Молодежь для политиков vs молодежь для себя?
Размышления о ценностях и фобиях российской молодежи. ПриложенияПриложения
Приложение 1
Таблица 1. Молодежь в контексте государственного интереса

Таблица 2. Молодежь как «полноправный» политический субъект

Таблица 3. Молодежь и государственный контроль

Приложение 2
2.1. «Я знаю о таком факте, что не славянам здесь очень сложно снять квартиру, например. Очень сложно сделать регистрацию. Тем более прописаться — это вообще проблема. Я живу непосредственно поблизости...Я очень часто наблюдаю такие факты агрессии со стороны людей, которым отказывают в чем-то без явных на то причин. Эта проблема есть, и чаще продавать квартиры не хотят людям, и им некуда деваться. Да, тоже, если взять газету «Объявления»: «Сдам славянской семье», а когда перезваниваешь, сразу спрашивают славяне или нет, то есть вот такое предвзятое отношение». (Фокус-группа, жен. 21 г., Сочи)
2.2. «Ведь на самом деле эта территория завоеванная, на самом деле она принадлежит кавказцам, кавказскому населению. И русские здесь поселенцы, но так сложилось, что они чувствуют себя хозяевами, потому что мы их выгнали отсюда и это наша территория. Мы эту историю хорошо знаем, тоже хорошо помним... Мне кажется, здесь нельзя сказать, что кто-то живет лучше или хуже, кто-то на правах хозяина, а кто-то нет. Мне кажется, что каждый от своего социального собственного положения чувствует себя индивидуально. Нет такого, что русский — хозяин, а армянин — изгой. Каждый чувствует себя так, как он должен себя чувствовать. Если он по жизни такой, значит таким и будет. На мой взгляд, здесь все равны в этом плане. Различаются только по социальному статусу» (дев., Сочи, 21 год).
2.3. «Не знаю, мне, наверное, повезло, я таких конфликтов не наблюдаю. Но бывает, что кто-то не то сказал, то есть на такой почве, личное. А чтобы вот национального, такого нет. У нас район тихий, спокойный, хотя у нас живут и армяне, и грузины, и абхазы, и кого у нас там только нет. У нас, по-моему, вся Россия с близлежащими республиками. Я вот наблюдаю, у нас компании собираются, очень многонациональные. Дружат, и довольно-таки давно дружат. Только на личной почве ссорятся» (дев., 17 лет, Сочи)
2.4. «...гопники это так скажем, грубо говоря, армяне такие, которые носят черные такие — ну, примерно, как говорят сочинцы, — черные туфли, черные брюки, все черное, в одной руке семечки, в другой руке четки, в третьей руке сигареты, в четвертой еще что-нибудь. Вот так вот ходят, ходят, докапываются да людей, в основном до бздыхов, бздыхи — приезжие то есть. До них докапываются, потому что они больше всех не знают этой темы. И как бы пытаются сбить с них деньги или телефон, но не путем физической силы, а путем разговора, то есть они за каждое слово цепляются. Но это очень сложная система, это долго очень рассказывать, это надо самому побыть в шкуре там жертвы гопника» (м., 17 лет, Сочи)
2.5. «Вспоминается также эпизод, когда в мой адрес было сказано «Эй, черт нерусский, че сидишь, вставай», когда меня встретили здесь на дискотеке. Здесь все дискотеки делятся на русские и черкесские. Самое удивительное, что меня после черкесской дискотеки, черт меня дернул туда пойти!, встретился с группой армян, боксеры какие-то. Подошли ко мне и сказали: «эй, ты, черт нерусский, ты че себе в уши кольца вставил?». У меня пирсинг тогда был. В дальнейшем мы с ними очень долго общались, до глубокой ночи. И.: Просто беседовали? Р.: Нет, конфликтовали. И.: Физически? Р.: Да, физически. Но в основном это было моральное давление, попытка навязать свою правоту. Сначала они мне сказали снять кольца, и идти куда хочу, но, естественно, гордость не позволила я сказал, что не сниму. Затем это продолжилось прогулкой на пляж, выясняли в форме диспута, как должен выглядеть настоящий мужик, должны ли быть у него длинные волосы, серьги в ушах и должен ли он пользоваться гелем для волос. По убеждениям местного населения, настоящий мужчина не должен пользоваться гелем для волос, волосы должны быть короткие, и соответственно серьги в ушах — это уже все, беспредел. Он должен быть одет по местному варианту: обязательно черные или коричневые, лаковые блестящие туфли, наполированные, желательно с тонким носом, спортивные штаны, можно с полосками, футболка или рубашка, а сверху кожаная жилетка, на голове панама» (м., 23 года, Сочи).
2.6. «Вот они просто разговаривают, то есть начинают как бы раскручивать, ну в принципе, тут ничего милиция не может сделать. Они просто разговаривают, они не напрямую говорят — давай деньги, они тоже не говорят. Они все красиво, медленно, вот так вот все как бы запутанно все они делают» (м., 17 лет, Сочи).
2.7. «...Ну в Сочи нет как таковых скинхедов, они просто себя так называют, они не настоящие скинхеды. Я просто был в Москве, и там я видел настоящих скинхедов в отличие от сочинских. Здесь какие-то не знаю, то ли малолетки, то ли не знаю, просто идиоты отмороженные...
...И: а что такое отморозки по-твоему?
Р: ну у которых головы на плечах нет. Ну вот он говорит, что он скинхед. По идее, скинхед — он кого бьет? Другой национальности. Эти бьют всех подряд, даже своих били. Я помню 2 года назад они своих ребят избили просто так, потому что не с кем было подраться. Ну, не знаю, отморозки. Я не хочу о них разговаривать, потому что они не заслуживают того.
В Ростове есть скинхеды, но они — не знаю — они поумнее, что ли, понастоящее как бы. То есть они просто так там не сидят на открытых местах, где катаются роллеры и скейтеры, они в своем отведенном месте сидят. И без разбору они быть не станут. То есть допустим если он начинает там рога мочить, если он, допустим, пьяный, хочется подраться. Потом вдруг он узнает, что этот человек либо он там панк какой-нибудь, либо еще кто-нибудь, либо там... ну, впрочем, если не рэпер и не другой национальности, то он как бы смиряется, приглашает на концерт какой-нибудь, попить пива и так далее...». (м., 17 лет, Сочи)
Цитируемые источники
Аверкиев И.В. (2004) Российская общественность: тихий кризис идентичности: www.prpc.ru/averkiev/040326.shtml.
Братерский А., Ратиани Н. (2003) Салехард — Тверь — Москва: www.mironov.ru/for_print.phtml?id=3975.
Илле И. (2004) Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов: subculture.narod.ru/texts/book2/ille.htm
Кожевникова Г. (2005) Радикальный национализм в России:проявленияи противодействие. Обзор событий 2004 г., М, Информационно-аналитический центр «СОВА».
Омельченко Е. (2002) Стилевые профили трудовых стратегий молодых специалистов и специалисток в фокусе гендерных различий // Социс, № 11, С. 36-47.
Омельченко Е. (2004 а) Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? / Неприкосновенный Запас. Дебаты о политике и культуре, № 36, С. 53-61.
Омельченко Е. (2004 б) Культурные молодежные сцены России: между активностью и пассивностью / Правозащитное движение в России: Коллективный портрет: Сборник. — М.: ОГИ, С. 107-117.
Омельченко Н., Пилкингтон Х. и др. (2004 с). Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры / Пер. с англ. О. Оберемко и У. Блюдиной. СПб.: Алетейя.
Попова А. (2004) Российская молодежь верит только Богу Путину: www.rbcdaily.ru/news/policy/index.s...04/01/05/49971.
Щепанская Т. (1993) Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука
Pilkington, H. (1994) Russia’s Youth and its Culture: A nation’s constructors and constructed (London and New York, Routledge).
Примечания
[1] Данные о численности и составе молодого населения России используются для доказательства актуальности и срочности особых государственных мер. Так, например, доклад С.Апатенко на коллегии 22 марта 2005 года: О концепции федеральной целевой программы «Молодежь России на 2006-2010 годы», начинается с констатации того, что сегодня молодежь России — это 39,6 млн. молодых граждан — 27% от общей численности населения страны. (dmp.mgopu.ru/data/1167.doc).
[2] В настоящий момент Министерством образования и науки Российской Федерации разработан документ «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации на 2006-2016 гг.». Несмотря на заявленный принципиально новый подход к решению задач молодежной политики, текст отличают все та же декларативность, тон требовательности и долга молодежи перед будущим. «Весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям... молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений... именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой... только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.... В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, ... согласно опросу 35% людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп...» (mon.gov.ru/children/osnapr/1605/). Обращает внимание то, что молодежь «входит» в стратегию, как трудовой ресурс, электорат и угроза, и что язык обращения к молодежи насыщен глаголами долга, ответственности и вины. Ну и наконец, в проекте обозначено прямо: «Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России».
[3] Простой подсчет показывает, что, например, ульяновского годового финансирования хватит как раз на две с половиной однокомнатных квартиры в спальном районе и т.д.
[4] Подобные «карманные проявления» политически одобряемой активности особое недоверие вызывают у правозащитников. Так, по мнению одного из них, движение «Идущие вместе» является доказательством политического цинизма молодежи: «Новое поколение вырастит еще более законопослушными гражданами, которые будут говорить: «Все путем», выходить с маечками «Пути-пути». Понимаете, должен быть опыт гражданского сопротивления. Я не имею в виду насильственное... в странах, где произошло несколько революций, где у отцов есть опыт , что власть не всесильна и власть можно менять — это один опыт. А опыт страны, где власть всегда насиловала людей и делала с ними все что угодно, где главный принцип «сиди, не высовывайся, иначе получишь» — здесь никогда ничего не вырастит...». (Лидер молодежного правозащитного центра, Воронеж. Проект «Молодежь и гражданское общество», НИЦ «Регион», 2004 г.).
[5] Так, например, джинсовая одежда, ставшая символом молодежности во всем мире, рассматривалась исключительно как признак распущенности и подверженности «дурному влиянию Запада». Особенное общественное осуждение вызывала, например, в 60-70 года первая волна российских молодежных субкультур — стиляги, которые в глазах общественности выглядели не просто пассивными элементами, но и крайне вредными и социально опасными (отказ от участия в коммунистическом строительстве) (Pilkington, 1994; Омельченко, 2004 а).
[6] Если оставить в стороне идеологизированность этих понятий, к несомненным достоинствам следует отнести четкость формулировок и понятность границ, переход которых мог повлечь вполне определенные санкции. Пристальное внимание к описанию советских практик воспитания подрастающего поколения не случайно. Опыт преподавательской работы показывает, что, несмотря на то, что многие из них отошли в прошлое, не знакомы студентам «практически», их идеи, пусть и неявно, продолжают присутствовать в виде стереотипов, мешая развитию независимого гражданского мышления.
[7] События в Украине (ноябрь 2004 — январь 2005 г.) явочным порядком показали, что поддержка молодежью «оранжевой революции» сыграла одну из решающих ролей в политическом противостоянии. Другое дело, как сможет новая власть распорядиться всплеском гражданского самосознания и высоким доверием молодежи в возможность «не коррумпированного и бескорыстного» служения обществу, в возрождение национальных и культурных ценностей благодаря смене «вождя».
[8] Сельские фокус-группы, проведенные в рамках исследования «Портрет молодежи Ульяновской области» (2005 г.) показали, что понятие «сельская молодежь» в его привычном понимании начинает исчезать, потому что сегодня молодежь — это практически только «школьники» (до 17-18 лет). После окончания школ (причем там, где они еще действуют) все уезжают или мечтают об этом. Ребята говорили о практически полном отсутствии рабочих мест, причем не только специализированных, но и просто «каких то», об отсутствии какой либо инфраструктуры досуга, о том, что основной сферой деятельности является поддержание сельского домохозяйства и др. Самый распространенный способ проведения свободного времени — распитие паленой водки (самогона). Такие «молодежные» напитки, как пиво или малоалкогольные коктейли не популярны не только из-за их стоимости, но часто просто из-за отсутствия продажи. Эти юноши и девушки может быть и хотели бы включиться в какую то социально полезную активность, однако очевидно, что нужды повседневной жизни для них являются основной проблемой.
[9] В ходе исследования Центра социологии ИСПИ РАН об отношении молодежи к институтам власти, государственным и общественным структурам было опрошено около двух тысяч человек в возрасте от 15 до 29 лет.
[10] По мнению аналитиков, росту ксенофобных настроений способствуют такие внешние причины: война в Чечне, участившиеся террористические акты, сложная экономическая ситуация, распад СССР, расслоение населения на богатых и бедных, миграционные потоки, рост безработицы и др.
[11] «В нашем государстве задача патриотического воспитания — важнейшая государственная задача, и для ее выполнения должны быть созданы государственные органы власти», таково мнение советника министра культуры и массовых коммуникаций А. Ильина. С учетом коммерциализации российского общества, полагает он, задача власти — сделать патриотизм выгодным делом для граждан. При этом, по данным Федерального агентства по образованию, приведенным на заседании «круглого стола» 14.02 2005 г., в настоящее время в России насчитывается порядка 30 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. При этом государственные расходы на молодежную политику составляют порядка 30 млн. рублей в год (1 руб. на 1 молодого человека в год). Первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту Л. Бойцов сославшись на аналитические исследования сказал, что порядка 50% российских молодых людей сегодня не видят оснований гордиться своей страной. Около 80% молодых людей принципиально не интересуются политикой. В шкале ценностей молодежи сегодня на первом месте оказались материальная обеспеченность и карьера, тогда как 20 лет назад эти ценности были лишь на 20-х строках такой шкалы. РИА «Новости». (2-05.olo.ru/news/politic/56403.html).
[12] Совместный российско-британский проект «Глядя на Запад?...». (Омельченко, Пилкингтон, 2004 с)
[13] Самыми негативными оказались образы Америки (США), самыми позитивными — Европы (Англии), некую среднюю позицию занимали образы Запада в целом. На тот момент мы предположили, что с изменением (ухудшением или улучшением) отношения к Америке в России будет меняться и образ Запада в целом. Америка была, и по-прежнему остается самым значимым моментом для идентификации со «своими» и размежевания с «чужими» не только для понимания того, что такое Запад, но и для понимания того, что есть Россия.
[14] Краснодарский край, вместе с Москвой и Санкт-Петербургом признаются наиболее проблемными в этом отношении, что объясняется неоднородностью этнического состава населения. Помимо этих регионов называются Воронежская, Нижегородская, Тюменская, Новосибирская области, Приморский край. (Кожевникова, 2005:3).
[15] Губернатор края В. Ткачев известен своей «жесткой» политикой в отношении к мигрантам, приезжающим в край на постоянное место жительство. В своих выступлениях он настаивает на применении особых мер в отношении, например, к туркам месхитинцам и грекам.
[16] Исследование помогло выявить культурное деление, наиболее значимое для характеристики современных молодежных сцен: на продвинутых (альтернативных, субкультурных, неформалов) и нормальных (обычных, и как крайняя форма — гопников). Эти типы молодежных солидарностей (прямых, виртуальных, реальных и воображаемых) были названы культурными стратегиями (в отличие от привычного деления на субкультуры).
[17] «НАШИ» — так называется «новое» массовое молодежное движение в России, организованное по политическому заказу с целью мобилизации молодежной активности. Ее лидером стал С. Якименко, который до этого руководил пропрезидентским молодежным движением «Идущие вместе». Последнее слишком активно продвигала в качестве своего основного бренда В.Путина, что серьезно повлияло на ее репутацию. Однако у «нового» движения сохраняются те же принципы организации — использование административных ресурсов, сбор массовых молодежных митингов, выпуск огромными тиражами агитационной литературы. Так, например, на одну из последних акций «НАШИХ» было потрачено по мнению экспертов более 15 млн. долларов. В митинге, проходившем в Москве 9 мая 2005 года участвовало более 15 тыс., привезенных со всех концов России молодых людей, которые были одеты в фирменные футболки и снабжены необходимыми фирменными атрибутами принадлежности к «НАШИМ» Иначе, как суррогатным, это движение назвать невозможно. Подобные эксперименты отечественных политтехнологов представляются очень опасными.
http://www.polit.ru/research/2006/06/15/youth.html
Размышления о ценностях и фобиях российской молодежи. ПриложенияПриложения
Приложение 1
Таблица 1. Молодежь в контексте государственного интереса

Таблица 2. Молодежь как «полноправный» политический субъект

Таблица 3. Молодежь и государственный контроль

Приложение 2
2.1. «Я знаю о таком факте, что не славянам здесь очень сложно снять квартиру, например. Очень сложно сделать регистрацию. Тем более прописаться — это вообще проблема. Я живу непосредственно поблизости...Я очень часто наблюдаю такие факты агрессии со стороны людей, которым отказывают в чем-то без явных на то причин. Эта проблема есть, и чаще продавать квартиры не хотят людям, и им некуда деваться. Да, тоже, если взять газету «Объявления»: «Сдам славянской семье», а когда перезваниваешь, сразу спрашивают славяне или нет, то есть вот такое предвзятое отношение». (Фокус-группа, жен. 21 г., Сочи)
2.2. «Ведь на самом деле эта территория завоеванная, на самом деле она принадлежит кавказцам, кавказскому населению. И русские здесь поселенцы, но так сложилось, что они чувствуют себя хозяевами, потому что мы их выгнали отсюда и это наша территория. Мы эту историю хорошо знаем, тоже хорошо помним... Мне кажется, здесь нельзя сказать, что кто-то живет лучше или хуже, кто-то на правах хозяина, а кто-то нет. Мне кажется, что каждый от своего социального собственного положения чувствует себя индивидуально. Нет такого, что русский — хозяин, а армянин — изгой. Каждый чувствует себя так, как он должен себя чувствовать. Если он по жизни такой, значит таким и будет. На мой взгляд, здесь все равны в этом плане. Различаются только по социальному статусу» (дев., Сочи, 21 год).
2.3. «Не знаю, мне, наверное, повезло, я таких конфликтов не наблюдаю. Но бывает, что кто-то не то сказал, то есть на такой почве, личное. А чтобы вот национального, такого нет. У нас район тихий, спокойный, хотя у нас живут и армяне, и грузины, и абхазы, и кого у нас там только нет. У нас, по-моему, вся Россия с близлежащими республиками. Я вот наблюдаю, у нас компании собираются, очень многонациональные. Дружат, и довольно-таки давно дружат. Только на личной почве ссорятся» (дев., 17 лет, Сочи)
2.4. «...гопники это так скажем, грубо говоря, армяне такие, которые носят черные такие — ну, примерно, как говорят сочинцы, — черные туфли, черные брюки, все черное, в одной руке семечки, в другой руке четки, в третьей руке сигареты, в четвертой еще что-нибудь. Вот так вот ходят, ходят, докапываются да людей, в основном до бздыхов, бздыхи — приезжие то есть. До них докапываются, потому что они больше всех не знают этой темы. И как бы пытаются сбить с них деньги или телефон, но не путем физической силы, а путем разговора, то есть они за каждое слово цепляются. Но это очень сложная система, это долго очень рассказывать, это надо самому побыть в шкуре там жертвы гопника» (м., 17 лет, Сочи)
2.5. «Вспоминается также эпизод, когда в мой адрес было сказано «Эй, черт нерусский, че сидишь, вставай», когда меня встретили здесь на дискотеке. Здесь все дискотеки делятся на русские и черкесские. Самое удивительное, что меня после черкесской дискотеки, черт меня дернул туда пойти!, встретился с группой армян, боксеры какие-то. Подошли ко мне и сказали: «эй, ты, черт нерусский, ты че себе в уши кольца вставил?». У меня пирсинг тогда был. В дальнейшем мы с ними очень долго общались, до глубокой ночи. И.: Просто беседовали? Р.: Нет, конфликтовали. И.: Физически? Р.: Да, физически. Но в основном это было моральное давление, попытка навязать свою правоту. Сначала они мне сказали снять кольца, и идти куда хочу, но, естественно, гордость не позволила я сказал, что не сниму. Затем это продолжилось прогулкой на пляж, выясняли в форме диспута, как должен выглядеть настоящий мужик, должны ли быть у него длинные волосы, серьги в ушах и должен ли он пользоваться гелем для волос. По убеждениям местного населения, настоящий мужчина не должен пользоваться гелем для волос, волосы должны быть короткие, и соответственно серьги в ушах — это уже все, беспредел. Он должен быть одет по местному варианту: обязательно черные или коричневые, лаковые блестящие туфли, наполированные, желательно с тонким носом, спортивные штаны, можно с полосками, футболка или рубашка, а сверху кожаная жилетка, на голове панама» (м., 23 года, Сочи).
2.6. «Вот они просто разговаривают, то есть начинают как бы раскручивать, ну в принципе, тут ничего милиция не может сделать. Они просто разговаривают, они не напрямую говорят — давай деньги, они тоже не говорят. Они все красиво, медленно, вот так вот все как бы запутанно все они делают» (м., 17 лет, Сочи).
2.7. «...Ну в Сочи нет как таковых скинхедов, они просто себя так называют, они не настоящие скинхеды. Я просто был в Москве, и там я видел настоящих скинхедов в отличие от сочинских. Здесь какие-то не знаю, то ли малолетки, то ли не знаю, просто идиоты отмороженные...
...И: а что такое отморозки по-твоему?
Р: ну у которых головы на плечах нет. Ну вот он говорит, что он скинхед. По идее, скинхед — он кого бьет? Другой национальности. Эти бьют всех подряд, даже своих били. Я помню 2 года назад они своих ребят избили просто так, потому что не с кем было подраться. Ну, не знаю, отморозки. Я не хочу о них разговаривать, потому что они не заслуживают того.
В Ростове есть скинхеды, но они — не знаю — они поумнее, что ли, понастоящее как бы. То есть они просто так там не сидят на открытых местах, где катаются роллеры и скейтеры, они в своем отведенном месте сидят. И без разбору они быть не станут. То есть допустим если он начинает там рога мочить, если он, допустим, пьяный, хочется подраться. Потом вдруг он узнает, что этот человек либо он там панк какой-нибудь, либо еще кто-нибудь, либо там... ну, впрочем, если не рэпер и не другой национальности, то он как бы смиряется, приглашает на концерт какой-нибудь, попить пива и так далее...». (м., 17 лет, Сочи)
Цитируемые источники
Аверкиев И.В. (2004) Российская общественность: тихий кризис идентичности: www.prpc.ru/averkiev/040326.shtml.
Братерский А., Ратиани Н. (2003) Салехард — Тверь — Москва: www.mironov.ru/for_print.phtml?id=3975.
Илле И. (2004) Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов: subculture.narod.ru/texts/book2/ille.htm
Кожевникова Г. (2005) Радикальный национализм в России:проявленияи противодействие. Обзор событий 2004 г., М, Информационно-аналитический центр «СОВА».
Омельченко Е. (2002) Стилевые профили трудовых стратегий молодых специалистов и специалисток в фокусе гендерных различий // Социс, № 11, С. 36-47.
Омельченко Е. (2004 а) Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? / Неприкосновенный Запас. Дебаты о политике и культуре, № 36, С. 53-61.
Омельченко Е. (2004 б) Культурные молодежные сцены России: между активностью и пассивностью / Правозащитное движение в России: Коллективный портрет: Сборник. — М.: ОГИ, С. 107-117.
Омельченко Н., Пилкингтон Х. и др. (2004 с). Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры / Пер. с англ. О. Оберемко и У. Блюдиной. СПб.: Алетейя.
Попова А. (2004) Российская молодежь верит только Богу Путину: www.rbcdaily.ru/news/policy/index.s...04/01/05/49971.
Щепанская Т. (1993) Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука
Pilkington, H. (1994) Russia’s Youth and its Culture: A nation’s constructors and constructed (London and New York, Routledge).
Примечания
[1] Данные о численности и составе молодого населения России используются для доказательства актуальности и срочности особых государственных мер. Так, например, доклад С.Апатенко на коллегии 22 марта 2005 года: О концепции федеральной целевой программы «Молодежь России на 2006-2010 годы», начинается с констатации того, что сегодня молодежь России — это 39,6 млн. молодых граждан — 27% от общей численности населения страны. (dmp.mgopu.ru/data/1167.doc).
[2] В настоящий момент Министерством образования и науки Российской Федерации разработан документ «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации на 2006-2016 гг.». Несмотря на заявленный принципиально новый подход к решению задач молодежной политики, текст отличают все та же декларативность, тон требовательности и долга молодежи перед будущим. «Весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям... молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений... именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой... только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.... В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, ... согласно опросу 35% людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп...» (mon.gov.ru/children/osnapr/1605/). Обращает внимание то, что молодежь «входит» в стратегию, как трудовой ресурс, электорат и угроза, и что язык обращения к молодежи насыщен глаголами долга, ответственности и вины. Ну и наконец, в проекте обозначено прямо: «Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России».
[3] Простой подсчет показывает, что, например, ульяновского годового финансирования хватит как раз на две с половиной однокомнатных квартиры в спальном районе и т.д.
[4] Подобные «карманные проявления» политически одобряемой активности особое недоверие вызывают у правозащитников. Так, по мнению одного из них, движение «Идущие вместе» является доказательством политического цинизма молодежи: «Новое поколение вырастит еще более законопослушными гражданами, которые будут говорить: «Все путем», выходить с маечками «Пути-пути». Понимаете, должен быть опыт гражданского сопротивления. Я не имею в виду насильственное... в странах, где произошло несколько революций, где у отцов есть опыт , что власть не всесильна и власть можно менять — это один опыт. А опыт страны, где власть всегда насиловала людей и делала с ними все что угодно, где главный принцип «сиди, не высовывайся, иначе получишь» — здесь никогда ничего не вырастит...». (Лидер молодежного правозащитного центра, Воронеж. Проект «Молодежь и гражданское общество», НИЦ «Регион», 2004 г.).
[5] Так, например, джинсовая одежда, ставшая символом молодежности во всем мире, рассматривалась исключительно как признак распущенности и подверженности «дурному влиянию Запада». Особенное общественное осуждение вызывала, например, в 60-70 года первая волна российских молодежных субкультур — стиляги, которые в глазах общественности выглядели не просто пассивными элементами, но и крайне вредными и социально опасными (отказ от участия в коммунистическом строительстве) (Pilkington, 1994; Омельченко, 2004 а).
[6] Если оставить в стороне идеологизированность этих понятий, к несомненным достоинствам следует отнести четкость формулировок и понятность границ, переход которых мог повлечь вполне определенные санкции. Пристальное внимание к описанию советских практик воспитания подрастающего поколения не случайно. Опыт преподавательской работы показывает, что, несмотря на то, что многие из них отошли в прошлое, не знакомы студентам «практически», их идеи, пусть и неявно, продолжают присутствовать в виде стереотипов, мешая развитию независимого гражданского мышления.
[7] События в Украине (ноябрь 2004 — январь 2005 г.) явочным порядком показали, что поддержка молодежью «оранжевой революции» сыграла одну из решающих ролей в политическом противостоянии. Другое дело, как сможет новая власть распорядиться всплеском гражданского самосознания и высоким доверием молодежи в возможность «не коррумпированного и бескорыстного» служения обществу, в возрождение национальных и культурных ценностей благодаря смене «вождя».
[8] Сельские фокус-группы, проведенные в рамках исследования «Портрет молодежи Ульяновской области» (2005 г.) показали, что понятие «сельская молодежь» в его привычном понимании начинает исчезать, потому что сегодня молодежь — это практически только «школьники» (до 17-18 лет). После окончания школ (причем там, где они еще действуют) все уезжают или мечтают об этом. Ребята говорили о практически полном отсутствии рабочих мест, причем не только специализированных, но и просто «каких то», об отсутствии какой либо инфраструктуры досуга, о том, что основной сферой деятельности является поддержание сельского домохозяйства и др. Самый распространенный способ проведения свободного времени — распитие паленой водки (самогона). Такие «молодежные» напитки, как пиво или малоалкогольные коктейли не популярны не только из-за их стоимости, но часто просто из-за отсутствия продажи. Эти юноши и девушки может быть и хотели бы включиться в какую то социально полезную активность, однако очевидно, что нужды повседневной жизни для них являются основной проблемой.
[9] В ходе исследования Центра социологии ИСПИ РАН об отношении молодежи к институтам власти, государственным и общественным структурам было опрошено около двух тысяч человек в возрасте от 15 до 29 лет.
[10] По мнению аналитиков, росту ксенофобных настроений способствуют такие внешние причины: война в Чечне, участившиеся террористические акты, сложная экономическая ситуация, распад СССР, расслоение населения на богатых и бедных, миграционные потоки, рост безработицы и др.
[11] «В нашем государстве задача патриотического воспитания — важнейшая государственная задача, и для ее выполнения должны быть созданы государственные органы власти», таково мнение советника министра культуры и массовых коммуникаций А. Ильина. С учетом коммерциализации российского общества, полагает он, задача власти — сделать патриотизм выгодным делом для граждан. При этом, по данным Федерального агентства по образованию, приведенным на заседании «круглого стола» 14.02 2005 г., в настоящее время в России насчитывается порядка 30 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. При этом государственные расходы на молодежную политику составляют порядка 30 млн. рублей в год (1 руб. на 1 молодого человека в год). Первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту Л. Бойцов сославшись на аналитические исследования сказал, что порядка 50% российских молодых людей сегодня не видят оснований гордиться своей страной. Около 80% молодых людей принципиально не интересуются политикой. В шкале ценностей молодежи сегодня на первом месте оказались материальная обеспеченность и карьера, тогда как 20 лет назад эти ценности были лишь на 20-х строках такой шкалы. РИА «Новости». (2-05.olo.ru/news/politic/56403.html).
[12] Совместный российско-британский проект «Глядя на Запад?...». (Омельченко, Пилкингтон, 2004 с)
[13] Самыми негативными оказались образы Америки (США), самыми позитивными — Европы (Англии), некую среднюю позицию занимали образы Запада в целом. На тот момент мы предположили, что с изменением (ухудшением или улучшением) отношения к Америке в России будет меняться и образ Запада в целом. Америка была, и по-прежнему остается самым значимым моментом для идентификации со «своими» и размежевания с «чужими» не только для понимания того, что такое Запад, но и для понимания того, что есть Россия.
[14] Краснодарский край, вместе с Москвой и Санкт-Петербургом признаются наиболее проблемными в этом отношении, что объясняется неоднородностью этнического состава населения. Помимо этих регионов называются Воронежская, Нижегородская, Тюменская, Новосибирская области, Приморский край. (Кожевникова, 2005:3).
[15] Губернатор края В. Ткачев известен своей «жесткой» политикой в отношении к мигрантам, приезжающим в край на постоянное место жительство. В своих выступлениях он настаивает на применении особых мер в отношении, например, к туркам месхитинцам и грекам.
[16] Исследование помогло выявить культурное деление, наиболее значимое для характеристики современных молодежных сцен: на продвинутых (альтернативных, субкультурных, неформалов) и нормальных (обычных, и как крайняя форма — гопников). Эти типы молодежных солидарностей (прямых, виртуальных, реальных и воображаемых) были названы культурными стратегиями (в отличие от привычного деления на субкультуры).
[17] «НАШИ» — так называется «новое» массовое молодежное движение в России, организованное по политическому заказу с целью мобилизации молодежной активности. Ее лидером стал С. Якименко, который до этого руководил пропрезидентским молодежным движением «Идущие вместе». Последнее слишком активно продвигала в качестве своего основного бренда В.Путина, что серьезно повлияло на ее репутацию. Однако у «нового» движения сохраняются те же принципы организации — использование административных ресурсов, сбор массовых молодежных митингов, выпуск огромными тиражами агитационной литературы. Так, например, на одну из последних акций «НАШИХ» было потрачено по мнению экспертов более 15 млн. долларов. В митинге, проходившем в Москве 9 мая 2005 года участвовало более 15 тыс., привезенных со всех концов России молодых людей, которые были одеты в фирменные футболки и снабжены необходимыми фирменными атрибутами принадлежности к «НАШИМ» Иначе, как суррогатным, это движение назвать невозможно. Подобные эксперименты отечественных политтехнологов представляются очень опасными.
http://www.polit.ru/research/2006/06/15/youth.html