Почему Alcatel-Lucent отказалась от производства оборудования для WiMax-сетей и чем «Ростехнологии» привлекли компанию в качестве партнера в России, рассказал Бен Вервайен
Тимофей Дзядко
Ведомости
24.03.2010, 51 (2569)Биография
Родился в 1952 г. в Дрибергене (Нидерланды). Окончил со степенью магистра факультет юридических наук и международной политики Государственного университета в Утрехте
--------------------------------------------------------------------------------
1975
руководитель нидерландской дочерней структуры компании ITT Corporation
--------------------------------------------------------------------------------
1988
президент и управляющий директор PTT Telecom (подразделение нидерландской KPN)
--------------------------------------------------------------------------------
1997
вице-президент по международным операциям Lucent Technologies, затем исполнительный вице-президент
--------------------------------------------------------------------------------
2002
главный исполнительный директор British Telecom
--------------------------------------------------------------------------------
2008
главный исполнительный директор Alcatel-Lucent
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
Alcatel-Lucent
производитель телекоммуникационного оборудования
Финансовые показатели (2009 г.): выручка – 15,16 млрд евро, чистый убыток – 524 млн евро.
почти 100% акций в свободном обращении. КРУПНЕЙШИЕ АКЦИОНЕРЫ – Brandes Investments Partners (2,68%), Pzena Investment Management (2,42%), Manning & Napier Advisors (2,39%), Tradewinds Global Investors (2,35%).
Капитализация – $7,5 МЛРД.
Производит оборудование для фиксированной, мобильной связи, широкополосного доступа в интернет, предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг. Штаб-квартира компании находится в Париже. Работает в более чем 130 странах мира. 1/3 продаж приходится на Европу, 1/3 – на Северную Америку. Владеет исследовательским центром в области телекоммуникаций Bell Labs.
Созданная в 2006 г. Alcatel-Lucent до сих пор терпит убытки, а в прошлом году уступила китайской Huawei третье место на рынке телекоммуникационного оборудования для сотовых сетей. Но главный исполнительный директор франко-американской компании Бен Вервайен, сделавший ставку на сотовую связь четвертого поколения (LTE), обещает вернуть компании прибыльность уже в следующем году. О том, как это сделать, он рассказал в интервью «Ведомостям».
— Как повлиял финансовый кризис на производителей телекоммуникационного оборудования в целом и Alcatel-Lucent в частности?
— В 2009 г. влияние кризиса было достаточно сильным. Мы все видели, что в прошлом году производство резко сократилось, объем рынка упал на 8-12%. Выручка Alcatel-Lucent снизилась на 10,8% по сравнению с 2008 г. Я думаю, что в 2010 г. ситуация улучшится, но рост будет, разумеется, небольшим — на уровне 0-5%. Уверенность в этом мне придает взрывной рост использования данных во всех видах приложений. Соответственно, мы можем ожидать роста инвестиций в модернизацию сетей для увеличения их мощности.
— После объединения Alcatel и Lucent СП создали Nokia и Siemens, а в прошлом году значительные части бизнеса Nortel, находящейся в стадии банкротства, раскупили ее конкуренты. Ожидаете ли вы продолжения консолидации на рынке и планируете ли в ней участвовать?
— Сейчас я четко концентрируюсь на деятельности Alcatel-Lucent и наших клиентах и не задумываюсь о том, как сделать компанию более сложной. Мы только что завершили реструктуризацию активов после предыдущих слияний.
— Alcatel и Lucent объединились еще в 2006 г., и с тех пор компания работает только с убытками. Почему? Сможет ли компания выйти на безубыточность? И когда?
— Вы говорите о чистом убытке. Но фактически по результатам 2009 финансового года мы почти достигли точки безубыточности по уровню скорректированной операционной прибыли [не учитывает безналичные расходы, относящиеся непосредственно к слиянию Alcatel и Lucent, чистый скорректированный убыток составил 54 млн евро]. Мы рассчитываем на получение чистой прибыли по нескорректированному показателю в конце 2011 г. Кстати, в последнем квартале 2009 г. мы уже получили чистую прибыль в 46 млн евро. Кроме того, нам предстоит закончить работу по интеграции в нашу структуру некоторых недавних приобретений.
Какой урок можно из этого извлечь? Прежде всего, если компания занимается сложными слияниями и приобретениями, необходима четкость во всем — делайте быстро то, что нужно. Мы этого не делали. Дублирующие функции и много разных направлений и решений оставались в нашем портфеле слишком долго. В компании необходимо четко определить приоритеты: что мы делаем, а что — нет. Наш портфель охватывал практически все направления. Например, когда я пришел, мы приняли стратегическое решение заниматься [оборудованием для сетей сотовой связи четвертого поколения] LTE. И сейчас мы № 1 в LTE. Это показательно, потому что, если посмотреть в целом на область беспроводных технологий, мы не были естественным кандидатом на эту позицию. Нам повезло. При этом мы решили отказаться от дальнейших инвестиций в технологию WiMax.
— Распространяется ли отказ от производства WiMax-технологий и на Россию? Если нет, то почему?
— Основной фокус нашей деятельности сейчас нацелен на технологию LTE, которую выбрали большинство операторов как путь своего дальнейшего технологического развития. И это в равной степени верно и для России. Тем не менее мы продолжаем поддерживать наших нынешних заказчиков, развернувших сети WiMax в рамках обязательств по заключенным контрактам.
— От чего вы еще отказались помимо WiMax?
— Мы говорили, что сократим расходы на 750 млн евро в 2009 г., а сэкономили 950 млн евро. 40% из этого — себестоимость реализованной продукции. Мы внимательно оцениваем всю нашу цепочку поставщиков и более эффективно управляем затратами в этой области. 35% — расходы на продажи, маркетинг, общие и административные расходы, а на исследования и разработки (R&D) приходится лишь 25% сокращенных расходов. Это означает фокус на R&D в тех областях, где мы можем принести пользу, и отказ от разработок, производя которые мы ничего не улучшим.
— Вы сказали, что меньше всего сократили расходы на R&D. Сколько Alcatel-Lucent намерена потратить на исследования и разработки в 2010 г.?
— Мы намерены поддерживать наши инвестиции в R&D примерно на уровне 15% от дохода, как это было в предыдущие годы.
— Вы говорите, что лидируете на рынке LTE-оборудования. Но в прошлом году контракт на построение первой в мире сети четвертого поколения в Скандинавии выиграла китайская Huawei, обошедшая европейских и прочих конкурентов.
— Действительно, они выполняют этот контракт. Но мы выиграли контракт в США c Verizon Wireless в 2009 г. Между ними есть небольшая разница. (Улыбается.) И мы подписали контракт на сотрудничество в области LTE с AT&T в 2010 г.
— Но при этом Alcatel-Lucent уступила Huawei третье место на мировом рынке телекоммуникационного оборудования для мобильных сетей.
— Если рассматривать в совокупности второе, третье и четвертое поколения сетей сотовой связи, все совершенно верно. Но здесь сравниваются яблоки с апельсинами. Мы должны были сделать выбор. И я решил не сражаться с позиций стоимости с производителями оборудования поколения, которое уже достаточно зрелое. Если возвращаться на зрелый рынок, вероятно, ничего не остается, как снижать цены. Мы же говорим об услугах, ориентированных на передачу данных, о реализации приложений, высокоскоростных сетях. Мы планируем полностью сфокусироваться на мире IP, что предполагает поддержку услуг в конвергентных сетях. И здесь мы можем создать дополнительную ценность для всех участников рынка.
— Насколько ощутима конкуренция на этом рынке?
— Все хотят быть на этом рынке. Можно конкурировать ценой — это не наш путь — и инновациями. Нужно уметь находить баланс. Если говорить, например, о GreenTouch (консорциум, объединивший сотовых операторов, представителей академических и государственных лабораторий для разработки технологий, способных снизить выбросы углеродов в телекоммуникационных сетях в 1000 раз. — «Ведомости»), то люди, возможно, спросят, почему мы инициируем решение таких сложных задач. И ответ на это будет такой: если вы хотите принести пользу, нужно установить очень высокую планку. Я ищу изменения, основанные на технологиях и инновациях.
— Но из-за кризиса и медленного восстановления не остается ли цена важным аргументом для заказчиков?
— Разумеется. Нужно использовать оба [аргумента — цену и ноу-хау]. Наши заказчики должны выбирать нас, потому что мы знаем, как можем помочь им перейти на следующий уровень. Но есть и много причин, из-за которых выбирают другие компании. Я не говорю о монополии, о 100%-ной доле рынка, просто о честно заработанной доле. За каждым клиентом не угонишься.
— А какова справедливая доля для Alcatel-Lucent?
— Чуть больше, чем у нас есть сейчас. Сейчас у нас между 10% и 15%. То есть мы можем еще побороться за большую долю рынка.
— Каковы, по вашему мнению, основные драйверы роста помимо передачи данных?
— Мобильный интернет, новые услуги, новые возможности. Наша индустрия становится, как нефть, ингредиентом для успеха других компаний. Сегодня в основном наша отрасль предоставляет услуги, предназначенные для меня как индивидуального клиента. Но не предоставляет услуги для нас — как отдельных сообществ, так и общества в целом. Интересы граждан и отдельных пользователей значительно отличаются. Как потребителя меня интересуют низкие цены, услуги, а как гражданина — электронное здравоохранение, электронное правительство, чтобы не нужно было никуда ходить, например при восстановлении водительских прав. Наша индустрия была потрясающей, если смотреть с точки зрения потребителя. Но она оказалась недостаточно готовой, когда речь идет о решениях для общества. Например, в Копенгагене инфокоммуникационные технологии не были признаны частью решения [проблем глобального потепления]. Я активно вовлечен в экологические проблемы и уверен, что нам есть что предложить, мы можем предложить нечто радикальное. И если мы как компания сможем предлагать решения для меня как клиента и гражданина и все остальные начнут пользоваться нашими услугами как ингредиентом для своего успеха — внезапно вы увидите гигантский рост, потому что общение будет происходить не только между людьми, но и между устройствами. Это совсем другой мир.
— В январе министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев заявил, что иностранные производители телекоммуникационного оборудования, желающие увеличить долю на рынке, должны максимально локализовать свое производство в России — создавать совместные предприятия с местными партнерами и делиться с ними своими исходными кодами. Как вы относитесь к таким требованиям?
— Прежде всего, стоит признать, что Россия — очень крупный рынок. Молодое поколение очень увлекается новыми технологиями, они в курсе самых последних новинок. И потребности этого рынка трудно удовлетворить. Правила игры понятны. Я не думаю, что это протекционизм, потому что у компаний есть выбор принимать эти условия или нет. Мы давно интегрированы на российском телекоммуникационном рынке. У нас есть сеть региональных офисов, которые обеспечивают продвижение и внедрение решений Alcatel-Lucent на российском рынке, центр исследований и разработок в Санкт-Петербурге, в который мы инвестировали более $40 млн, учебный центр, стажировку в котором прошли более 700 человек. Мы активно взаимодействуем с исследовательскими центрами, работаем с университетами связи. А в прошлом году мы объявили о создании СП с госкорпорацией «Ростехнологии».
— Почему в качестве местного партнера была выбрана именно госкорпорация?
— Для нас важно, что обе компании осознают потребность предприятий, организаций, государственных структур и операторов связи в полнофункциональных интегрированных решениях и услугах. Создавая совместное предприятие, мы объединяем усилия для того, чтобы обеспечить своим заказчикам в России и СНГ инновационные и лучшие в своем классе решения. При этом наше сотрудничество дает нам возможность опереться в нашей стратегии выхода на рынок на сильные стороны каждого из партнеров.
— На производстве оборудования в какой области сконцентрируется это СП и когда начнется массовое производство?
— Для производства используются существующие мощности ГК «Ростехнологии». В исходный портфель продуктов СП входят IP-коммутаторы и маршрутизаторы для локальных сетей, сервисные маршрутизаторы и сервисные коммутаторы для построения сетей на основе IP/MPLS и территориально распределенных корпоративных сетей, аппаратно-программные решения по обеспечению информационной безопасности, а также учрежденческие телефонные станции. В течение этого года мы планируем укрепить сотрудничество с нашими заказчиками в быстро растущих сегментах поставщиков услуг связи и корпоративных коммуникаций в регионе и стать ведущим и предпочтительным поставщиком в этих сегментах. Мы уже прошли необходимую сертификацию на соответствие требованиям по надежности и безопасности, передав исходные коды для части наших решений (коммутаторов) соответствующим российским организациям, разработан план по этим мероприятиям для остальной части продуктового портфеля, который будет предлагать СП.
Долгий путь в телекоммуникациях
Бен Вервайен много лет занимает различные руководящие посты в операторах связи и компаниях-производителях. Он говорит, что знает большинство людей в своей индустрии, и делает интересный вывод: «Это помогает теплому рукопожатию, но подписанию контракта — не уверен».
www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/03/24/2...
@темы: Мир вокруг нас, IT, Экономика, Для памяти, Статьи, Точка зрения, Учеба