Цены на нефть: Не так страшны $100
Вера Медведева
16.05.2006, №86 (1613)ПАРИЖ — На нефтяном рынке как анекдот пересказывают тревожные публикации о том, что произойдет с развитыми странами, если цена нефти поднимется до $16 за баррель. Сейчас при цене, зашкаливающей за $70, Америка продемонстрировала в I квартале экономический рост в 4,8%, а Европейская комиссия повысила свой прогноз на 2006 г. по росту в еврозоне до 2,3%.
Смелее всех высказался на прошлой неделе нидерландский министр финансов Геррит Залм, который заявил, что возросшая цена на нефть будет в ближайшей перспективе иметь незначительное влияние на экономические показатели его страны.
Скоро будет $100
Одно из объяснений сравнительно легкой сопротивляемости росту цен на нефть заключается в том, что на сегодняшний день в развитых странах общие затраты на энергию составляют лишь около 5% валового внутреннего продукта. Очень показателен пример Франции, где затраты на импорт нефти и газа в 2005 г. составляли 2,26% валового внутреннего продукта, что эквивалентно всего одной неделе работы всех французов.
С другой стороны, никто не отрицает влияния стоимости энергии на глобальную производительность. Так, в частности, подсчитано, что глобальная производительность на 15% зависит от стоимости труда, на 35% — от стоимости капитала и на целых 50% — от стоимости энергии.
Яйцеголовые ученые уже несколько лет назад предсказали, что с точки зрения цены нефти мы сейчас находимся в середине повышательной фазы так называемой кривой Элиота. В переводе на язык смертных это означает, что даже если цена на нефть будет периодически снижаться, то все равно преобладает тенденция к ее росту.
ОПЕК готовит доклад, в котором обещает точно проанализировать, как соотносятся в реальном выражении нынешняя цена и цена начала 80-х гг., которая считалась по тем временам исключительно высокой. Пока расчеты не готовы, но ясен один тезис: сегодняшние фантасмагорические цены на самом деле в реальном соотношении пока не достигли того самого пикового уровня. Предварительные подсчеты уже показали, что, для того чтобы выйти на уровень цен 1973 г., баррель сегодня должен стоить $80.
Информационный фон, создаваемый газетными публикациями, исподволь готовит нас к мысли о том, что $100 за баррель — это вполне возможное и, что самое главное, не столь отдаленное будущее. Если еще и ОПЕК наконец представит миру обоснование того, что нынешние $100 за баррель в сопоставимых цифрах сравнимы с той ценой, которая была на рынке в начале 80-х гг., то у нефтяных игроков рухнет последняя психологическая преграда.
Все помнят о нашумевшем 100-долларовом прогнозе инвестбанка Goldman Sachs, который уже не кажется таким уж экстремальным. Нефтяной брокер Мэтт Симмонс год назад заключил со знакомым журналистом пари на $5000 о том, что к 2010 г. цена нефти будет в районе $200 за баррель. Появились и еще более горячие головы, предрекающие цену $380 за баррель к 2015 г. Справедливости ради нужно сказать, что, например, патрон ExxonMobil Ли Реймонд год назад предполагал, что в 2015 г. цена будет всего около $35 за баррель.
При том что самые отчаянные прогнозы поступают из США, именно американцы ведут себя на удивление спокойно. Возможно, они по традиции надеются на благоприятный для себя исход, а европейцы — также традиционно — настраиваются на худшее. После первого нефтяного кризиса 1974 г., когда за год цены на нефть возросли в четыре раза, все без исключения европейские правительства срочно разработали комплекс мер по снижению энергетической зависимости, использованию альтернативных источников энергии и всяческой экономии.
На собственных шишках
Это неудивительно. Удивительно то, что все эти программы сработали. В целом за время, прошедшее после первого нефтяного кризиса, европейские страны сумели на 75% сократить энергоемкость своих экономик. Для Америки подобный показатель составляет 57%, и, кроме того, структура энергопотребления Америки и Европы сильно различается.
Сегодня средний европеец потребляет в два (!) раза меньше нефти, чем среднестатистический американец, на которого приходится 11 л бензина в день. А в целом США ежедневно сжигают четверть всей производимой в мире нефти, постоянно призывая страны — члены ОПЕК наращивать добычу.
Не исключено, что ближневосточные страны могли бы действительно больше инвестировать, наращивать запасные мощности и тем самым создавать подушку безопасности. Однако у большинства стран Ближнего Востока нефти осталось лет на 20. Редкие счастливцы могут быть уверены в стабильной добыче на будущие 40-50 лет. И уж совсем единицы могут похвастаться разведанными запасами, которых хватит лет на 80. Впрочем, глава Международного энергетического агентства Клод Мандиль напоминает, что, просчитывая инвестиционные проекты, ближневосточные компании исходят из цены $25 за баррель. Стоит повысить ее хотя бы до $40 — и сразу же резко возрастут те объемы нефти, которые становится рентабельно добывать.
Правда, страны — члены ОПЕК не торопятся это делать, а напоминают, что цены имеют свойство не только расти, но и опускаться, как это, например, было в 1998 г., когда цена снизилась до невероятных по сегодняшним меркам $9 за баррель. Кроме того, лидеры ОПЕК приводят расчеты того, что нефти в мире добывается вполне достаточно, а главная нынешняя проблема состоит в нехватке перерабатывающих мощностей, а это является в основном сферой ответственности стран-потребителей, а вовсе не добывающих стран.
ОПЕК пока еще осторожно пытается перебросить нефтяной мяч на чужое поле, интересуясь в том числе и тем, почему бы американцам самим не поискать возможности для экономии, как это сделали европейцы. В ответ — ничего конструктивного.
Любой, кто был в Америке и Европе, подтвердит, что в два раза меньшее потребление европейцами нефти на душу населения никак не свидетельствует о худших условиях жизни, а зачастую и наоборот. Единственное различие в том, что европейцу в отличие от американца не придет в голову ехать в супермаркет за углом на огромном джипе, потребляющем галлон бензина на 20 км. В два раза больше, чем стандартная европейская машина.
Еще одна маленькая деталь. Городские автобусы многих крупных европейских городов работают на сжиженном газе, а не на бензине. Более того, европейцы не ленятся, долбят свои старинные мостовые, чтобы открывать новые современные трамвайные линии, считая, что они помогут решить немало проблем.
За последние не только годы, но и уже десятилетия наблюдается неуклонное падение доли нефти в производстве национального продукта европейских государств. Это означает, что европейская экономика все в меньшей степени оказывается зависимой от нефти. Единственная сфера, где все еще высока доля нефтепродуктов, — это, естественно, транспорт. Однако если учесть, что практически во всех европейских странах существуют чрезвычайно высокие пошлины на бензин — 50-80%, то, наверное, если положение станет критическим, европейские правительства пойдут на их снижение, чтобы совсем не раздавить своих автомобилистов высокими ценами. По крайней мере, у них остается большое пространство для маневра.
Если же говорить об Америке, то там подобные пошлины составляют всего 11-15% и отступать просто некуда. Президент Буш призвал все-таки соотечественников к экономии и поиску альтернатив. Но первый закон об ориентирах в энергетической политике был принят только в конце 2003 г., тогда как европейцы вот уже три десятилетия методично ищут способы экономии энергии.
Прожигатели и скопидомы
При этом нужно заметить, что Америка сжигает столько же бензина, сколько весь остальной мир, вместе взятый. Ученые подсчитали, что если жители планеты будут потреблять нефть как средний африканец, то разведанных запасов хватит лет на 200, если же потребление жителей планеты будет как у среднего американца, то нынешней нефти нам хватит всего на восемь лет.
Меняется мир вокруг нас, но практически невозможно призвать американцев изменить свой стиль жизни. Они гордятся новым стадионом в Хьюстоне, который является единственным в мире полностью климатизированным стадионом, не загружая голову тем, что он потребляет столько же энергии, сколько небольшой европейский город.
Год назад 26 министров энергетики стран — членов Международного энергетического агентства, своего рода анти-ОПЕК, собрались в Париже, чтобы выработать совместную программу действий перед лицом все увеличивающихся цен на нефть. Показательно, что 25 министров говорили об экономии и ресурсосбережении и лишь один настаивал, чтобы страны-производители увеличивали добычу нефти. Легко догадаться, какую страну представлял этот министр.
В свою очередь, различные европейские комиссии совместными усилиями подготовили так называемую “зеленую книгу”, которая представляет собой комплекс энергосберегающих мер. Как ожидается, осуществление данной программы поможет к 2010 г. сократить затраты стран ЕС при оплате энергии на 15 млрд евро в год, что эквивалентно 500 млн баррелей нефти в год.
Рекомендации ЕС нацелены также на то, чтобы к 2010 г. 21% всего энергопотребления осуществлялось за счет возобновляемых источников энергии. Особенно быстро по этому пути движутся Германия, Дания и Испания, которые фактически субсидируют производителей, покупая по более высокой цене электроэнергию, полученную из возобновляемых источников.
Нормой жизни является проведение специальных экспертиз, которые должны предоставить обоснование использования того или иного типа энергоснабжения в домах, не говоря уже о предприятиях. В отличие от американцев европейцы не жалеют денег и на такое “излишество”, как, например, изоляция потолков и окон, которая дает до 80% экономии энергии.
Очень показательны для европейского видения ситуации и многочисленные монографии, появившиеся за последнее время. В частности, книга известного политика и финансиста Ива Коше так и называется — “Нефтяной апокалипсис”. Провозгласив “конец дешевой нефти”, автор призывает читателей кардинально поменять стиль жизни.
А евродепутат из фракции зеленых Ален Липитц вообще считает высокие цены на нефть благом, поскольку они, как и многочисленные экологические налоги, стимулируют снижение потребления и выбросов в атмосферу. В общем, европейцев приучают к мысли о том, что с нынешним уровнем потребления придется распрощаться, если они хотят сохранить социальную гармонию в обществе и нормальную экологию.
Однако эти призывы вовсе не означают нищету и беспросветность. Например, в 1973 г. французу, получающему минимальную зарплату, нужно было работать 3 часа, чтобы, условно говоря, купить один баррель нефти, в 1980 г. — 11 часов, в 1998 г. — 2 часа, а сейчас — 4,5. То есть в два с лишним раза меньше, чем в 1980 г.! Это тем более показательно, что французы в среднем работают 1600 часов в год, в то время как американцы — 2000 часов. Цена барреля нефти в $100 и будет предполагать, что работать и тратиться на бензин придется примерно как в 1980 г.
Возвращаясь к вопросу о том, что произойдет при цене $100 за баррель, уверенно можно предсказать следующее: Европа потуже затянет пояс и останется при своих 2% годового роста, которые так смешат сегодня Америку. Сможет ли Америка дотянуть до конца года со своими бодрыми экономическими показателями, совсем не ясно. Не исключено, что единственно правильный путь, по которому ей стоит пойти, — это энергосбережение на европейский манер. По крайней мере, всему миру от этого будет только спокойнее.
Автор — независимый обозреватель, Париж
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/05/16/106633
Вера Медведева
16.05.2006, №86 (1613)ПАРИЖ — На нефтяном рынке как анекдот пересказывают тревожные публикации о том, что произойдет с развитыми странами, если цена нефти поднимется до $16 за баррель. Сейчас при цене, зашкаливающей за $70, Америка продемонстрировала в I квартале экономический рост в 4,8%, а Европейская комиссия повысила свой прогноз на 2006 г. по росту в еврозоне до 2,3%.
Смелее всех высказался на прошлой неделе нидерландский министр финансов Геррит Залм, который заявил, что возросшая цена на нефть будет в ближайшей перспективе иметь незначительное влияние на экономические показатели его страны.
Скоро будет $100
Одно из объяснений сравнительно легкой сопротивляемости росту цен на нефть заключается в том, что на сегодняшний день в развитых странах общие затраты на энергию составляют лишь около 5% валового внутреннего продукта. Очень показателен пример Франции, где затраты на импорт нефти и газа в 2005 г. составляли 2,26% валового внутреннего продукта, что эквивалентно всего одной неделе работы всех французов.
С другой стороны, никто не отрицает влияния стоимости энергии на глобальную производительность. Так, в частности, подсчитано, что глобальная производительность на 15% зависит от стоимости труда, на 35% — от стоимости капитала и на целых 50% — от стоимости энергии.
Яйцеголовые ученые уже несколько лет назад предсказали, что с точки зрения цены нефти мы сейчас находимся в середине повышательной фазы так называемой кривой Элиота. В переводе на язык смертных это означает, что даже если цена на нефть будет периодически снижаться, то все равно преобладает тенденция к ее росту.
ОПЕК готовит доклад, в котором обещает точно проанализировать, как соотносятся в реальном выражении нынешняя цена и цена начала 80-х гг., которая считалась по тем временам исключительно высокой. Пока расчеты не готовы, но ясен один тезис: сегодняшние фантасмагорические цены на самом деле в реальном соотношении пока не достигли того самого пикового уровня. Предварительные подсчеты уже показали, что, для того чтобы выйти на уровень цен 1973 г., баррель сегодня должен стоить $80.
Информационный фон, создаваемый газетными публикациями, исподволь готовит нас к мысли о том, что $100 за баррель — это вполне возможное и, что самое главное, не столь отдаленное будущее. Если еще и ОПЕК наконец представит миру обоснование того, что нынешние $100 за баррель в сопоставимых цифрах сравнимы с той ценой, которая была на рынке в начале 80-х гг., то у нефтяных игроков рухнет последняя психологическая преграда.
Все помнят о нашумевшем 100-долларовом прогнозе инвестбанка Goldman Sachs, который уже не кажется таким уж экстремальным. Нефтяной брокер Мэтт Симмонс год назад заключил со знакомым журналистом пари на $5000 о том, что к 2010 г. цена нефти будет в районе $200 за баррель. Появились и еще более горячие головы, предрекающие цену $380 за баррель к 2015 г. Справедливости ради нужно сказать, что, например, патрон ExxonMobil Ли Реймонд год назад предполагал, что в 2015 г. цена будет всего около $35 за баррель.
При том что самые отчаянные прогнозы поступают из США, именно американцы ведут себя на удивление спокойно. Возможно, они по традиции надеются на благоприятный для себя исход, а европейцы — также традиционно — настраиваются на худшее. После первого нефтяного кризиса 1974 г., когда за год цены на нефть возросли в четыре раза, все без исключения европейские правительства срочно разработали комплекс мер по снижению энергетической зависимости, использованию альтернативных источников энергии и всяческой экономии.
На собственных шишках
Это неудивительно. Удивительно то, что все эти программы сработали. В целом за время, прошедшее после первого нефтяного кризиса, европейские страны сумели на 75% сократить энергоемкость своих экономик. Для Америки подобный показатель составляет 57%, и, кроме того, структура энергопотребления Америки и Европы сильно различается.
Сегодня средний европеец потребляет в два (!) раза меньше нефти, чем среднестатистический американец, на которого приходится 11 л бензина в день. А в целом США ежедневно сжигают четверть всей производимой в мире нефти, постоянно призывая страны — члены ОПЕК наращивать добычу.
Не исключено, что ближневосточные страны могли бы действительно больше инвестировать, наращивать запасные мощности и тем самым создавать подушку безопасности. Однако у большинства стран Ближнего Востока нефти осталось лет на 20. Редкие счастливцы могут быть уверены в стабильной добыче на будущие 40-50 лет. И уж совсем единицы могут похвастаться разведанными запасами, которых хватит лет на 80. Впрочем, глава Международного энергетического агентства Клод Мандиль напоминает, что, просчитывая инвестиционные проекты, ближневосточные компании исходят из цены $25 за баррель. Стоит повысить ее хотя бы до $40 — и сразу же резко возрастут те объемы нефти, которые становится рентабельно добывать.
Правда, страны — члены ОПЕК не торопятся это делать, а напоминают, что цены имеют свойство не только расти, но и опускаться, как это, например, было в 1998 г., когда цена снизилась до невероятных по сегодняшним меркам $9 за баррель. Кроме того, лидеры ОПЕК приводят расчеты того, что нефти в мире добывается вполне достаточно, а главная нынешняя проблема состоит в нехватке перерабатывающих мощностей, а это является в основном сферой ответственности стран-потребителей, а вовсе не добывающих стран.
ОПЕК пока еще осторожно пытается перебросить нефтяной мяч на чужое поле, интересуясь в том числе и тем, почему бы американцам самим не поискать возможности для экономии, как это сделали европейцы. В ответ — ничего конструктивного.
Любой, кто был в Америке и Европе, подтвердит, что в два раза меньшее потребление европейцами нефти на душу населения никак не свидетельствует о худших условиях жизни, а зачастую и наоборот. Единственное различие в том, что европейцу в отличие от американца не придет в голову ехать в супермаркет за углом на огромном джипе, потребляющем галлон бензина на 20 км. В два раза больше, чем стандартная европейская машина.
Еще одна маленькая деталь. Городские автобусы многих крупных европейских городов работают на сжиженном газе, а не на бензине. Более того, европейцы не ленятся, долбят свои старинные мостовые, чтобы открывать новые современные трамвайные линии, считая, что они помогут решить немало проблем.
За последние не только годы, но и уже десятилетия наблюдается неуклонное падение доли нефти в производстве национального продукта европейских государств. Это означает, что европейская экономика все в меньшей степени оказывается зависимой от нефти. Единственная сфера, где все еще высока доля нефтепродуктов, — это, естественно, транспорт. Однако если учесть, что практически во всех европейских странах существуют чрезвычайно высокие пошлины на бензин — 50-80%, то, наверное, если положение станет критическим, европейские правительства пойдут на их снижение, чтобы совсем не раздавить своих автомобилистов высокими ценами. По крайней мере, у них остается большое пространство для маневра.
Если же говорить об Америке, то там подобные пошлины составляют всего 11-15% и отступать просто некуда. Президент Буш призвал все-таки соотечественников к экономии и поиску альтернатив. Но первый закон об ориентирах в энергетической политике был принят только в конце 2003 г., тогда как европейцы вот уже три десятилетия методично ищут способы экономии энергии.
Прожигатели и скопидомы
При этом нужно заметить, что Америка сжигает столько же бензина, сколько весь остальной мир, вместе взятый. Ученые подсчитали, что если жители планеты будут потреблять нефть как средний африканец, то разведанных запасов хватит лет на 200, если же потребление жителей планеты будет как у среднего американца, то нынешней нефти нам хватит всего на восемь лет.
Меняется мир вокруг нас, но практически невозможно призвать американцев изменить свой стиль жизни. Они гордятся новым стадионом в Хьюстоне, который является единственным в мире полностью климатизированным стадионом, не загружая голову тем, что он потребляет столько же энергии, сколько небольшой европейский город.
Год назад 26 министров энергетики стран — членов Международного энергетического агентства, своего рода анти-ОПЕК, собрались в Париже, чтобы выработать совместную программу действий перед лицом все увеличивающихся цен на нефть. Показательно, что 25 министров говорили об экономии и ресурсосбережении и лишь один настаивал, чтобы страны-производители увеличивали добычу нефти. Легко догадаться, какую страну представлял этот министр.
В свою очередь, различные европейские комиссии совместными усилиями подготовили так называемую “зеленую книгу”, которая представляет собой комплекс энергосберегающих мер. Как ожидается, осуществление данной программы поможет к 2010 г. сократить затраты стран ЕС при оплате энергии на 15 млрд евро в год, что эквивалентно 500 млн баррелей нефти в год.
Рекомендации ЕС нацелены также на то, чтобы к 2010 г. 21% всего энергопотребления осуществлялось за счет возобновляемых источников энергии. Особенно быстро по этому пути движутся Германия, Дания и Испания, которые фактически субсидируют производителей, покупая по более высокой цене электроэнергию, полученную из возобновляемых источников.
Нормой жизни является проведение специальных экспертиз, которые должны предоставить обоснование использования того или иного типа энергоснабжения в домах, не говоря уже о предприятиях. В отличие от американцев европейцы не жалеют денег и на такое “излишество”, как, например, изоляция потолков и окон, которая дает до 80% экономии энергии.
Очень показательны для европейского видения ситуации и многочисленные монографии, появившиеся за последнее время. В частности, книга известного политика и финансиста Ива Коше так и называется — “Нефтяной апокалипсис”. Провозгласив “конец дешевой нефти”, автор призывает читателей кардинально поменять стиль жизни.
А евродепутат из фракции зеленых Ален Липитц вообще считает высокие цены на нефть благом, поскольку они, как и многочисленные экологические налоги, стимулируют снижение потребления и выбросов в атмосферу. В общем, европейцев приучают к мысли о том, что с нынешним уровнем потребления придется распрощаться, если они хотят сохранить социальную гармонию в обществе и нормальную экологию.
Однако эти призывы вовсе не означают нищету и беспросветность. Например, в 1973 г. французу, получающему минимальную зарплату, нужно было работать 3 часа, чтобы, условно говоря, купить один баррель нефти, в 1980 г. — 11 часов, в 1998 г. — 2 часа, а сейчас — 4,5. То есть в два с лишним раза меньше, чем в 1980 г.! Это тем более показательно, что французы в среднем работают 1600 часов в год, в то время как американцы — 2000 часов. Цена барреля нефти в $100 и будет предполагать, что работать и тратиться на бензин придется примерно как в 1980 г.
Возвращаясь к вопросу о том, что произойдет при цене $100 за баррель, уверенно можно предсказать следующее: Европа потуже затянет пояс и останется при своих 2% годового роста, которые так смешат сегодня Америку. Сможет ли Америка дотянуть до конца года со своими бодрыми экономическими показателями, совсем не ясно. Не исключено, что единственно правильный путь, по которому ей стоит пойти, — это энергосбережение на европейский манер. По крайней мере, всему миру от этого будет только спокойнее.
Автор — независимый обозреватель, Париж
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/05/16/106633