Кудрин рад за регионы
В республиках и областях его настроение не разделяют
Светлана Иванова
Арина Шарипова
Ведомости
10.11.2005, №211 (1492)Вопреки катастрофическим прогнозам губернаторов финансовое положение большинства регионов устойчиво, несмотря на монетизацию льгот. Доходы республик и областей за девять месяцев превысили расходы на 163 млрд руб., констатирует министр финансов Алексей Кудрин. Этот профицит бумажный, уверяют региональные чиновники.
Об успехах региональных бюджетов Кудрин рассказал, выступая перед депутатами Госдумы. “Доходы регионов растут, опережая инфляцию”, — радуется министр. За январь — сентябрь доходы территорий выросли на 24%, а профицит достиг 163 млрд руб. Несмотря на сложности, связанные с монетизацией льгот, число дефицитных регионов даже уменьшилось — в прошлом году их было 27, а теперь 20. Замруководителя департамента межбюджетных отношений Минфина Андрей Юрин добавляет, что доходы субъектов Федерации постоянно увеличиваются все последние годы: экономика растет, соответственно растут и налоговые платежи предприятий, объясняет чиновник.
Треть доходов региональных бюджетов формирует налог на прибыль, а поступления от него, вслед за растущими заработками компаний, стремительно увеличиваются в течение всех последних месяцев, соглашается Наталья Акиндинова из Центра развития. Прибыли добывающих отраслей с начала года выросли в реальном выражении на 49%, торговцы заработали на 13% больше, а компании, работающие в сфере услуг, нарастили прибыль на 22%. В бюджеты субъектов идет 17,5% из 24%-ной ставки по налогу на прибыль. Неудивительно, что с начала года региональные бюджеты получили на 58% больше налога на прибыль, чем планировали. А рост зарплат привел к 20%-ному увеличению платежей по подоходному налогу, добавляет Владимир Редькин из Центра фискальной политики. За счет этого налога формируется почти четверть бюджетов территорий.
Проблема в том, что профицит распределился по регионам очень неравномерно — львиная доля средств осела в традиционно богатых регионах, отмечает Илья Трунин из Института экономики переходного периода. По расчетам Центра фискальной политики, в этом году бюджет Санкт-Петербурга получил на 44% больше, чем годом раньше. Доходы бюджета Москвы выросли на 32%, Ярославской области — на 34%, Свердловской области — на 29%, Ставропольского края — на 27%. Зато, например, Орловская, Ивановская, Тамбовская области едва сводят концы с концами. А Липецкая область, Калмыкия и Чукотка вообще собрали денег меньше, чем в прошлом году.
Финансовое положение регионов не изменилось, убежден Александр Андряков из Экономической экспертной группы. Год назад общий профицит региональных бюджетов составил 1% ВВП, и сейчас он находится на том же уровне. “Монетизация льгот не повлияла на финансовое положение регионов, — полагает эксперт. — Но только потому, что она там еще не состоялась”. Льготы были переведены в денежную форму для так называемых федеральных льготников. За них центр исправно переводит губернаторам деньги. А собственно региональные льготы до сих пор в большинстве случаев предоставляются в “натуральном” виде, губернаторы монетизировали лишь бесплатный проезд.
“Территории сумели даже сэкономить на монетизации”, — говорит Александр Дерюгин из Центра фискальной политики. Денежная компенсация, которую они теперь выдают льготникам, меньше, чем реальная стоимость льгот. К тому же раньше местные власти предоставляли право бесплатного проезда в общественном транспорте 10 млн обычных пенсионеров. Но льготниками они не являются, поэтому с нового года финансировать их бесплатный проезд не обязаны ни центр, ни регионы. “Кое-где власти продолжают это делать, но далеко не везде”, — говорит Андряков.
Сами регионы категорически не согласны с радужными оценками Минфина. “В отчетах фигурирует кассовое исполнение бюджета, а не реальное, — говорит чиновник администрации Архангельской области. — В конце месяца, когда готовится отчетность, в бюджете всегда большой профицит: компании в это время перечисляют налоговые платежи, а распределить их еще не успели”. “Профицит — он только на бумаге”, — соглашается министр финансов Ставропольского края Татьяна Погорелова. По ее оценкам, к концу года дефицит Ставропольского бюджета может достигнуть 900 млн руб. “Все крупные налогоплательщики зарегистрированы в Москве и платят налоги там”, — жалуется советник губернатора Орловской области Алексей Богомолов. “С большими сложностями субъекты столкнутся, когда решатся монетизировать льготы по ЖКХ, — прогнозирует сенатор от Пермской области Татьяна Попова. — Пока это сделали лишь два субъекта”.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...005/11/10/99303
В республиках и областях его настроение не разделяют
Светлана Иванова
Арина Шарипова
Ведомости
10.11.2005, №211 (1492)Вопреки катастрофическим прогнозам губернаторов финансовое положение большинства регионов устойчиво, несмотря на монетизацию льгот. Доходы республик и областей за девять месяцев превысили расходы на 163 млрд руб., констатирует министр финансов Алексей Кудрин. Этот профицит бумажный, уверяют региональные чиновники.
Об успехах региональных бюджетов Кудрин рассказал, выступая перед депутатами Госдумы. “Доходы регионов растут, опережая инфляцию”, — радуется министр. За январь — сентябрь доходы территорий выросли на 24%, а профицит достиг 163 млрд руб. Несмотря на сложности, связанные с монетизацией льгот, число дефицитных регионов даже уменьшилось — в прошлом году их было 27, а теперь 20. Замруководителя департамента межбюджетных отношений Минфина Андрей Юрин добавляет, что доходы субъектов Федерации постоянно увеличиваются все последние годы: экономика растет, соответственно растут и налоговые платежи предприятий, объясняет чиновник.
Треть доходов региональных бюджетов формирует налог на прибыль, а поступления от него, вслед за растущими заработками компаний, стремительно увеличиваются в течение всех последних месяцев, соглашается Наталья Акиндинова из Центра развития. Прибыли добывающих отраслей с начала года выросли в реальном выражении на 49%, торговцы заработали на 13% больше, а компании, работающие в сфере услуг, нарастили прибыль на 22%. В бюджеты субъектов идет 17,5% из 24%-ной ставки по налогу на прибыль. Неудивительно, что с начала года региональные бюджеты получили на 58% больше налога на прибыль, чем планировали. А рост зарплат привел к 20%-ному увеличению платежей по подоходному налогу, добавляет Владимир Редькин из Центра фискальной политики. За счет этого налога формируется почти четверть бюджетов территорий.
Проблема в том, что профицит распределился по регионам очень неравномерно — львиная доля средств осела в традиционно богатых регионах, отмечает Илья Трунин из Института экономики переходного периода. По расчетам Центра фискальной политики, в этом году бюджет Санкт-Петербурга получил на 44% больше, чем годом раньше. Доходы бюджета Москвы выросли на 32%, Ярославской области — на 34%, Свердловской области — на 29%, Ставропольского края — на 27%. Зато, например, Орловская, Ивановская, Тамбовская области едва сводят концы с концами. А Липецкая область, Калмыкия и Чукотка вообще собрали денег меньше, чем в прошлом году.
Финансовое положение регионов не изменилось, убежден Александр Андряков из Экономической экспертной группы. Год назад общий профицит региональных бюджетов составил 1% ВВП, и сейчас он находится на том же уровне. “Монетизация льгот не повлияла на финансовое положение регионов, — полагает эксперт. — Но только потому, что она там еще не состоялась”. Льготы были переведены в денежную форму для так называемых федеральных льготников. За них центр исправно переводит губернаторам деньги. А собственно региональные льготы до сих пор в большинстве случаев предоставляются в “натуральном” виде, губернаторы монетизировали лишь бесплатный проезд.
“Территории сумели даже сэкономить на монетизации”, — говорит Александр Дерюгин из Центра фискальной политики. Денежная компенсация, которую они теперь выдают льготникам, меньше, чем реальная стоимость льгот. К тому же раньше местные власти предоставляли право бесплатного проезда в общественном транспорте 10 млн обычных пенсионеров. Но льготниками они не являются, поэтому с нового года финансировать их бесплатный проезд не обязаны ни центр, ни регионы. “Кое-где власти продолжают это делать, но далеко не везде”, — говорит Андряков.
Сами регионы категорически не согласны с радужными оценками Минфина. “В отчетах фигурирует кассовое исполнение бюджета, а не реальное, — говорит чиновник администрации Архангельской области. — В конце месяца, когда готовится отчетность, в бюджете всегда большой профицит: компании в это время перечисляют налоговые платежи, а распределить их еще не успели”. “Профицит — он только на бумаге”, — соглашается министр финансов Ставропольского края Татьяна Погорелова. По ее оценкам, к концу года дефицит Ставропольского бюджета может достигнуть 900 млн руб. “Все крупные налогоплательщики зарегистрированы в Москве и платят налоги там”, — жалуется советник губернатора Орловской области Алексей Богомолов. “С большими сложностями субъекты столкнутся, когда решатся монетизировать льготы по ЖКХ, — прогнозирует сенатор от Пермской области Татьяна Попова. — Пока это сделали лишь два субъекта”.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...005/11/10/99303