям с мест, прибыло значительно меньше, чем предполагалось. Впрочем, даже со стремлением находить во всем хорошее, сложно радоваться за организаторов «Нашествия» - ходят упорные слухи, что Рязанская администрация передумала и больше не в восторге от фестиваля, так что, событие под угрозой срыва, тьфу-тьфу-тьфу.
Повод для оптимизма в том, что «Эммаус» и «Нашествие» - лишь два из огромного числа летних фестивалей. В июне в Петрозаводске уже во второй раз прошел фестиваль «Воздух», который отличается широтой формата и наличием дружественных финских групп в списке участников. В Москве, в который раз, отгремели «Максидром» (который, конечно, не оупен-эйр, но теперь тоже летний), ставший полноценно международным и «Мегахаус», пропагандирующий подростковый мейнстрим. В подмосковных Сорочанах проходит праздник этнической музыки и культуры «Этнолэнд», скоро состоятся очередные «Крылья», которые за пять лет выросли до двухдневного шоу с западными хэдлайнерами, одновременно с «Эммаусом» в Екатеринбурге прошел «Старый Новый Рок. На волне». И это без упоминания менее масштабных, но заслуживающих внимания мероприятий: «Усадьба Джаз», «Пикник «Афиши», «Остров Света», «Окна Открой», «Avant»... Танцевальные фестивали «Казантип» и «Fortdance», подмосковные андерграундные «Пустые Холмы», кочующий по стране «Tuborg Loud&Live» - это действительно бум. Вся прелесть ситуации – в наличии выбора. В 1999 году был один «Максидром» весной и «Нашествие» зимой, а теперь можно хоть каждые выходные куда-то выезжать, и все равно не успеть везде.
Так что же со всем этим будет через пару лет? Организационные проблемы будут решены, это само собой разумеется, неясно лишь, как скоро. Качество звука уже давно не вызывает претензий. Культурная программа уже сейчас включает в себя не только концерты, но и дискотеки, театральные перформансы, футбол, кино и прочие activities. Формат будет расширяться, потому что другого выхода у организаторов просто нет, русский рок давно себя исчерпал. Плюс, конечно, рано или поздно, участие зарубежных артистов станет обязательным условием. Здесь показательна история фестиваля «Крылья». В 2000 году, «Крылья» - однодневный праздник русского рока. В 2004, в год временного переезда в Лужники, на фестивале открывается вторая сцена, и на нее выходят интересные клубные группы Москвы и Санкт-Петербурга, пока фигуранты первой сцены настраиваются; концерт идет в режиме «нон-стоп». В 2005 «Крылья» проходят в два дня и среди участников оказывается вполне себе поп-артистка Елка. В 2006 та же Елка будет соседствовать с группой «АукцЫон», которая не была замечена ни на каких других фестивалях и с заграничными инди-рокерами OKGo. В общем, есть смысл надеяться на крайне интересный фестивальный сезон-2007, если посетители не подведут.
Организаторы «Эммауса» тоже хотели позвать иностранных хэдлайнеров, но были явно стеснены в средствах. К тому же, западным артистам важна статусность мероприятия. Поэтому, не стоит сразу звать Radiohead (или обещать это в пресс-релизе). Все западные фестивали начинали с очень скромных наборов, пусть так же будет и у нас. «Крылья» и «Максидром» стали объектом насмешек у эстетствующей публики, а ведь они просто пытаются наработать ту самую стабильность. Ведь, чтобы заслужить доверие, нужно крепко стоять на ногах, а не проваливаться в вязкую глину Тверской области.
25 июля 2006, 12:11 Иван Чернявский, специально для "Прагматики культуры"
http://www.polit.ru/culture/2006/07/25/emmaus.html
Организаторы фестиваля «Эммаус» - не новички. Андрей Матвеев, Леонид Ланда и Дмитрий Гройсман работали еще над первыми «Максидромами» в 1995 году. Тогда это было революционное событие: весь цвет русского рока на одной сцене выступает за семь часов. Прошло несколько лет, и соратник этих людей, Михаил Козырев переходит на станцию «Наше Радио». В ДК Горбунова проходит двухдневный фестиваль «Нашествие», который в 2000 году переезжает в Раменское, и уж там-то выступают практически все звезды гитарного мейнстрима. «Нашествие» в Раменском славилось мощной сценографией и внятным подбором участников, но, к сожалению, в 2003 году все кончилось. Районной администрации не хотелось возиться с фестивалем, а тут еще и теракт на «Крыльях» случился. Фестиваль был фактически отменен, но уже в 2004 году возобновился в Тверской области, недалеко от поселка Эммаус. И вот, этой весной, пути «Нашего Радио» и триумвирата Матвеев-Ланда-Гройсман расходятся. «Нашествие» переезжает в Тверь, а «Эммаус» остается на прежнем месте.
«Нашествие» всегда позиционировалось, как «главное приключение лета». Это справедливо: пережить такой оупенэйр могут только сильные духом. Переехав в Эммаус организаторы столкнулись с целым ворохом проблем: машины с питьевой водой завязли на подъездах к полю, туалеты были намертво засорены, освещения палаточного городка не было, а после дождя площадка превратилась в только что не болото. Майки «Я пережил Нашествие-2004» приобретали особую ценность. Испуганные такими проблемами посетители неохотно ехали на следующий фестиваль, после которого ругались уже музыканты: выступавшие на малых сценах артисты клялись и божились, что больше нипочем не поедут в Эммаус. Их понять можно, поскольку «Нашествие», к тому же, не платит гонорары музыкантам.
После раскола, организаторы попытались усвоить уроки прошлых лет. Новое место «Нашествия» окружено асфальтовыми дорогами, а «Эммаус» предлагает музыкантам деньги. Поэтому-то, все, кто зарекался выступать, передумали. Но не передумали ли зрители? На фестивалях выступают, по большому счету, одни и те же группы, и так уже несколько лет. Артистов, ради которых стоит ехать в дали дальние, в России сейчас нет: «Ленинград» запрещен лишь в Москве, Земфира опять в отпуске, а выступления остальных музыкантов не являются эксклюзивом и проходят по всей стране с определенной периодичностью. Со свежей кровью тоже проблемы, во многом, из-за поведения профильных радиостанций. Хорошие молодые группы недостаточно раскручены, чтобы привлекать публику, а неформатные проекты выпускаются на сцену с большой осторожностью. Одно отрадно – появляется набор групп, которые не звучат на радио, но активно колесят по фестивалям уже несколько лет. Может, они и помогут «оживить» ситуацию, но пока организаторы пытаются слепить что-то внятное из существующего ассортимента. «Эммаус», лишившись поддержки «Нашего Радио», смело пригласил артистов из противоборствующего лагеря радио «Максимум» («ГДР» и «ExNN»), а также выпускников откровенно попсового телешоу «Пять Звезд», девиц из команды «Р@машки». «Нашествие» продолжает разнообразить малые сцены, и дает простор электронным («Netslov», «Елочные Игрушки») и экспериментальным (рэпперы «2HCompany») проектам, доведя число выступающих до сотни. Впрочем, все это, конечно, не является сильными аргументами в пользу посещения фестиваля.
Аргументом является нормальная организация, которая, к сожалению, достигается только опытом. Российская милиция все еще воспринимает рок-фанатов, как стратегических противников, поставщики питания не намерены снижать цены, а тяжелый алкоголь удается проносить через сотни кордонов. Отрицательный опыт – тоже опыт. Поэтому, можно порадоваться за организаторов «Эммауса», которые прошли очередную закалку: их подвела погода и посетителей, по сведениям с мест, прибыло значительно меньше, чем предполагалось. Впрочем, даже со стремлением находить во всем хорошее, сложно радоваться за организаторов «Нашествия» - ходят упорные слухи, что Рязанская администрация передумала и больше не в восторге от фестиваля, так что, событие под угрозой срыва, тьфу-тьфу-тьфу.
Повод для оптимизма в том, что «Эммаус» и «Нашествие» - лишь два из огромного числа летних фестивалей. В июне в Петрозаводске уже во второй раз прошел фестиваль «Воздух», который отличается широтой формата и наличием дружественных финских групп в списке участников. В Москве, в который раз, отгремели «Максидром» (который, конечно, не оупен-эйр, но теперь тоже летний), ставший полноценно международным и «Мегахаус», пропагандирующий подростковый мейнстрим. В подмосковных Сорочанах проходит праздник этнической музыки и культуры «Этнолэнд», скоро состоятся очередные «Крылья», которые за пять лет выросли до двухдневного шоу с западными хэдлайнерами, одновременно с «Эммаусом» в Екатеринбурге прошел «Старый Новый Рок. На волне». И это без упоминания менее масштабных, но заслуживающих внимания мероприятий: «Усадьба Джаз», «Пикник «Афиши», «Остров Света», «Окна Открой», «Avant»... Танцевальные фестивали «Казантип» и «Fortdance», подмосковные андерграундные «Пустые Холмы», кочующий по стране «Tuborg Loud&Live» - это действительно бум. Вся прелесть ситуации – в наличии выбора. В 1999 году был один «Максидром» весной и «Нашествие» зимой, а теперь можно хоть каждые выходные куда-то выезжать, и все равно не успеть везде.
Так что же со всем этим будет через пару лет? Организационные проблемы будут решены, это само собой разумеется, неясно лишь, как скоро. Качество звука уже давно не вызывает претензий. Культурная программа уже сейчас включает в себя не только концерты, но и дискотеки, театральные перформансы, футбол, кино и прочие activities. Формат будет расширяться, потому что другого выхода у организаторов просто нет, русский рок давно себя исчерпал. Плюс, конечно, рано или поздно, участие зарубежных артистов станет обязательным условием. Здесь показательна история фестиваля «Крылья». В 2000 году, «Крылья» - однодневный праздник русского рока. В 2004, в год временного переезда в Лужники, на фестивале открывается вторая сцена, и на нее выходят интересные клубные группы Москвы и Санкт-Петербурга, пока фигуранты первой сцены настраиваются; концерт идет в режиме «нон-стоп». В 2005 «Крылья» проходят в два дня и среди участников оказывается вполне себе поп-артистка Елка. В 2006 та же Елка будет соседствовать с группой «АукцЫон», которая не была замечена ни на каких других фестивалях и с заграничными инди-рокерами OKGo. В общем, есть смысл надеяться на крайне интересный фестивальный сезон-2007, если посетители не подведут.
Организаторы «Эммауса» тоже хотели позвать иностранных хэдлайнеров, но были явно стеснены в средствах. К тому же, западным артистам важна статусность мероприятия. Поэтому, не стоит сразу звать Radiohead (или обещать это в пресс-релизе). Все западные фестивали начинали с очень скромных наборов, пусть так же будет и у нас. «Крылья» и «Максидром» стали объектом насмешек у эстетствующей публики, а ведь они просто пытаются наработать ту самую стабильность. Ведь, чтобы заслужить доверие, нужно крепко стоять на ногах, а не проваливаться в вязкую глину Тверской области.
25 июля 2006, 12:11 Иван Чернявский, специально для "Прагматики культуры"
http://www.polit.ru/culture/2006/07/25/emmaus.html