понедельник, 10 июля 2006
От редакции: По-быстрому
10.07.2006, №124 (1651)Досрочное погашение госдолга пока остается единственным бесспорным способом расходования стабфонда, и с этой точки зрения решение про досрочную выплату Парижскому клубу всей задолженности можно только приветствовать. Противников сделки настораживает, что в силу досрочности погашения заплатить придется на $1 млрд больше. Минфиновцы (см. интервью замминистра финансов Сергея Сторчака на стр. А5) достаточно логично объясняют, что даже с учетом лишнего миллиарда сделка все равно выгодна и выплата процентов по долгу обошлась бы России значительно дороже. Но основное недоумение вызывает не лишний миллиард, а то, что долговая сделка, которая обойдется России в $22,3 млрд, практически была заключена отдельными чиновниками. При этом сжатых объяснений министра финансов Алексея Кудрина никто не понял (это отмечали, в частности, премьер-министр и министр чрезвычайных ситуаций). Но решение все равно было одобрено, и до 21 августа Россия должна перечислить всю сумму кредиторам.
Складывается впечатление, что в российском правительстве нет единой и прозрачной системы принятия решений. В результате их принимает не правительство, а отдельные министры и чиновники — без должного обсуждения и публичности. Минфиновцы объясняют спешку с одобрением сделки счастливым случаем: у делегации появилась возможность выкупить долг на выгодных условиях, и этим случаем было необходимо воспользоваться.
Но и без счастливых случаев долговые сделки зачастую поспешны и запутанны: достаточно вспомнить погашение советского долга перед Чехией. Тогда в сделке был задействован посредник Falkon, заработавший около $250 млн на разнице между ценой покупки долга у Чехии и продажи его РАО ЕЭС. Не больше прозрачности было и при погашении долга перед Словакией — тогда в сделке участвовал другой посредник, FID Group. Стоит отметить, что словацкая сторона утверждала, что на включении в схему посредника настаивала российская сторона.
У подобных сделок и так очень высокий коррупционный потенциал, но если их заключение продавливается через правительство без обсуждений и дискуссий, то недоверие к ним только увеличивается.
В случае с Парижским клубом сумма сделки столь велика, что стабфонд после перечисления денег кредиторам сократится с 2,2 трлн руб. до 1,6 трлн руб. О таких решениях население должно узнавать заранее, а не по факту, и такие решения должны приниматься выбранной властью. Ситуация обостряется еще и тем, что уже с середины июля может начаться инвестирование средств стабфонда — по планам Кудрина сначала деньги будут вкладываться исключительно в облигации 14 государств с наивысшими инвестиционными рейтингами. Но при сложившейся системе принятия решений достаточно лишь открыть копилку, а дальше деньги уже будут тратиться непредсказуемым образом. И о том, куда еще чиновники решат направить российские нефтедоллары, россияне снова узнают постфактум — ведь счастливый случай может подвернуться еще не раз, а публично комментировать тему стабфонда правительственным чиновникам с недавних пор запрещено.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/07/10/109234